Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Исследование местного самоуправления в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность определяется теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с развитием местного самоуправления и его институтов в Российской Федерации. Вот уже более двадцати лет в России идет процесс становления местного самоуправления как самостоятельного уровня публичной власти. Этот процесс сопровождается постоянной реформой его организации. Формирование эффективных правовых механизмов ответственности и контроля деятельности субъектов, осуществляющих муниципальную власть, является самостоятельным направлением реформы организации местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе.

Целью курсовой работы является исследование местного самоуправления в России.

Задачи курсовой работы:

  • исследовать понятие и содержание местного самоуправления;
  • рассмотреть функции местного самоуправления;
  • проанализировать современное состояние и проблемы местного самоуправления в РФ;
  • Выявить тенденции и перспективы развития местного самоуправления в России.

Предмет исследования – местное самоуправление в РФ.

Объектом исследования является развитие местного самоуправления в России.

Научно-теоретическая основа работы. При выполнении работы использованы монографии и публикации, посвященные исследованию местного самоуправления в России.

Методологическую основу исследования составляют труды ведущих зарубежных ученых-экономистов, посвященных проблемам функционирования местного самоуправления. Сравнительный анализ теоретико- методологических подходов к проблеме местного самоуправления позволил выявить общие проблемы и подходы к данному феномену зарубежных авторов, рассмотреть эволюцию понятия «местное самоуправление». Для изучения законов и нормативных актов, касающихся сферы местного самоуправления, применялся комплекс формально-правовых методов.

Информационная база исследования представлена действующими нормативно-правовыми и законодательными актами, монографиями и учебными работами ведущих экономистов, материалами периодической печати, материалами конференций, сборниками научных трудов, электронными источниками, актуальными статистическими материалами.

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.


Глава 1. Теоретические аспекты местного самоуправления

1.1.Понятие и сущность местного самоуправления

Термин «местное самоуправление» (МСУ) в отечественной науке муниципального права не имеет единого толкования, которое разделяли бы все ученые. Существует несколько традиционных подходов к определению сущности местного самоуправления[1].

По мнению одних ученых, в основе этого определения лежит общественное, самоуправленческое независимое начало. Другая группа правоведов настаивает на том, что местное самоуправление является частью государственного механизма[2]. Существует мнение, что местное самоуправление сочетает в себе как государственные, так и общественные черты, являясь самостоятельным уровнем публичной власти. Местное самоуправление целесообразно рассматривать как низовой уровень публичной власти в государстве. При реализации своих полномочий оно не должно нарушать определенные законом рамки, его функционирование не вправе противоречить государственной власти[3].

В ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г. и ратифицированной Федеральным Собранием Российской Федерации 11 апреля 1998 г., «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов МСУ регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения». Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. восприняла положения Европейской хартии 1985 г. и хотя не содержит определения местного самоуправления, на конституционном уровне закрепила право населения на МСУ и признала его одной из основ конституционного строя (ст. 3, 12, 18, 130 и др.).

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в Российской Федерации», местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией, федеральным законодательством, а в случаях, установленных им, – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы МСУ вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций[4].


Местное самоуправление можно рассматривать как[5]:

а) одну из основ конституционного строя;

б) форму народовластия;

в) элемент правового статуса гражданина.

Среди основ конституционного строя местное самоуправление является важнейшим институтом, в большой мере определяющим Российское государство как демократическое и правовое[6].

В Конституции о МСУ говорится в связи с осуществлением народом своей власти, распределением форм собственности. При этом подчеркивается роль самоуправления в общем механизме управления обществом. Учитывая, что данные нормы имеют особую юридическую силу, законодатель должен руководствоваться ими при дополнении или изменении Конституции. Европейская хартия МСУ закрепляет, что именно на местном уровне непосредственно может быть обеспечено участие граждан в управлении государством. В соответствии с Конституцией РФ единственным источником власти в Российской Федерации признается народ (источник власти един). Формы реализации власти различны.

Народовластие осуществляется непосредственно, а также через органы государственной власти и органы МСУ. Статья 12 Конституции РФ устанавливает, что органы МСУ не входят в систему органов государственной власти. Данное положение создает предпосылку для противопоставления государственной и муниципальной власти, государства и МСУ. В действительности ст. 12 Основного Закона говорит об относительном организационном обособлении МСУ. Представительные органы МСУ состоят по преимуществу или полностью из депутатов, для которых эта работа "на общественных началах". Объем вопросов, которые решаются посредством прямой демократии, у МСУ выше, чем у органов государственной власти.

Иначе говоря, возможности прямого воздействия населения на местные дела значительно весомее, чем на государственные дела. Следует признать муниципальную власть самой близкой к населению. Право гражданина на осуществление МСУ не относится к числу основных прав и свобод человека и гражданина. Однако, несомненно, что оно имеет конституционное значение, на что обращает внимание Конституционный Суд РФ.

В Постановлении от 01.12.2015 № 30-П[7] Конституционный Суд установил, что закрепляя самостоятельность МСУ в качестве основного принципа его взаимоотношений с органами госвласти, Конституция Российской Федерации исходит из того, что эта самостоятельность не является абсолютной, она не предполагает отрицания организационного и иных форм взаимодействия органов МСУ и органов госвласти, но, однако, исключает решающее участие органов госвласти в собственно формировании органов МСУ, равно как и подмену органов МСУ органами госвласти при решении вопросов местного значения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2011 года N 9-П и от 24 декабря 2012 года N 32-П). Самостоятельность МСУ, проявляющаяся и в вопросах определения структуры его органов, служит, таким образом, не только пределом, ограничивающим произвольное вмешательство органов власти в дела МСУ, но и базой для его интеграции в систему публичной власти и поддержания в ней - на основе баланса интересов - межуровневого взаимодействия.


Органы государственной власти призваны оказывать на МСУ регулирующее воздействие, в частности путем определения основных, принципиальных параметров организационного устройства муниципальной власти и взаимосвязей между ее элементами, обусловленных конституционно-правовой природой МСУ как одного из уровней публичной власти, наиболее приближенного к населению, и учитывающих необходимость достижения с участием МСУ конституционных целей развития РФ; в свою очередь, права и обязанности МСУ, деятельность его органов и должностных лиц должны соответствовать Конституции РФ и основанным на ней законам и иным нормативным правовым актам[8].

Исходя из этого структура органов МСУ должна определяться населением не произвольным образом, а в рамках установленных федеральным законом общих принципов организации МСУ, в т.ч. относящихся к формам осуществления МСУ, способам и процедурам формирования органов муниципальной власти, их полномочиям и т.п[9].

Соответственно, федеральный законодатель, определяя на основе баланса конституционных ценностей и общенациональных интересов наиболее эффективный в конкретных исторических условиях организационно-правовой механизм достижения конституционных целей с участием всех уровней публичной власти, вправе не только выбирать оптимальные, на его взгляд, на данном этапе варианты (способы) формирования органов МСУ, но и осуществлять разграничение относящихся к установлению общих принципов организации МСУ полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ[10].

Вместе с тем, законодательное регулирование вопросов МСУ должно соответствовать требованиям Конституции РФ, а также общепризнанным принципам и нормам международного права и обеспечивать уважение и защиту права на осуществление МСУ как равноценного наряду с иными непосредственно действующими правами человека и гражданина, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти. Право гражданина на осуществление МСУ воплощает в себе широкий круг возможностей человека принимать участие в решении местных вопросов. Так, важнейшее значение имеют права: избирать и быть избранными в органы МСУ; принимать участие в местном референдуме; поступать на муниципальную службу; обращаться в органы МСУ.

Осуществление местного самоуправления включает и иные полномочия граждан[11]:


а) индивидуальные (принадлежат каждому гражданину и реализуются отдельными членами местного сообщества независимо от других его членов), например, право на доступ к муниципальной службе;

б) коллективные (осуществляются посредством коллективных действий членов местного сообщества). Например, право на правотворческую инициативу, право принятия решений по местным вопросам, право формировать органы МСУ.

В последние годы принимаются решения по повышению эффективности МСУ. Их можно разделить на несколько блоков[12]:

а) совершенствование вопросов территориальной организации МСУ,

б) оптимизация разграничения полномочий, материальных и финансовых ресурсов между уровнями власти, недостаточно.

Устойчивые темпы экономического роста, модернизация экономики, могут быть достигнуты только с активным участием субъектов РФ и муниципалитетов. Органы МСУ должны иметь больше полномочий по формированию инвестиционного климата и решения социально-экономических вопросов на местных территориях. Поэтому им необходимы соответствующие публичновластные полномочия и финансовая база.

1.2. Функции местного самоуправления

Формирование системы органов местного самоуправления на протяжении более чем двух десятилетий является предметом острых дискуссий. Новый импульс полемике придал Федеральный закон №136-ФЗ[13], который внес существенные изменения в регулирование структуры органов местного самоуправления.

Во-первых, он расширил полномочия субъектов РФ в данной сфере законодательного регулирования. Теперь субъекты РФ могут своими законами устанавливать структуру и способы формирования органов местного самоуправления.

Во-вторых, он фактически закрепил два уровня местного самоуправления: базовый (поселенческий) и верхний территориальный уровень (муниципальные районы, городские округа). Полемика, развернувшаяся на страницах специализированных изданий, касалась, преимущественно, вопросов структуры органов местного самоуправления[14][15].

Неоднозначность оценки Закона, в том числе с позиций его конституционности, расколола юридическую общественность на два лагеря. Ожидаемо появилось обращение в Конституционный Суд РФ, где ставились вполне конкретные вопросы относительно соответствия Конституции РФ некоторых его положений.