Файл: Факторы, оказавшие негативное влияние на развитие франчайзинга в России в 2013-2017 гг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- типичные - на указанной территории создается и работает сеть, внутри которой конкурируют несколько предприятий франчайзи и франчайзера.[12]

Итак, можно сделать вывод, что предложенная классификация франчайзинговых сетей является адаптированной к экономической ситуации в России и специфики развития, национальных франчайзинговых отношений. Она поможет российским предпринимателям в понимании сущности формирования и функционирования франчайзинговых сетей, а также в выборе более приемлемой для них модели франчайзинга.

В современных условиях экономического развития и разнообразия подходов к определению франчайзинга существует также много признаков, по которым классифицируют франчайзинг соответственно их видов, которые являются весомыми при выборе вида франчайзинга для организации своего бизнеса, а именно для определения типа отношений между его участниками. В частности, некоторые из них имеют влияние и на порядок методического обеспечения бухгалтерского учета и систему экономических показателей деятельности субъектов хозяйствования, в том числе и предприятия-франчайзи.[13]

Обобщая все сказанное выше, необходимо отметить, что преимущества франчайзинга обосновывают его место как важной составляющей маркетинга в современной рыночной экономике. В частности, если принимать во внимание такую составляющую процесса маркетинг как товар, то с позиций преимуществ франчайзинга следует отметить, что использование уже существующей репутации товаропроизводителя-франчайзера позволяет более легко продать инновационный товар рыночные под уже известной маркой (брендом). Если принимать во внимание такую составляющую маркетингового процесса, как цена, то можно отметить, что в случае продвижения брендовой инновации на рынок через сеть франчайзинговых единиц на потребности «проникать» на рынок: бренд уже известный и пользуется авторитетом; цена устанавливается франчайзером, учитывая компенсацию его расходов и получения роялти. Комментируя такую составляющую маркетингового процесса - стимулирование, - следует подчеркнуть, что франчайзи действует под уже известной маркой (брендом), что упрощает процесс стимулирования и восприятия инновации рынком.[14]

Расходы по выводу на рынок являются более низкими, поскольку марка уже хорошо известна рынкам. С точки зрения последней составляющей процесса маркетинга инновации на рынке - ее сбыта и продвижения - можно отметить, что разветвленная широкая сеть франчайзинговых единиц, более эффективна в их приближении к конечному потребителю, позволяет максимально расширить сбытовую структуру.


1.3. Ограничения франчайзинговых отношений

Использование франчайзинговой схемы в России сопровождается большим количеством проблем. В частности, можно выделить социально-психологические проблемы развития франчайзинга, связанные с отсутствием опыта франчайзинговых отношений отечественных предпринимателей, предвзятым отношением к зарубежным подходам ведения бизнеса, это также страх потенциальных франчайзи перед вероятностью чрезмерного контроля со стороны франчайзера и, как следствие, потеря самостоятельности.

Франчайзеры очень осторожно передают свои ноу-хау, поскольку боятся, что франчайзи могут не выполнить стандарты бизнеса, и таким образом это может нанести чрезмерный ущерб торговой марке. Франчайзи со своей стороны не готовы платить за право пользования чужой интеллектуальной собственностью, поэтому часто российские франчайзеры не берут плату за «вхождение» в бизнес, и не взимают роялти. Количество франчайзинговых компаний, владеющих технологиями, которые можно было бы передавать, - совсем небольшая.

Наряду с такими «сдерживающими» факторами развития франчайзинга в России стоит выделить также положительные моменты, которые будут способствовать все большему распространению франчайзинга в нашем государстве. Так, сейчас в России имеется достаточно предпринимателей, которые готовы заниматься собственным бизнесом, имеют для этого накопленный капитал, обладают собственными или арендованными производственными торговыми площадями. Также сегодня на товарном рынке наблюдается тенденция к тому, что часто потребители предпочитают продукцию известной торговой марки.[15]

Одной из особенностей развития франчайзинга в России является то, что он в основном представлен отечественными предприятиями.[16] Это можно объяснить тем, что известные иностранные франчайзеры предпочитают создание на территории России своих собственных предприятий, не используя франчайзинг как форму расширения своей деятельности. И это они объясняют несовершенством отечественного законодательства по защите прав интеллектуальной собственности, отсутствием квалифицированных руководителей потенциальных франчайзи, неготовностью отечественных предпринимателей четко соблюдать установленные франчайзером требования по качеству и т.д.


Важно, что в одной франчайзинговой системе могут действовать несколько франчайзи, а франчайзер - один. Взаимодействие франчайзера и франчайзи построено на договорных отношениях, которые содержат основные права и обязанности субъектов франчайзинга. Большая часть обязанностей франчайзера и франчайзи фиксируются в франчайзинговом договоре, то есть в договоре коммерческой концессии, предусматривающем обязательства франчайзи продавать продукт или услуги по установленным законам и правилам ведения бизнеса, установленные франчайзером. В обмен на соблюдение этих правил франчайзи получает франчайзинговый пакет, который в учете выступает как франшиза, согласно которого строится его хозяйственная деятельность.[17]

Исходя из того, как взаимодействуют франчайзер с франчайзи, то есть, какой состав франчайзингового пакета передает франчайзер, в учете франчайзи могут возникать и другие объекты учета.

Совершенствование франчайзинговой деятельности и увеличение количества франчайзеров и франчайзи не будет обусловлено развитием бухгалтерской сферы данных отношений. То есть, действующее методическое обеспечение бухгалтерского учета не способно удовлетворить уровень потребностей заинтересованных пользователей. В этой связи возникает необходимость его усовершенствования, что позволит формировать объективную информацию о франчайзинговой деятельности, которая станет основой в осуществлении экономического анализа деятельности предприятия с целью принятия управленческих решений. Кроме того, активизации подлежит и поиск путей оптимизации налоговой нагрузки, что бесспорно повлияет на эффективность деятельности участников франчайзинговых отношений.

Таким образом, значительная часть недостатков использования франчайзинга в современной российской экономике вытекают из несовершенства законодательства, требующего самой тщательной ревизии и корректировки.

2. Анализ применения франчайзинга в условиях санкций и спада российской экономики


2.1. Факторы, оказавшие негативное влияние на развитие франчайзинга в России в 2013-2017 гг.

В 2014 г. российская экономика испытала сразу несколько негативных шоков. Так, 17 марта 2014 г. США, не согласные с действиями России в ходе украинского кризиса, ввели санкции в отношении высокопоставленных российских чиновников. Позже санкции были введены против других российских граждан и отечественных компаний. В общей сложности под них попали 19 компаний и 45 человек.[18]

В конце июля 2014 г. США и ЕС перешли к введению мер против целых секторов российской экономики, в результате чего в той или иной степени пострадали банковский, оборонный и энергетический секторы.[19]

В период с июля по декабрь 2014 г. Россия испытала еще один сильнейший негативный шок, вызванный резким падением цен на нефть, когда мировые цены на нефть со 110 долл. за баррель опустились ниже 50 долл., что привело к закономерному снижению темпов роста ВВП.

На фоне напряженности усилилось восприятие инвестиций в Россию как более рискованных, и зарубежные инвесторы, также, как и внутренние, резко снизили финансирование российских проектов.

К настоящему времени влияние санкций ЕС и США на отечественный корпоративный сектор существенно сократилось. Тем не менее, такие факторы, как ухудшение условий взаимодействия России с ведущими партнерами по торговому и инвестиционно-технологическому сотрудничеству, а также замедление процессов внутреннего инвестирования, ставшее одним из результатов введения Западом ограничительных мер в отношении России, могут иметь долгосрочный эффект.[20]

Однако франчайзинг, набирающий популярность как прогрессивный механизм привлечения инвестиций в российский бизнес, поспособствовал смягчению влияния данного эффекта на российскую экономику. Так как стратегически российский рынок представляет огромный интерес для иностранных франчайзеров, то значительного оттока франшиз под влиянием ухудшения экономической обстановки в России не произошло. Всего в 2014-2015 гг. российский рынок покинули 25 международных компаний-франчайзеров. Примечательно, что в 2016 г. этот негативный процесс приостановился.

Более того, несмотря на конфронтацию между Россией и Западом, новые иностранные сети приходят на российский рынок. В I полугодии 2016 г. в России открылись первые магазины из 25 международных компаний, развивающихся по франшизе, что почти в 2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2015 г.[21]


Также стоит отметить, что, несмотря на введение санкций против России в 2014 г., этот год характеризовался наибольшим количеством иностранных компаний-франчайзеров, пришедших на российский рынок за последние 5 лет (77 компаний).

Вместе с иностранными правообладателями на российский рынок приходят технологии и инвестиции.

Таким образом, франчайзинг показал себя как эффективный инструмент противодействия последствиям санкций и экономического спада.

Разумеется, о полном отсутствии влияния неблагоприятной экономической ситуации на франчайзинг говорить не приходится. Уровень их негативного воздействия был различным для франчайзеров и франчайзи, работающих в разных сферах.

По данным консалтинговой компании «Франкон», примерно 43% франчайзеров в России заняты в сфере розничной торговли. В связи с падением рентабельности импорта эта группа наиболее сильно ощутила влияние антироссийских санкций, в основном это касается иностранных франчайзеров, чье производство находится за рубежом. К примеру, свои позиции сдала одежная розница: ряд иностранных компаний, работающих в этой сфере, в 2014-2015 гг. свернул свой бизнес в России.[22]

Еще 35% франчайзеров в России заняты в сфере услуг, 15% - в общественном питании, и 7% приходится на франшизы в сфере производства и СМИ (рис. 4).

Рис. 4. Структура российского рынка франчайзинга в 2015 г.[23]

В 2013 г. ситуация была немного иная: розница занимала 47% рынка, услуги - 30%, и только доля общепита была приблизительно такой же — 14-15%.

Отсюда можно сделать вывод о том, что сфера услуг оказалась наименее зависимой от западных санкций и в связи с этим показала рост количества франчайзинговых предложений в течение последних нескольких лет.[24]

Что касается общепита, здесь стоит отметить, что только два сегмента рынка были не подвержены влиянию кризиса: элитные рестораны и фастфуд. Класс заведений со средним чеком до 2000 руб. пострадал сильнее всего. Сегмент фаст-фуда является наименее уязвимым в данный момент, и сейчас в России он развивается наиболее динамично. В целом, это хороший тренд для российского франчайзинга, так как фаст-фуд - западное изобретение, и именно через этот сегмент на наш рынок привносятся западные технологии ведения бизнеса, внедряются критерии отбора франчайзи. Фаст-фуд - это тот сегмент, работая в котором российский предприниматель (купивший, к примеру, мастер-франшизу американской сети) учится правильно взаимодействовать со своими партнерами, и впоследствии эти навыки будут транслироваться на весь рынок франчайзинга.[25]