Файл: Основные направления налоговой политики России на современном этапе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.4 Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых один из самых «молодых» налогов в российской налоговой системе. Он был введен в действие с принятием 26 главы Налогового кодекса с 1 января 2002 г.

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр. В соответствии с Законом «О недрах» [15]пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления недр в пользование. Недра могут быть предоставлены в пользование (см. ст. 6 Федерального закона «О недрах») для:

регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр и иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых и иных работ, не связанных с добычей полезных ископаемых;

разведки и добычи полезных ископаемых;

строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздорови- тельное и иное значение;

сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Из приведенного перечня мы видим, что только один вид недропользования может формировать объект налогообложения, а именно — добыча полезных ископаемых.

Главой 26[16] Налогового кодекса установлены следующие виды налоговых ставок:

Адвалорные ставки (в процентах) – применяются в отношении налоговой базы, определяемой как стоимость добытого полезного ископаемого.

Специфические ставки (в рублях за тонну) – применяются в отношении налоговой базы, определяемой как количество добытого полезного ископаемого.

Льготная налоговая ставка 0 процентов (0 рублей). [17]

По налогу на добычу полезных ископаемых установлены налоговые ставки от 0 до 8% (ст. 342 НК РФ).

Сумма налога исчисляется самостоятельно и определяется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы отдельно по каждому виду добытых полезных ископаемых.


Уплачивается налог не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, каковым является месяц.

Не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, налогоплательщиком представляется налоговая декларация. Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2016 году поступило 2 929,4 млрд. рублей, или на 9,2% меньше, чем в 2015 году.[18]

1.5 Водный налог

Водный налог является федеральным налогом, устанавливается НК РФ (главой 25.2 «Водный налог») и обязателен к уплате на всей территории РФ, установлен гл. 25.2 НК РФ и введен в действие с 1 января 2005 г. вместо действовавшей до этого платы за пользование водными объектами.

Налогоплательщиками водного налога[19] признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.

Объектами налогообложения водным налогом, признаются следующие виды пользования водными объектами:

  • забор воды из водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта налогообложения.

Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от объекта налогообложения и налоговой базы.

По каждому виду водопользования[20], признаваемому объектом налогообложения, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

  • При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
  • При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.
  • При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.
  • При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Размеры ставок водного налога установлены в рублях за единицу налоговой базы в зависимости от вида водопользования и различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям. Кроме того, при заборе воды учитывается экономический район, а также является ли водный объект поверхностным или подземным.

Указанные в НК РФ ставки налога применяются при заборе воды в пределах установленных лимитов. При заборе воды сверх установленных лимитов предусмотрено увеличение ставок в 5 раз.

При исчислении водного налога за пользование акваторией водного объекта ставка налога установлена на год. Поэтому налог за отдельный налоговый период исчисляется как % суммы налога, исчисленной по годовой налоговой ставке.

Ставка водного налога при заборе воды для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за 1000 куб. м воды.

Налоговый период по водному налогу

Налоговым[21] периодом по водному налогу признается квартал.

Налог подлежит уплате не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (т. е. не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января).

Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Подлежащий уплате налог представляет собой сумму, полученную в результате сложения размеров налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

При этом налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Водный налог уплачивается также налогоплательщиками — иностранными лицами, подпадающими под его условия, которые обязаны предоставлять копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

1.6 Государственная пошлина

Государственная пошлина[22] - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ Глава 25.3., при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. Иначе говоря, это милиция, суды, Загсы, нотариальные конторы и другие ответственные финансовые организации.


Государственная пошлина РФ взимается[23]:

При необходимости обращения в судебные инстанции общей юрисдикции.

При обращении с просьбой о рассмотрении дела мировым судьей.

При подаче иска в конституционный суд.

При оформлении любых нотариальных документов.

При регистрации акта гражданского состояния.

При получении права на гражданство или снятия гражданства.

При выезде из страны или въезде в нее.

При оформлении документов и регистрации юридического лица.

Для вступления в юридическую силу доверенностей, завещаний, договоров.

Выдача уполномоченными органами документов и их дубликатов является действиями, имеющими юридическое значение, при получении так же требуется оплата государственной пошлины. Исключение составляет выдача копий подобных документов. Заказывая копии ничего оплачивать не нужно.

Государственная пошлина, как и другие виды налогов, предусмотренные Российским законодательством, является обязательным видом внесения денежных средств в государственный бюджет. На госпошлину распространяются все общие условия, которые предусмотрены на другие виды налогов. Единственным отличием является целевой характер перечислений.

Так как государственная пошлина является федеральным сбором с граждан и организаций, то ее оплата обязательна на территории всех регионов Российской Федерации. Размер государственной пошлины определяется в соответствии со статьями № 50; 56; 61; 611; 612 кодекса о бюджете. Все поступающие средства от получения госпошлины перечисляются в активы местного или федерального бюджетов, или бюджета федеральных субъектов. Ставки государственной пошлины бывают разные:

Фиксированные (твердые).

Адвалорные.

Смешанные.

Чаще всего применяются твердые фиксированные [24]размеры пошлины. В случае назначения адвалорных или смешанных величин государственной пошлины применяются прогрессивные или пропорциональные ставки.

Пропорциональный вид назначения размера пошлины применяется к документам на имущество, и зависит от степени родственных связей. Прогрессивный вид пошлины предусматривает увеличение размеров налога, в зависимости от увеличения стоимости базы, подлежащей налогообложению.

При назначении прогрессивного вида пошлины отдельно оговаривается максимум и минимум назначаемых сумм. Величина госпошлины может так же зависеть от объема документа. В этом случае подсчитывается количество страниц, составляющих документ, и заверяется каждая из них.


1.7 Сборы за пользование объектами животного мира

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов введены с 1 января 2004 г. главой 25.1 НК РФ[25]. Данные сборы заменили плату за пользование объектами животного мира и существовавшую систему продажи квот на вылов водных биоресурсов с целью промышленного рыболовства. Данные сборы относятся к федеральным сборам и обязательны для уплаты на всей территории Российской Федерации.

Для каждого сбора установлена своя категория плательщиков. Введение этого сбора преследовало цели повысить бюджет образующее значение налогов, связанных с использованием природных ресурсов и добиться оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной функциями налогов.

Плательщиками сбора[26] признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории РФ, во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Объектами обложения стали объекты животного мира и водных биологических ресурсов, на изъятие которых из среды их обитания требуется лицензия (разрешение).

Статья 333.3 устанавливает ставки сборов в зависимости от вида ресурсов на единицу измерения.

Сумма сбора определяется в отношении каждого объекта животного мира как произведение соответствующего количества объектов животного мира и ставки сбора.

Сбор за пользование объектами животного мира (кроме водных биоресурсов) взимается единовременно – при получении лицензии (разрешения), а сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов плательщики уплачивают в виде разового и регулярных взносов. Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10%. Уплата разового взноса производится при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов.

Уплата сборов производится:

• плательщиками – физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, – по местонахождению органа, выдавшего лицензию (разрешение);