Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Исследование местного самоуправления в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо общей оценки, экспертам было предложено определить достаточность собственных финансовых доходов, частных инвестиций, а также средств, привлекаемых из федерального/регионального бюджета. По последнему пункту эксперты дали более высокие оценки, только 60,7% оценили их, как недостаточные, 29,8% выбрали вариант ответа «достаточно, но не в полной мере». Собственные финансовые доходы и частные инвестиции эксперты в большинстве своем считают недостаточными (77,6% и 81,4% соответственно)[34].

При этом перечень вопросов местного значения постоянно расширяется, не подкрепляясь соответствующими финансовыми ресурсами[35].

Учитывая низкий уровень финансовой обеспеченности местных бюджетов, взаимодействие органов МСУ с органами государственной власти может выступать как источник развития местного самоуправления при налаживании партнерских, конструктивных отношений, позволяющим консолидировать усилия и финансовые средства, так и источником значительных ограничений при деформации данных взаимодействий. В связи с чем, значительный интерес представляет анализ оценок руководителей местных органов власти основным аспектам взаимодействия с государственной властью.

Всероссийским Советом местного самоуправления в ноябре 2012 года было проведено исследование «Взаимодействие органов местного самоуправления с органами прокуратуры» (опрошено было 2280 руководителей органов местного самоуправления, выборка обработанных анкет составила 497 анкет). Результаты опроса руководителей местных органов власти, выявили значительные ограничения автономии местного самоуправления, высокий уровень отвлечения кадровых, организационных ресурсов от действительно значимых проблем муниципального образования на обеспечение взаимодействия с государственными органами власти при проведении контрольно-надзорных мероприятий. Подавляющее большинство респондентов отметили недопустимо завышенное количество проверок и контрольных мероприятий, проводимых органами государственной власти.

Жесткость, избыточность контрольно-надзорных санкций, недостаточность учета фактических возможностей органов местного самоуправления деформирует практику взаимодействий органов государственной власти и местного самоуправления, закрепляя доминантную, а не партнерскую модель их взаимоотношений. Основными условиями развития местного самоуправления являются привлечение высокопрофессиональных кадров в органы МСУ, повышение муниципальной активности граждан[36].


Отметим ряд проблем. В первую очередь, это уровень профессионализма муниципальных служащих[37]. Не в полной мере удовлетворены уровнем образования муниципальных служащих 42,5% экспертов, почти 2/3 опрошенных руководителей местных органов власти в той или иной мере отмечали недостаточность штатных сотрудников. Еще одна значимая проблема - высокий уровень влияния региональной власти на местное самоуправление. В условиях тотальной дотационности современных муниципальных образований, эффективность деятельности местных органов власти определяется не столько профессионализмом, привлечением инвестиций, работой с населением, внедрением инноваций в развитие инфраструктуры, сколько привлечением межбюджетных трансфертов из региона.

Соответственно, руководители, в первую очередь, ориентированы на выстраиванием отношений с региональной властью, нежели на работу на своей территории. Это нашло отражение в результатах опроса населения. Только 4% опрошенных уверены, что руководители местных органов власти хорошо знают проблемы территории, социальной инфраструктуры, потребности жителей. Почти половина опрошенных респондентов не доверяют органам местного самоуправления. Более половины опрошенных респондентов считают, что местная власть ориентирована только на вышестоящее руководство[38].

Таким образом, формирование условий для эффективного взаимодействия населения и местной власти является одной из приоритетных направлений работы в современных условиях.

Отметим положительные практики в данной сфере. В современных российских условиях накоплен значительный опыт эффективных практик взаимодействия местных органов власти и общественности. В рамках нормативно-оценочной деятельности особого внимания заслуживает реализация проекта «Народный бюджет» в г. Красноярске. Принимая участие в референдуме, жители самостоятельно вносили предложения, определяли проекты, нуждающиеся в первоочередном финансировании. В организационной сфере традиционно реализуются конкурсы социально значимых проектов.

Территориальный принцип объединения людей коллективизирует и сильно сплачивает местное сообщество, создавая атмосферу взаимопомощи и взаимовыручки, предоставляя возможность решения общих задач, которые не под силу одному человеку, одной семье[39].

Данная практика взаимодействия является особенно значимой, позволяя не только повысить уровень социальной активности и ответственности граждан, но и снизить бюджетные расходы на развитие социальной инфраструктуры. Субсидии на реализацию проектов предоставлялись на условиях софинансирования, основную долю бюджета проекта составляли собственные средства заявителя. Осуществление общественного контроля является одним из наиболее значимых направлений взаимодействия местных органов власти и населения. Однако в российских муниципальных образованиях накоплен незначительный опыт формирования условий, обеспечивающих реальное осуществление общественного контроля.


Практика показывает, что апробация и внедрение новых моделей государственно-общественного управления оказываются значимы не только для системы общего образования, но для разных групп общественности: родительской, местного сообщества, бизнеса[40].

Достаточно интересным представляется практика привлечения общественности к контролю за проведением дорожно-ремонтных работ на дворовых территориях и внутриквартальных проездах в г. Перми. Так, муниципальное учреждение «Пермблагоустройство» предложило жителям города, общественным организациям не только высказывать пожелания, способствующие определению приоритетных объемов работ, но и осуществлять контроль за деятельностью подрядных организаций. Результатом такой практики стал учет пожеланий жителей, расширение перечня ремонтных работ, устранение выявленных недостатков (заниженный уровень бордюрного камня, укладка несогласованной асфальтобетонной смеси)[41].

На наш взгляд, необходимыми условиями формирования социального партнерства местных органов власти и населения являются: информационная открытость органов власти, создание организационных структур, обеспечивающих артикуляцию и агрегирование интересов граждан; привлечение экспертов, осуществляющих научную оценку управленческих решений; просветительская работа, направленная на повышение уровня информированности граждан о возможных формах участия в системе общественного контроля; грантовая поддержка деятельности инициативных граждан, общественных организаций.

Заключение

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в Российской Федерации», местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией, федеральным законодательством, а в случаях, установленных им, – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы МСУ вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций[42].

Анализ основных подходов ученых к толкованию понятия функций местного самоуправления позволяет сделать вывод, что функции местного самоуправления определяются как минимум в двух направлениях.

В широком смысле функции местного самоуправления – это деятельность населения, направленная на осуществление конституционных прав посредством реализации своих полномочий на определенной географической территории с учетом ее социальных, исторических, этнических, культурных и иных особенностей.


В узком понимании функции местного самоуправления можно определить как деятельность сформированных населением органов местного самоуправления, направленную на решение вопросов местного значения.

Таким образом, на основе вышеприведенных понятий можно сделать вывод и дать следующее определение функции местного самоуправления: функциями местного самоуправления являются основные направления деятельности субъектов местного самоуправления, направленные на решение вопросов местного значения, путем компетенционального воздействия на объект муниципального управления.

Анализ положений законодательства в области местного самоуправления позволяет говорить о закреплении жесткой четырехуровневой системы органов местного самоуправления с обязательным наличием представительного, исполнительно-распорядительного органа – местной администрации, главы муниципального образования и контрольного органа.

Становление местного самоуправления в России является одной из самых приоритетных задач современности, но надо признать, что это будет длительный и сложный процесс, где потребуется преодолеть целый комплекс бюрократических и житейских трудностей. Ясно, что для создания эффективной модели местного самоуправления необходимо осуществить децентрализацию власти, с тем чтобы локальные вопросы решались местными органами самостоятельно и под их ответственность. Такая форма организации власти позволит усовершенствовать систему управления для обеспечения потребностей населения на местах[43].

Важнейшими проблемами современного местного самоуправления и муниципального права в РФ являются проблемы формирования его финансовой базы, законодательное закрепление и обеспечение финансовых гарантий самостоятельности муниципальных образований. Без стабильных и достаточных финансовых источников местное самоуправление неэффективно, нежизнеспособно. Можно наделить органы местного самоуправления разнообразными и широкими полномочиями, однако, если не обеспечить соответствующей материально-финансовой базы, они так и останутся нереализованными.

Необходимыми условиями формирования социального партнерства местных органов власти и населения являются: информационная открытость органов власти, создание организационных структур, обеспечивающих артикуляцию и агрегирование интересов граждан; привлечение экспертов, осуществляющих научную оценку управленческих решений; просветительская работа, направленная на повышение уровня информированности граждан о возможных формах участия в системе общественного контроля; грантовая поддержка деятельности инициативных граждан, общественных организаций.


Список литературы

Конституция РФ. 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

О внесении изменений в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: федеральный закон от 27.05.2014 № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. N 22. Ст. 2770.

По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 N 30-П // Собрание законодательства РФ. 2015. N 50. Ст. 7226.

Постановление Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 N 30-П "По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы». [Электронный ресурс]. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

Постатейный комментарий к ФЗ от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» / под ред. А.Г. Бабичева, С.Ю. Наумова. – М., 2010.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131 - ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: http: // www.consultant.ru / document / cons _ doc _ LAW _ 44571 / (дата обращения: 12.09.2017)

Аргунова Л.Г. Вопросы самоорганизации и социального участия граждан в жизни местных сообществ. Сплоченность общества и социальная справедливость: мировые тренды и российская реальность: Сборник материалов ХIII Международного социального конгресса. – М.: Изд-во РГСУ, 2014. – 446. С.41

Байнова М.С. Развитие вопросов местного значения местного самоуправления // Материалы Ивановских чтений «Формирование инфраструктуры муниципальных образований – основа устойчивого развития России» /Под редакцией проф. Уржа О.А. – М.: Издательство РГСУ, 2013. – №3. С. 18