Файл: История развития антимонопольной политики в США.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время пристальное внимание сконцентрировано на проблеме монополизации хозяйственных рынков. Далеко не секрет, что монополии оказывают негативное влияние на рынок в целом. Отрицательным фактором выступает монопольная цена, которая отличается от рыночной. В результате товар покупается по цене выше, чем в условиях конкурентного рынка. Цены на внутреннем рынке становятся выше, чем на внешнем. Такое положение выгодно для монополистов, которые стремятся создать дефицит на товары и услуги.

Еще один отрицательный фактор заключается в том, что из-за монополий тормозится научно-технический прогресс. Монополия ослабляет конкуренцию, создавая экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств.

Из-за монополизации происходит деформация хозяйственных отношений и процессов. Вспомним, что цель монополии – получение сверхприбыли посредством контроля над ценой (установления монопольно высоких или монопольно низких цен) или объемом производства на монополизированном рынке[1].

При оптимизации монопольных прибылей доходы распределяются в пользу монополиста, что приводит к неправильному размещению ресурсов.

Картельные монопольные соглашения поддерживают экономически «слабые» мероприятия, выделяя льготы и устанавливая высокие цены.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что монополия оказывает негативное влияние на экономику в целом: тормозит конкуренцию, приводит к застою механизма хозяйствования. Это проблема для всех стран с экономикой рыночного типа. Возникает необходимость вмешательства государства путем введения регулятивных мер направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов, т.е. необходимо проведение антимонопольной политики. Для меня лично, и для всего общества в целом, важно, какие процессы происходят на рынке товаров, именно поэтому тема моей курсовой работы «Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах».

Специалисты, изучающие проблему антимонопольного регулирования, подробнее рассматривают антитрестовую политику США, которая возникла к концу 19 века. Я считаю, что следует обратить внимание на работы таких зарубежных ученых как Пола А. Самуэльсона, Вильяма Д. Нордхауса, С. Фишера, Р. Дорнбуша, Р. Шмалензи и многих других. По сравнению с США проблема антимонопольного регулирования в РФ имеет отражение в трудах лишь некоторых ученых, таких как С. Бадоев, Е. Ясина, А. Цыганова, Л.Абалкин.


Цель моей работы: провести исследование по вопросам возникновения, становления и развития антимонопольной политики в разных странах. Данной цели можно достигнуть, изучив: вопрос возникновения монополий; развитие антитрестового законодательства в США; историю развития антимонопольного регулирования в странах с развитой экономикой; особенности антимонопольного законодательства в РФ.

В своей курсовой работе я постараюсь изучить все эти вопросы. В первой главе будут рассматриваться возникновение монополий и принципы антимонопольного регулирования. Вторая глава посвящена изучению антитрестового законодательство США и антимонопольной политики в странах с развитой рыночной экономикой. Считаю, что необходимо рассмотреть процесс становления антимонопольного регулирования в таких странах как Англия, Франция, ФРГ и др. Развитие антимонопольного регулирования непосредственно в Российской Федерации рассматривается в отдельной третьей главе.

Теоретические основы антимонопольного регулирования

1. Понятие монополии, ее виды, источники

Рынок, на котором манипулируют продавцы или покупатели обречен на плохое функционирование, чего не скажешь о рынке, на котором господствует конкуренция. Продавец-монополист будет контролировать предложение, выпуск и стоимость товара. Он будет контролировать цены, получать высокие прибыли и снижать выпуск товара, что является выгодным только для него. При монополизме отсутствует конкуренция, монополисты не боятся снижения цен со стороны конкурентов. В результате потребители платят больше, чем должны.

Однако существует неизбежность возникновения естественных монополий. «Большинство предприятий коммунального обслуживания, таких, как газовая или электрическая компания, являются монополиями местного значения. Государство может регулировать деятельность таких компаний, осуществляя контроль над ценами, которые им разрешено назначать, или могут избрать способ поставки продуктов при его непосредственном участии».[2]

Монополия (от греч. Monopolium- один продаю или единственный продавец) означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащие одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль.[3]


Монополизм имеет отражение и в рыночной экономике. О его существовании можно судить по такому признаку монополистического поведения как разрушение рыночных механизмов (торможение НТП, удержание высоких цен, снижение качества и сокращение объема продукции и т.д.).

Главные признаки монополии: обладание субъектом собственностью и монопольной властью, возможность диктовать свои условия, влияние на рыночное равновесие выгодным для себя образом, манипулирование ценами и объёмами производства.

Эластичность спроса на продукцию – ограничительная сила монополии. Продавец может определять или цену, или объём производства, но ни то и другое одновременно.

Монополии можно классифицировать на три основных вида естественную, административную и экономическую.

Существует ряд объективных причин, в результате которых возникает естественная монополия. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В основе такой монополии лежат особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Например, энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Действия государственных органов обуславливают возникновение административной монополии. К ним можно отнести следующие: предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности и организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям.

Самой распространенной монополией является экономическая. Ее возникновение обуславливается экономическими причинами, а развитие происходит на основе закономерностей хозяйственного развития.

Монополизм в экономике государства базируется на универсальной государственной собственности и отсутствии цивилизованного рынка, т.е. тотальном огосударствлении экономики.[4]

Существует ряд негативных последствий монополизма: на уровне общества (отсутствует экономическая свобода, вырождается экономическая система), на уровне отрасли (возникают узковедомственные интересы), на уровне предприятия (неэффективность производства), на уровне отдельного работника (отчуждение от собственности, управления и от результатов собственного труда).


В целом, монополизм государства вредит как экономике, так и народному хозяйству.

Рынок и конкуренция противоположны монополизму, поэтому для его преодоления необходимо сформировать нормально действующую экономику и конкурентную среду на товарных рынках, развивать малое предпринимательство, приватизировать предприятия и т.д. В общем, сюда относятся все меры по демонополизации экономики.[5]

Демонополизация экономики - это преодоление монополистической деятельности и содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства.

1.2 Основы антимонопольной политики, ее принципы и стратегии

Проблема существования конкуренции и состязательности на рынке в современных условиях имеет чрезвычайное значение, т.к. имеет место быстрое и широкое распространение монополизации различных отраслей экономики. Фирмы, располагающие значительной монопольной властью, злоупотребляют ею в различных формах.

Рассматривая историю возникновения монополий, следует отметить, что она будет являться и историей борьбы с ними. Монополии появились очень давно, однако особый «вес» приобрели к концу XIX века. В 1873 году ряд стран столкнулись с экономическим кризисом, результатом которого стало появление множества монополий. В результате произошел ряд процессов, влияющих на развитие экономики: расширение роли банков (выдача долгосрочных ссуд, выдача кредитов), акционерная форма организации компаний, контроль «дочерними» компаниями, образование финансового капитала и финансовой олигархии, слияние крупнейших независимых компаний, появление транзакционных корпораций. В результате, большая часть капитала находилась не у государства, а у монополистов, и превышала доход некоторых стран в целом.

Благодаря мировому опыту, который страны перенимают друг у друга, общество поняло, какие могут быть отрицательные и положительные последствия монополий. Это помогло выработать определенную политику, которая и получила название антимонопольной.

Антимонопольная политика – комплекс государственных мер (разработка, принятие и применение соответствующего законодательства, системы налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и др.), опирающихся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции и направленных на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.[6] Однако, цель такой политики – не ликвидация или уничтожение монополий, а ее регулирование на государственном уровне, исключив возможность злоупотребления «монопольным положением». Карл Маркс в середине 20-го века пришел к выводу, что появление монополий требует государственного вмешательства.[7]


Главная цель этого вмешательства заключается в защите и сохранении свободной конкуренции. Необходимо ограничивать монополии, поддерживать и содействовать малому бизнесу и защищать права потребителя. Этого можно достичь, предупреждая создание монополий и ограничивая использование монопольной власти. Основными путями преодоления монополизма являются: формирование нормально действующей рыночной экономики и конкурентной среды на товарных рынках, развитие малого предпринимательства, а также разгосударствление собственности и приватизация предприятий. Одним словом, сюда относятся все меры по демонополизации экономики.[8]

В основе антимонопольной политики лежит «принцип»: материальное благополучие общества достигается в случае, когда существует возможность свободно обмениваться товарами и услугами, которые они производят, на конкурентном рынке. При этом вопрос о том, что производить и в каком количестве, объективно решает сам потребитель, предъявляя на рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг. Негативное общественное мнение, сформированное вокруг монополий, требует защиты потребителей от деятельности монополистов на государственном уровне.

Целесообразность и разумность также являются принципами современной антимонопольной политики, а дуализм, психологизм, непоследовательность, противоречивость - особенностями ее реализации. При этом антимонопольные органы в развитых странах руководствуются принципом, которым часто руководствовался Л. Эрхард: "Конкуренция везде, где возможно, регулирование - там, где необходимо". Следует отметить, что в США антимонопольная политика выступает в качестве разновидности промышленной. Последняя означает "совокупность методов государственного воздействия на промышленность".

В борьбе с естественными монополиями традиционно используются три основные стратегии:

  • структурное регулирование – государство определяет, каким компаниям предоставляется право или на какие компании накладывается обязательство участвовать в определенных видах деятельности; устанавливает потребности в создании новых инфраструктур; распределяет концессии (лицензии) на ведение распределения и т.п.;
  • регулирование поведения (ценовое регулирование) осуществляется прямыми и косвенными методами — через установление цен или тарифов или через налоговую политику и политику субсидий. Кроме того цены регулируются через законы о конкуренции, которые предотвращают наличие монопольной или олигопольной власти;
  • регулирование через систему стандартов для решения вопросов социальной политики, охраны окружающей среды, безопасности, т.е. вопросов, которые не могут быть решены на основе рыночных механизмов.[9]