Файл: Факторы, оказавшие негативное влияние на развитие франчайзинга в России в 2013-2017 гг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Любому бизнесу необходимы инвестиции для непрерывной реализации стратегии роста и развития, которая является залогом успешности и конкурентоспособности компании. В настоящее время российский бизнес остро нуждается в инвестициях. Однако в связи с замедлением процессов внутреннего инвестирования, совпавшим с введением антироссийских санкций, а также потерей доверия иностранных инвесторов в отношении сотрудничества с российским бизнесом, вызванной спадом в экономике России, возникает необходимость использования новых механизмов инвестирования, не зависящих от политики и способных обойти секционные ограничения.

Этим инструментом стал франчайзинг, использование которого помогло многим компаниям выжить в нестабильной экономической ситуации и даже повысить свою конкурентоспособность. Некоторые специалисты называют франчайзинг оружием против санкций и экономического спада, потому что для франшизы практически не существует границ и национальных запретов.

Действительно, в целях повышения устойчивости экономической системы России предпринимательство должно систематически и последовательно развиваться. Однако развитию малого предпринимательства, как в России в целом, так и в регионах, препятствуют определенные трудности. Основной проблемой является отсутствие благоприятных условий для малого бизнеса в существующем законодательстве. Другая проблема обусловлена невысоким уровнем знаний предпринимателей в области экономики и права. Третья проблема, как это было отмечено выше, вытекает из санкций, введенных против России. Данные обстоятельства зачастую приводят вновь создаваемые предприятия к банкротству.

Одним из способов решения проблемы стабильно положительного развития малых предприятий можно считать франчайзинг, активно используемый на Западе. Популярность франчайзинга увеличивается и в России, что можно считать положительным моментом развития малого предпринимательства. Главным преимуществом функционирования данной системы взаимодействия участников бизнеса является то обстоятельство, что предпринимателю не приходится начинать бизнес «с нуля». Он работает с торговой маркой, знакомой покупателю, и уже сформированным имиджем.

Таким образом, проблемы современного экономического развития и те возможности, которые предоставляет франчайзинг для их преодоления, обусловили актуальность темы исследования.

Объектом исследования курсовой работы выступает франчайзинг и франчайзинговые отношения.


Предмет исследования – сущность и особенности использования франчайзинговой бизнес-модели в условиях санкций и спада российской экономики.

Целью курсовой работы является изучение экономических отношений, выстраиваемых на базе франчайзинга. Задачи курсовой работы обусловлены целью исследования и заключаются в следующем:

- рассмотреть понятие франчайзинга и способы его организации;

- выявить преимущества и недостатки франчайзинга;

- провести классификацию видов франчайзинга;

- оценить негативные последствия секционной политики и падения цен на нефть на складывающиеся для франчайзинга экономические условия;

- проанализировать преимущества, которые предоставляет франчайзинг участникам рынка в период экономического кризиса.

Для изучения темы использовались различные научные статьи и монографии таких авторов, как Е.Л. Давыдова, Н.П. Захарченко, Е.В. Колесникова, Е.В. Матузенко, Л.Н. Оголева, Г.Л. Толкачева, А.В. Федоров.

Методы исследования. При обосновании теоретических положений и разработке практических аспектов использовался научный инструментарий, в частности, такие методы исследования, как наблюдение, группировка, сравнение, анализ и синтез, системный подход, методы экономического анализа и др.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее положения можно использовать при изучении студентами дисциплины «Теория отраслевых рынков», а также при написании дипломной работы по проблематике исследования.

Структура работы соответствует требованиям и включает: введение, теоретическую и практическую главы, заключение, список использованных источников и приложения.

1. Общие положения о франчайзинге и франчайзинговой бизнес-модели

1.1. Понятие, преимущества и недостатки франчайзинга

Франчайзинг - система соглашений, по которым владелец торговой марки, торгового имени или авторских прав (франчайзер) позволяет другой фирме (франчайзи) использовать их на определенных условиях.[1]

Использование франчайзингового способа организации бизнеса в России можно назвать способом «Оздоровления» конкуренции отечественных предприятий, теряющих свои рынки сбыта, поскольку, франчайзинг признан во всем мире эффективным экономическим инструментом, основное назначение которого - развитие малого бизнеса. Доказательством того, что франчайзинг является одним из эффективных инструментов ведения бизнеса, является то, что такой путь развития активно используют такие признанные «монстры» мирового товарного рынка, как CocaCola, McDonald's, IKEA и др.[2]


В экономической литературе выделяют два способа создания франшизной системы:

- уже существующий бизнес расширяется с помощью франчайзинга и преобразуется в систему франшизных предприятий;

- создание бизнеса «с нуля» путем внедрения своей оригинальной бизнес-идеи в практику работы франшизного предприятия.[3]

Указанные способы базируются на здоровой финансовой и организационной составляющих. Кроме того, практика показывает, что ведение бизнеса в форме франчайзинга эффективнее иных вариантов развития малого предпринимательства.

По нашему мнению, процесс становления фирмы франчайзера должен состоять из следующих этапов (рис. 1).

Рис. 1. Последовательность операций по становлению фирмы франчайзера

Являясь партнерским бизнесом, франчайзинг предполагает длительное взаимозависимое сотрудничество. Именно этим отношения между франчайзером и франчайзи принципиально отличаются от традиционных деловых отношений в коммерческих предприятиях.[4]

Договор о франчайзинге составляют специалисты франчайзера, поэтому со всеми его условиями франчайзи приходится соглашаться. Однако франчайзи в своем франшизном предприятии все же обладает некоторой самостоятельностью, так как по факту принимает оперативные решения самостоятельно, например, в области размещения рекламы.[5]

При таком способе взаимоотношений в соответствии с планом-программой маркетинга франчайзера определяются и формируются общие для предприятия и их франчайзи цели рекламной деятельности и, соответственно, рекламных кампаний, а конкретные планы рекламных кампаний реализуются на местах с учетом особенностей региона. В свою очередь, франчайзер корректирует планы рекламных кампаний, учитывая поступающие с мест предложения об ассигнованиях на рекламу, комплектует общую программу и утверждает направления рекламной деятельности. Формулируя цели рекламных кампаний, соответствующие общим стратегиям предприятия, франчайзер в то же время помогает осуществлять их, поддерживая денежными средствами.[6]

Основные функции региональных менеджеров отдела маркетинга франчайзера заключаются в консультационной работе специалистов франчайзи, приеме заказов на рекламную, сувенирную, полиграфическую продукцию, контроле за результатами проведения рекламных кампаний, обеспечение своевременного выполнения рекламных заказов франчайзи.


Если у франчайзи возникают разногласия с франчайзером, за рубежом ему помогает «Ассоциация владельцев франшиз», имеющаяся практически в каждой крупной франчайзинговой системе.[7]

При возникновении конфликтных ситуаций между франчайзи и франчайзером создаются консультативные органы. Управляют такими ассоциациями владельцы франшиз. Реальную ответственность за принятие решений в оперативной деятельности, по опыту действующих франчайзинговых систем, возможно разделить следующим образом:

- франчайзер несет ответственность за ассортимент товаров (услуг), а также за ценовую политику франшизного предприятия;

- франчайзи несет ответственность за найм персонала, организацию рабочего времени, бухгалтерский учет, местную рекламу, качество предоставляемых услуг и пр.

Для франчайзера формирование и поддержание положительного имиджа является одной из главных задач развития бизнеса. Это обстоятельство только положительным образом сказывается как на бизнесе франчайзера, так и франчайзи.

За рубежом, как правило, контроль осуществляется с помощью штата районных инспекторов, в функции которых входит отслеживание, с тем чтобы развитие франшиз происходило в рамках бизнес-концепции франчайзера. При этом инспектора осуществляют свои функции не только открыто, но и под видом обычных клиентов (прием «тайного покупателя»).[8]

Основываясь на вышеперечисленных аспектах деятельности сторон, следует заметить, что ответственность за успешное развитие франшизной системы лежит на обоих партнерах. «Однако ведущая роль отводится франчайзеру, который должен стремиться создать доверительный рабочий климат, который поможет франчайзи почувствовать себя причастным к единой структуре франшизной системы, что благоприятным образом скажется ведении его бизнеса».[9]

Рассмотрим преимущества и недостатки применения франчайзинга (рис. 2 и 3).

Рис. 2. Недостатки использования франчайзинга

Рис. 3. Преимущества применения франчайзинга

Таким образом, система франчайзинга обладает как преимуществами, так и недостатками. Их значимость и влияние определяет каждый предприниматель (фирма) самостоятельно с учетом собственного экономического положения.


1.2. Виды франчайзинга и франчайзинговых сетей

Важным при организации франчайзинговой деятельности является выбор вида франчайзинга. Ведь именно от классификационного признака и соответствующего содержания вида франчайзинга зависит основная стратегия дальнейшей деятельности, влиять на скорость расширения бизнеса, риски, связанные с началом нового дела, а также систему контроля со стороны производителя за реализацией своей продукции.

Франчайзинговые сети образуются в различных сферах деятельности тем, что систему франчайзинговых отношений можно ввести практически в любой отрасли. В зависимости от территории или зоны функционирования франчайзинговых сетей их можно разделить на международные - франчайзинговые сети, созданные национальными и иностранными компаниями, которые функционируют в других странах. Бывают двух видов:

- международная франчайзинговая сеть, в которой компания - франчайзер - иностранная, а компания-франчайзи - национальная;

- международная франчайзинговая сеть, в которой компания - франчайзер - национальная, а компания-франчайзи - иностранная.[10]

Национальные - франчайзинговые сети, созданные национальными контрагентами, функционируют в пределах страны. Делятся на два вида:

- местная - франчайзинговая сеть размещена в одном городе;

- региональная - франчайзинговая сеть находится в определенном регионе.

В зависимости от количества торговых марок, которыми располагает франчайзер, франчайзинговые сети простые и диверсифицированы.

Простые франчайзинговые сети созданы субъектами хозяйствования, действующих на рынке под одной торговой маркой на условиях франчайзинга, в их состав входят предприятие франчайзера и от одной до нескольких сотен бизнес-единиц франчайзи, функционируют на основе полученных от него франшиз и занимаются одним видом деятельности.

Диверсифицированные франчайзинговые сети - сети, в состав которых входят бизнес-единицы франчайзи, координируются одним франчайзером, но действуют на рынке под различными торговыми марками, и могут заниматься различными видами деятельности.[11]

В зависимости от уровня эксклюзивности прав, предоставляемых франчайзером франчайзи, франчайзинговые сети бывают:

- эксклюзивные - на указанной территории создается и работает франчайзинговая сеть только одного франчайзи от непосредственного франчайзера.