Файл: Основные направления налоговой политики России на современном этапе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ставка налога на прибыль зависит от налоговой юрисдик­ции и налоговой[3] базы: 2% в федеральный бюджет (3% в 2017 - 2020 годах); 0% для отдельных категорий налогоплательщиков.

18% в бюджет субъекта РФ (17 % в 2017 - 2020 годах). Законодательные органы субъектов РФ могут понижать ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5%(12,5 % в 2017 - 2020 годах).

Ставка может быть еще ниже:

  • для резидентов (участников) особых экономических зон и свободных экономических зон (п. 1, п. 1.7 ст. 284 НК РФ);
  • для участников региональных инвестиционных проектов (п. 3 ст. 284.1 НК РФ; п. 3 ст. 284.3 НК РФ);
  • для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития или свободного порта Владивостока (п. 1.8 ст. 284 НК РФ, ст. 284.4 НК РФ).

Налоговым кодексом РФ установлены, кроме основной, еще и специальные ставки на прибыль:

Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, по­лученные от российских источников, установлены в размере 10 и 20%. 10% от полученной прибыли иностранные организации отчисляют с доходов, связанных с международными перевозка­ми, в частности, полученных от использования, содержания или сдачи в аренду судов, самолетов, других транспортных средств или контейнеров. Остальные доходы иностранных ор­ганизаций, не связанные с деятельностью в Российской Феде­рации через постоянные представительства, облагаются нало­гом в 20%.

Отчетным периодом по налогу на прибыль является квартал, полугодие и 9 месяцев[4]. Для организаций, выбравших способ уплаты авансов по фактической прибыли (ежемесячно), отчетным периодом является месяц, два месяца и так до окончания года. Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год. Организации в течение года должны уплачивать авансовые платежи по итогам каждого отчетного периода (в зависимости от способа уплаты авансов). Более подробно о порядке расчета, сроках и способах уплаты авансовых платежей. Налог на прибыль подлежит уплате в срок до 28 марта следующего года.

По итогам каждого отчетного и налогового периода организациям необходимо сдавать налоговую декларацию. Если организация уплачивает ежеквартальные авансы, то декларации она сдает 4 раза (по итогам каждого квартала за год). При уплате авансов по фактической прибыли декларацию нужно сдавать 12 раз в год (с января по ноябрь и за год). Декларации по итогам отчетного периода сдается в ИФНС не позднее 28 дней с окончания отчетного периода. Декларация по итогам года не позднее 28 марта следующего года. Декларация сдается по месту учета организации и ее обособленных подразделений. Крупнейшие налогоплательщики отчитываются по месту учета. Плательщики налога на прибыль обязаны вести регистры налогового и аналитического учета. Если в налоговом периоде у налогоплательщика отсутствовали операции по налогу на прибыль и не было движения денежных средств по расчетным счетам и кассе он может подать единую упрощенную декларацию.


По данным сайта ФНС[5] Орловской области поступило Налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2016 году 2 770,2 млрд. рублей, или на 6,6% больше, чем в 2015 году.

Из общей суммы поступления в федеральный бюджет составили 491,0 млрд. рублей (18%), или на 0,1% меньше, чем в 2015 году, в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 2 279,1 млрд. рублей (82%), или на 8,1% больше, чем в 2015 году. В 2015 году указанное соотношение составляло 19% и 81%[6].

1.2 Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения продукции (товаров, работ, услуг). Добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализованной продукции (товаров, работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

НДС является косвенным налогом, т.е. надбавкой к цене товара (работы, услуги), которая оплачивается конечным потребителем. В доходной части российского бюджета НДС составляет более 40%, т.е. формирует большую часть бюджета.

НДС - один из наиболее «старых» налогов. В России он был введен в 1991 г. и всегда вызывал множество споров. Хотя прошло более 10 лет с момента его установления, он остается наиболее сложным налогом, как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов.

Налог взимается в бюджет методом частичных платежей: на каждом этапе технологической цепочки производства и обращения товара налог, подлежащий уплате, равен разнице между налогом, взимаемым при продаже, и налогом, принятым к зачету при покупке. Порядок расчета и уплаты НДС регламентируется гл. 21 НК РФ. Статьей 143 НК РФ установлено, что плательщики НДС – это юридические лица (российские и иностранные), а также индивидуальные предприниматели, состоящие на налоговом учете. Кроме того, к плательщикам этого налога относятся лица, осуществляющие перемещение товаров и услуг через границы Таможенного союза, но только в том случае, если таможенное законодательство устанавливает обязанность его уплаты. При[7] расчете суммы к оплате налогоплательщик имеет право сумму налога, рассчитанную от реализации собственной продукции или услуг, уменьшить на сумму налога, уплаченную им в свою очередь в стоимости материалов, товаров, оборудования, инструментов, приобретенных для процесса производства у своих поставщиков. Воспользоваться этим правом можно только при наличии правильно заполненной счет-фактуры от поставщика. Юридические лица, работающие по специальным налоговым режимам: упрощенной системе налогообложения, единому налогу на вмененный доход, единому сельхозналогу, — не являются плательщиками НДС. В стоимость производимой продукции и услуг, реализуемых такими предпринимателями, налог не включен. Благодаря этому принять к вычету входящий НДС на основании счет-фактур от своих поставщиков они не могут. От отчетности по НДС они также освобождены. Правила налогообложения в отношении данного вида налога существенно отличаются для субъектов, осуществляющих свою деятельность внутри государства, и тех, кто связан с импортом товаров. Это касается как ставки, так и порядка отчетности.


Налоговая ставка НДС может быть равна 0%, 10% и 18%. Есть еще понятие «расчетных ставок», равных 10/110 или 18/118. Их используют при операциях, указанных в пункте 4 статьи 164 НК РФ, например, при получении предоплаты за товары, работы, услуги. Все ситуации, при которых применяются определенные налоговые ставки, приводятся в статье 164 НК РФ.  

По нулевой налоговой ставке облагаются операции экспорта; трубопроводный транспорт нефти и газа; передача электроэнергии; перевозки железнодорожным, воздушным и водным транспортом. По 10% ставке – некоторые продовольственные товары; большинство товаров для детей; лекарства и медицинские изделия, не входящие в перечень важнейших и жизненно необходимых; племенной скот. Для всех остальных товаров, работ, услуг действует ставка НДС в 18%. Организация или предприниматель, чья выручка от реализации без учета НДС за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила в совокупности двух миллионов рублей. Существует ограничение: освобождение нельзя получить в отношении подакцизных товаров и импортных операций.

Освобождение от НДС[8] - это право, а не обязанность. Другими словами, компания или ИП с выручкой, отвечающей названным выше условиям, может продолжать платить налог на добавленную стоимость. Если же налогоплательщик решит воспользоваться освобождением, ему следует подать в свою налоговую инспекцию уведомление по утвержденной форме и ряд документов (выписку из книги продаж, копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур и некоторые другие). Предоставить эти бумаги необходимо не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого соблюдаются условия освобождения.

Налоговая база[9] для исчисления и уплаты НДС определяется налогоплательщиком самостоятельно. При реализации товаров, облагаемых по разным ставкам, налоговая база определяется отдельно по каждой из групп товаров (работ, услуг). Налоговым периодом (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается квартал. Моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15  статьи 167 НК РФ, является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки, реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Сумма налога, предъявляемая покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. По окончании квартала налогоплательщик обязан представить в свою налоговую инспекцию декларацию по НДС. Делать это нужно не позднее 25-го числа, следующего за истекшим кварталом. Отчитаться по налогу на добавленную стоимость должны все организации и предприниматели, которые являются налогоплательщиками НДС и не освобождены от уплаты НДС. В случае отсутствия начислений и вычетов следует подать «нулевую» декларацию. Уплата НДС должна производиться равными долями не позднее 25-ого числа каждого из трех месяцев по итогам отчетного периода (п. 1 ст. 174 НК РФ). В том случае, если указанная дата приходится на выходной день, срок уплаты переносится на следующий рабочий день. Перечислять[10] НДС надо в целых рублях, т.е. ту же сумму, что и по декларации. Это избавит от лишних расхождений и сверок.


По данным сайта[11] Налоговой инспекции орловской области, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2016 году поступило 2 657,4 млрд. рублей, или на 8,5% больше, чем в 2015 году. Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2016 году поступило 150,8 млрд. рублей, или на 6,4% больше, чем в 2015 году.

1.3 Акцизы

Акцизы[12] являются федеральным косвенным налогом, включаемым в стоимость подакцизных товаров и оплачиваемым покупателя­ми подакцизных товаров, регулируются НК РФ (главой 22 «Акцизы») и обязательны к применению на всей территории Российской Феде­рации.

В соответствии с главой 22 НК РФ налогоплательщиками акциза являются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодек­сом РФ.

Организации и иные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению.

Налоговый кодекс РФ дает исчерпывающий перечень подакциз­ных товаров:

  • спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
  • спиртосодержащая продукция с объемами долей этилового спирта более 9%;
  • алкогольная продукция;
  • пиво;
  • табачная продукция;
  • автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с);
  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • прямогонный бензин;
  • моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Различают несколько способов расчета суммы акциза:

по твердой ставке

по адвалорной ставке

по комбинированной ставке

Величина акциза по товарам, для которых определена твердая ставка, исчисляется по формуле, в которой учитываются такие составляющие:

- величина базы (указываемая в рублях либо натуральных показателях);

- размер ставки (в процентах либо в рублях в расчете на объем продукции).

Если для товара установлена комбинированная ставка, то формула будет выглядеть несколько сложнее. В ней учитываются:

- величина базы в натуральном выражении;

- значение ставки в расчете на единицу продукции;

- процентная доля налоговой базы;

- максимальный размер стоимости товаров, на которые начисляется акциз.


Общая величина[13] платежа определяется на основе всех сумм соответствующего налога по каждой категории товара, даже если ключевой элемент, составляющий акциз — ставка, — в каждом случае определяется по разным принципам. Исчисление величины сбора осуществляется по итогам прошедшего налогового периода и предполагает учет всех типов операций, связанных с оборотом подакцизной продукции.

Окончательная величина акциза, которая должна быть уплачена в бюджет РФ, определяется с учетом возможных вычетов по рассматриваемому типу налогов. При этом соответствующий показатель может быть положительным или отрицательным. В первом случае разница перечисляется в бюджет. Если вычеты — больше акцизов, то налог не уплачивается государству, а разница зачисляется в последующие расчеты фирмы с бюджетом. Соответствующие льготы по рассматриваемому налогу определяются согласно положениям НК РФ.

Сумма акциза должна быть перечислена в бюджет РФ налогоплательщиком до 25 числа месяца, который следует за прошедшим налоговым периодом. Если речь идет о перечислении налога по бензину и спирту фирмами, имеющими необходимые свидетельства, оно осуществляется до 25 числа третьего месяца, который следует за прошедшим налоговым периодом.

Уплачиваются акцизы, как правило, в тех населенных пунктах, где товары произведены. Иначе осуществляются расчеты по бензину и спирту. Если этанол приходуется фирмой, у которой есть свидетельство на выпуск не спиртосодержащих товаров, то акциз уплачивается в населенном пункте, в котором соответствующая операция осуществляется. Если бензин получается фирмой, у которой есть свидетельство на переработку топлива, то акциз уплачивается в населенном пункте, в котором зарегистрирован налогоплательщик. Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2016 году составили 1 293,9 млрд. рублей, или на 27,6% больше, чем в 2015 году[14]. Формирование доходов по сводной группе акцизов в 2016 году на 83% обеспечено за счет поступлений акцизов на табачную продукцию – 36%, акцизов на нефтепродукты – 35%, акцизов на алкогольную продукцию – 13%.

Из общей суммы 2016 года поступления в федеральный бюджет составили 632,2 млрд. рублей (49%), или на 19,8% больше, чем в 2015 году, в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 661,7 млрд. рублей (51%), или на 36,0% больше, чем в 2015 году.