Файл: Факторы, оказавшие негативное влияние на развитие франчайзинга в России в 2013-2017 гг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Снижение цен на нефть и введение западных санкций оказало влияние на франчайзинг по нескольким каналам: во-первых, они вызвали существенное обесценение национальной валюты[26], что вынудило Банк России повысить ключевую ставку до 17% в декабре 2014 г. для стабилизации экономической обстановки. Спустя некоторое время началось поступательное снижение уровня ключевой ставки (в феврале 2015 г. ставка была снижена до 15%, а с 13 марта - до 14%), однако решение о ее возвращении на прежний уровень (10,5%), предшествующий резкому повышению, было принято лишь в середине 2016 г.[27]

Как следствие, возросли процентные ставки по договорам кредитования малого и среднего бизнеса (и, в частности, бизнеса по франчайзингу). По более высокой цене кредиты стали доступны далеко не всем заемщикам. Снижение спроса повлекло за собой падение предложения: в 2014 г. многие программы кредитования на открытие бизнеса по франшизе были свернуты, и в 2015 г. банки практически перестали кредитовать франчайзи.[28]

Это привело к некоторому снижению количества покупок франшиз, изменилось качество запросов: если в прошлом году было много желающих приобрести франшизу с надеждой на банковское кредитование, то сейчас франчайзи хотят стать те, у кого уже есть средства, и они готовы их выгодно вложить (рис. 5).

Рис. 5. Источники инвестиций, используемых предпринимателями для покупки франшизы в 2016 г.[29]

Вторым фактором, оказавшим негативное влияние на франчайзинг в нашей стране, стало понижение в конце апреля 2014 г. международным агентством Standard & Poor’s суверенного рейтинга России в иностранной валюте с BBB до BBB-, с прогнозом по рейтингу «негативный». В связи с этим некоторые иностранные франчайзеры прекратили работу с партнерами

из России, чтобы снизить риски дефолта. Например, в 2014 г. немецкая компания-производитель одежды Gerry Weber сообщила о своем намерении пересмотреть работу со своими партнерами в России ввиду того, что компания не работает с клиентами из тех стран, которые имеют низкий кредитный рейтинг.[30]

2.2. Франчайзинг как эффективный инструмент привлечения инвестиций в условиях применения санкций Евросоюзом и США

Таким образом, санкции и общий спад отечественной экономики оказали определенное влияние на развитие франчайзинга в России. Однако в целом российский рынок франчайзинга показал в 2015 г. рост на 15%. Эксперты пришли к выводу. что рынок продолжает расти благодаря хорошей выживаемости компаний, работающих по франшизе. По статистике, после 5 лет работы закрываются только 8% франчайзинговых компаний, в то время как среди компаний, ведущих бизнес традиционным способом, в течение этого срока закрываются каждые три из четырех (рис. 6).


Рис. 6. Сравнительные данные выживаемости фирм с франчайзингом и без него[31]

Данный факт подтверждается тем, что даже в кризисные 2007-2009 гг. многие франчайзинговые проекты были стабильны, а некоторые (например, Subway, «Шоколадница», «ИНВИТРО») даже открывали новые компании. Зачастую это обусловлено тем, что франчайзинговые компании, как правило, имеют хорошо разработанные бизнес-модели и системы управления.

Более того, для некоторых компаний, использующих инвестиционный механизм франчайзинга, экономический спад является предпочтительным временем для расширения сети по той причине, что в это время исчезает проблема дефицита торговых площадей, которая сильно тормозит развитие сети.

В связи со снижением спроса на торговые площади и высокой долей вакантных площадей (в 2015 г. их доля достигла исторического максимума за последние 13 лет), многие арендодатели пошли навстречу клиентам.[32] Среди основных тенденций в этой сфере можно отметить переход с фиксированной арендной ставки на процент с оборота, перевод договоров в рубли или фиксацию валютного курса, сокращение размеров депозита, различные арендные каникулы.

Также стоит отметить, что в период санкций и экономического спада у потенциальных франчайзи появилась возможность купить франшизу на более выгодных условиях. Многие франчайзеры стараются различными способами повысить привлекательность своих продуктов с целью сохранения и увеличения занимаемой доли рынка в непростое для развития время.

В сфере общественного питания для многих франшиз фаст-фуда и кофеен снижается размер паушального взноса: холдинг «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» (бренды «Сбарро», «Елки-Палки», Yam Kee) снизил размер роялти с 7 до 5% для одного из своих проектов. Другим способом повышения привлекательности франшизы для потенциальных и действующих франчайзи стала фиксация курса в расчетах с партнерами. Так, владелец мастер-франшизы американского кафе йогуртового мороженого Тutti Frutti Frozen Yogurt на территории СНГ - компания GingerBrandMan - перевела все расчеты с партнерами на рубли, а также зафиксировала размер вознаграждения за вступление во франчайзинговую сеть, т.е. паушального взноса.[33]

Некоторые сети ресторанов предлагают потенциальным партнерам вступить в их сеть на таких условиях: предприниматель, владеющий рестораном или баром, меняет вывеску и адаптирует свой бизнес под франчайзера. При этом у него появляется возможность снизить издержки (благодаря наличию у франчайзера сетевых скидок на закупку напитков и ингредиентов) и получить дополнительный приток клиентов за счет присоединения к известному бренду.


Франчайзеры из сферы розничной торговли обычно не взимают паушальный взнос, поэтому они идут другим путем, например, предоставляют льготные условия поставки или возможность вернуть нераспроданный товар. Так, обувной ритейлер Alba в 2015 г. запустил программу возврата непроданного в конце сезона товара. Также ритейлер начал предоставлять своим партнерам систему оплаты по факторингу, которая позволяет получить отсрочку платежа за процент от суммы, подлежащей оплате. Сам процент делится пополам между франчайзером и франчайзи. Такие меры были приняты для того, чтобы у франчайзи появились свободные средства.[34]

Франчайзеры из сферы услуг, которых кризис коснулся меньше остальных, реже делают специальные предложения. Чаще всего это скидка на паушальный взнос, отсрочка или незначительное снижение роялти на краткосрочный период.[35]

Все правообладатели делают расчет на то, что после кризиса рынок начнет расти, и сейчас главное на нем удержаться, не растерять текущих партнеров и, по возможности, найти новых. Таким образом, в настоящее время условия для покупки франшизы достаточно благоприятны.

Именно поэтому некоторые компании в настоящее время ожидают рост числа желающих стать их франчайзи. В основном это касается компаний, которые имеют крупное производство в России. Они менее зависимы от импортных закупок в нестабильной ситуации с курсом валют и потому более привлекательны для потенциальных франчайзи.[36]

Таким образом, в настоящее время франчайзинг приобретает особую популярность как прогрессивная форма реализации инвестиций, так как в период экономического спада и санкций наиболее важным фактором становится надежность, которая может быть обеспечена за счет использования инвестором хорошо разработанных бизнес-моделей и систем управления, а также успешных брендов, уже укрепившихся на рынке, которыми обладает большинство компаний - франчайзеров.

Франчайзинг поспособствовал смягчению последствий введения антироссийских санкций, а именно ограничения возможностей привлечения инвестиций в российский бизнес: в 2014-2016 гг. количество отечественных предложений и покупок франшиз увеличивалось, и, более того, иностранные франчайзеры продолжали приходить на российский рынок, и вместе с ними в Россию приходили новые технологии и инвестиции. Поэтому на сегодняшний день франчайзинг можно назвать эффективным инструментом привлечения инвестиций в российский бизнес.


Тем не менее, падение цен на нефть на мировых рынках и санкционные ограничения оказали определенное воздействие на российский бизнес и, в частности, на франчайзинг: их последствиями явились падение курса рубля, сокращение покупательской активности населения и, как результат, падение прибыли франчайзи. Повышение Банком России ключевой ставки с целью ограничения девальвационных рисков, возросших в результате снижения курса отечественной валюты, привело к увеличению стоимости внутренних заемных средств. В итоге для многих предпринимателей (в том числе, для потенциальных франчайзи) кредиты на открытие и расширение бизнеса стали недоступны, а снижение спроса явилось одной из причин сворачивания российскими банками кредитных программ для франчайзи.

Однако, несмотря на влияние указанных негативных факторов, рынок франчайзинга в России продолжает расти, что во многом обусловлено тем, что франчайзинговые компании характеризуются высокими показателями выживаемости и успешности благодаря наличию хорошо разработанных бизнес-моделей и систем управления.

Более того, для некоторых франчайзеров экономический спад является предпочтительным временем для расширения сети в связи со снижением спроса на торговые площади и высокой долей вакантных площадей.

Основной целью франчайзеров в настоящее время является удержание позиций на рынке, и в связи с этим они начинают проводить более активную работу по поиску и привлечению новых франчайзи и по поддержанию действующих пользователей.

Период экономического спада является подходящим временем не только для активных продаж франшизы, но и для ее покупки, так как правообладатели в это время готовы идти на различные уступки, которые могут включать снижение размера паушального взноса, выгодные условия поставки, возможность вернуть нераспроданный товар, предоставление льготного периода (отсрочка или снижение роялти на краткосрочный период). Поэтому в настоящее время у потенциальных франчайзи появляется возможность купить франшизу на более выгодных условиях, что также можно назвать реальным фактором роста российского рынка франчайзинга.

Заключение

Завершая исследование, следует отметить, что кроме расширения своего бизнеса и получения при этом дополнительной прибыли, использование франшизной системы способствует большей узнаваемости торговой марки предприятия в России и за рубежом, что в конечном итоге положительно повлияет на результаты его деятельности. Более того, участие в франшизной системе привлекает новые кадры, повышает их квалификацию, способствует поддержанию высокого качества товаров и услуг, предлагаемых предприятием, повышению конкурентоспособности предприятия, что в конечном итоге ценят потребители, инвесторы, партнеры.


В экономике России франчайзинг ещё не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности для его внедрения достаточно велики. Основным фактором, сдерживающим развитие франчайзинга в нашей стране, является несоответствие между жёсткими едиными стандартами, критериями, устанавливаемыми франчайзером, и специфичными конкретными условиями работы франчайзи.

Изучение сущности франчайзинга позволяет сделать ряд выводов:

- франчайзинг - это достаточно интересная форма организации бизнеса, которые устанавливает сложные взаимоотношения между сторонами-участниками;

- привлекательность франшизы - один из решающих факторов ее конкурентоспособности, поэтому оценивание франчайзинговой сети является чрезвычайно важным этапом в принятии решения о вхождение в нее;

- наиболее полной финансовой схемой привлечения инвестиционных ресурсов в инновационную деятельность является франчайзинг;

- вовлечённость франчайзера в инновационный процесс и заинтересованность его в получении инновации может способствовать обучению персонала предприятия, проведению НИОКР, внедрению результатов в производство и распространению технологий и инновационной продукции. Работа под известной торговой маркой даёт возможность малым предприятиям, сотрудничающим с крупными, быстрее утверждаться на внутренних и внешних рынках;

- франчайзинг создаёт условия умеренного риска, затрат и доходов, из чего следует, что в ситуации ограниченности возможностей именно этот вид договорных отношений способствует развитию малых инновационных предприятий и повышению их конкурент устойчивости.

В целом, франчайзинг является весьма привлекательной схемой быстрого и надежного выстраивания бизнеса. При этом он с самого начала накладывает на предпринимателя определенные ограничения (со стороны франчайзера), что впоследствии снижает возможности роста и расширения.

В работе исследованы особенности использования франчайзинговой бизнес-модели в условиях введенных санкций и спада российской экономики. Как известно, 17 марта 2014 г. США, не согласные с действиями России в ходе украинского кризиса, ввели санкции в отношении высокопоставленных российских чиновников. Позже санкции были введены против других российских граждан и отечественных компаний, а затем появились и секторальные санкции.

Падение цен на нефть на мировых рынках и санкционные ограничения оказали определенное воздействие на российский бизнес и, в частности, на франчайзинг: их последствиями явились падение курса рубля, сокращение покупательской активности населения и, как результат, падение прибыли франчайзи.