Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
1. Методические основы первичных учетных документов
1.1 Формы первичных документов
1.2. Процедура утверждения первичных форм
2. Реализация социального учета на примере ООО «Невский металлургический завод»
2.1 Первичные учетные документы для ведения социального учета
Регистрация хозяйственных факторов в учетных регистрах является наиболее ответственным этапом учетной работы. В них группируются и систематизируются на счетах синтетического и аналитического учета данные о состоянии и движении хозяйственных средств и источников, используемые для составления финансовой отчетности.
Регистры бухгалтерского учета
По объему информации
По видам учетных записей
По внешней форме
Синтетические
Ведомости
Хронологические
Аналитические
Систематические
Книги
Комплексные
Комбинированные
Карточки
Машинограммы
Рис. 1 − Классификация учетных регистров
Распорядительные документы дают право на совершение строго определённых распоряжением соответствующего должностного лица хозяйственных операций. Например, чек, подписанный руководителем организации, позволяет кассиру получить определённую сумму в банке с её расчётного счёта. В качестве распорядительного документа можно привести доверенность на получение товарно-материальных ценностей.
Оправдательные документы подтверждают, что указанные действия в соответствующем документе выполнены лицом, представляющим такой документ. Так, авансовый отчет со всеми оправдательными документами, приложенными к нему, рассматривается как оправдательный (исполнительный) при сдаче его подотчётным лицом бухгалтеру. В качестве оправдательного документа можно привести документ по оприходования денежных средств.
По порядку формирования различают первичные и сводные документы.
Первичные документы находятся в начале технологической цепочки учётного процесса. Он составляют основу первичного учёта. Именно в первичном документе регистрируется факт хозяйственной жизни путём предварительного его наблюдения и измерения. К ним относятся инвентарная карточка учёта основных средств (ф. № ОС-6), акт о приёмке материалов
(ф. № М-7) и др.
Сводные документы составляются на основе первичных документов. Их применение связано с необходимостью сокращения первичных документов. Обобщение последних таким путём предоставляет возможность на другом уровне анализировать информацию о совершаемых хозяйственных операциях. Так, в представленных материально-ответственными лицами товарных отчётах за определённый отрезок времени в денежном выражении отражается движение товарно-материальных ценностей по приходу и расходу. Основанием для составления товарных отчётов явились первичные учётные документы (акты приёмки, акты на списание и пр.).
Кассовые отчёты составляются по данным приходных и расходных кассовых ордеров и приложенных к ним оправдательных документов (платёжно-расчётных или платёжных ведомостей на выдачу заработной платы, заявлений на оказание материальной помощи и т.п.).
Первичные и сводные учётные документы могут составляться как на бумажных, так и машинных носителях информации. Если документ составлен на машинном носителе, то одновременно для других участников хозяйственных операций должна быть подготовлена его копия в бумажной форме. Данное условие сохраняется также при наличии требования правоохранительных органов и органов, осуществляющих контроль в соответствии с действующим законодательством.
По способу использования − применяются разовые и накопительные документы. Их различие − в степени охвата хозяйственных операций.
Разовые документы фиксируют единовременно в документе одну или несколько хозяйственных операций. При соблюдении определённых требований, предъявляемых к документу, информация, содержащаяся в нём, служит основанием для составления бухгалтерской записи в учёте. К таким документам относятся приходные и расходные кассовые ордера, требования-накладные на отпуск (внутреннее перемещение) материалов и др.
Накопительные документы формируют информацию об однородных хозяйственных операциях за определённый отрезок времени (день, декаду, месяц).
Их преимущество проявляется в сокращении первичных учётных документов и усилении контроля за движением имущества и обязательств. Кроме того, значительно упрощается техника ведения бухгалтерского учёта.
Примером таких документов являются накопительные наряды по начислению заработной платы рабочим массовых профессий, выполняющим ежедневно одни и те же операции. Они, как правило, ведутся на бригаду и закрываются один-два раза в месяц.
При ежедневном отпуске однотипных материалов в производство в качестве накопительных документов применяются лимитно - заборные карты.
По месту составления документы подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние документы оформляются в организации. Они имеют внутреннее применение. К ним относится подавляющая часть документов, имеющих документов, имеющих обращение на данном предприятии. Это авансовые отчёты подотчётных лиц, табели учёта использования рабочего времени, инвентарные карточки учёта основных средств, приходные ордера и пр.
Внешние документы составляются на стороне другими предприятиями и организациями. На входе в данную организацию они должны быть зарегистрированы. Это счета-фактуры, платёжные поручения и т.п. Требования, предъявляемые к внутренним и внешним документам, в основном одни и те же. Однако все внешние документы должны быть оформлены на бланках унифицированных форм. При их отсутствии допускается представление документов иной формы, которые должны содержать обязательные реквизиты.
По количеству учётных позиций различают однопозиционные и многопозиционные документы.
Однопозиционные документы носят узко специализированный характер, ограничиваясь отражением операции движения одного наименования объекта учёта (например, операций по приходу и расходу товарно-материальных ценностей по одному номенклатурному номеру).
Если в документе представлены операции по отражению движения нескольких наименований, пусть даже в пределах одной группы (подгруппы), то такие документы называются многопозиционными (многострочными). Примером таких документов являются расчётно-платёжные ведомости, лимитно - заборные карты и др.
Многопозиционные документы находят в последнее время широкое применение в практической учётной работе. Преимущество их − в уплотнении информации, поскольку справочные сведения по учитываемому объекту заносятся в такие документы один раз. Они более удобны в условиях внедрения автоматизированного учёта.
По оформлению однородных операций выделяют унифицированные и прочие документы.
Унифицированные документы это типовые документы, утверждённые в установленном порядке и предназначенные для оформления однородных операций в организациях с различной формой собственности и различными отраслевыми особенностями. Среди унифицированных документов различают авансовые отчёты, платёжные поручения и т.п. Они обязательны к применению всеми организациями, независимо от форм собственности, осуществляющими деятельность на территории РФ.
Автоматизация бухгалтерского учёта расширяет возможности разработки и применения унифицированных первичных документов и электронных версий.
Унификация документов ведёт к упорядочению документации. Она должна осуществляться одновременно со стандартизацией документов, т.е. разработкой одинаковых размеров их бланков. Это позволяет сократить расход бумаги на изготовление документов, упрощает их обработку и хранение.
Не вошедшие в указанный перечень документы представляют собой прочие документы. К прочим документам принято относить документы накопительного характера: ведомость расчёта износа (амортизация основных средств, ведомость распределения торговой наценки между проданными и не проданными товарами и пр.)
Наконец, по способу заполнения различают документы, заполняемые:
− вручную;
− на компьютере;
− полностью составляемые автоматизированным путём.
К документам, заполняемым вручную, относятся документы внутреннего пользования. К ним в первую очередь относятся различного рода разработочные таблицы: начисление износа по малоценным и быстроизнашивающимся предметам, основным средствам, а также накопительные ведомости и пр.
Документы, заполняемые частично механизированным путём, представлены чаще всего в виде макетированных карт. При этом речь идёт не столько о заполнении документов указанным путём, сколько о машинном, скорее техническом, способе измерения хозяйственных операций. С этой целью применяются различного рода приборы и устройства: счётчики, автоматические весы, мерная тара, пишущие электрические и иные машины.
Таблица 1
Формирования социальной политики ООО «НЗЛ»
Наименование регистра |
Хозяйственная операция |
Счет |
1 |
2 |
3 |
ОС-1 |
Строительство объектов основных средств экологического назначения |
08 Субсчет 3.2 |
ОС-1 |
Строительство объектов основных средств социального назначения |
08 Субсчет 3.3 |
ОС-1 |
Приобретение объектов основных средств экологического назначения |
08 Субсчет 4.2 |
ОС-1 |
Приобретение объектов основных средств социального назначения |
08 Субсчет 4.3 |
Продолжение таблицы 4 |
||
1 |
2 |
3 |
НМА-1 |
Приобретение нематериальных активов экологического назначения |
04 Субсчет 5.2 |
НМА-1 |
Приобретение нематериальных активов социального назначения |
04 Субсчет 5.3 |
2.2. Формирование социальной нефинансовой отчетности
Социальный отчет ООО «Невский металлургический завод» составлен по итогам работы компании в 2008 году. Это первый Отчет о корпоративной социальной ответственности компании, представлялся широкой общественности. Отчет содержал подробную информацию о социальных и экологических проектах Общества, об охране труда и здоровья, о развитии персонала и отношениях с различными группами стейкхолдеров, то есть дает подробное представление о социальной и экологической результативности компании.
В отчете нашли отражение основные производственно-экономические показатели за 2008 год. Показана динамика ряда показателей по сравнению с соответствующим периодом предшествующего года.
В отчете отражены те усилия, которые предпринимаются компанией для нейтрализации негативного воздействия и оказания позитивного содействия общественному развитию.
При составлении социального отчета ООО «Невский металлургический завод» принимались во внимание ожидания всех ключевых заинтересованных сторон. Перечень ключевых заинтересованных сторон составлен с учетом степени взаимозависимости интересов компании и каждой группы.
Ключевыми стейкхолдерами компании являются потребители, сотрудники, акционер, инвесторы, федеральные и региональные органы власти, СМИ, профсоюзные организации.
Ожидания стейкхолдеров компании можно разделить на универсальные и индивидуальные. Универсальными ожиданиями являлись информационная открытость и нацеленность компании на продуктивный диалог, и конструктивное сотрудничество с обществом. Индивидуальными требованиями, например, инвесторов, являлись прозрачность компании в процессе принятия решений, финансовая устойчивость и минимизация нефинансовых рисков, в также активное развитие инновационной составляющей деятельности.
Одно и то же ожидание может быть в той или иной степени актуально для различных групп заинтересованных сторон. Поэтому при подготовке отчета соблюдался определенный баланс учета универсальных и индивидуальных ожиданий, с тем, чтобы более полно отразить соответствующую информацию для каждого пользователя. Таким образом, круг отраженных в отчете тем соответствует ожиданиям стейкхолдеров и тем задачам, которые должен выполнить первый социальный отчет ООО «Невский металлургический завод».
Границы отчета определены также с учетом анализа ожиданий заинтересованных сторон и включают информацию о различных направлениях деятельности компании за отчетный период. Отчет охватывает наиболее значительные данные по результатам деятельности некоторых организационных единиц и реализации знаковых проектов с участием компании.
В деловой практике большинства развитых стран мира непременным условием успешного развития бизнеса является активное, ответственное и продуктивное взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами. Ведущая роль в этом процессе принадлежит компаниям, чья деятельность имеет наиболее значительное влияние на общество и окружающую среду.
Исходя из высокой общественной значимости деятельности и в целях реализации своей миссии, ООО «Невский металлургический завод» осуществляет широкий комплекс мероприятий социального и экологического характера, направленный, на расширение и повышение эффективности взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами (стейкхолдерами), а именно: