Файл: История развития антимонопольной политики в США.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Он выполняет консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а в определенных случаях сам налагает соответствующие санкции.

В Германии за государственное регулирование рыночных отношений, смягчающих отрицательные последствия чрезмерной монополизации, отвечают органы по делам картелей. К ним относятся: Федеральное ведомство по делам картелей, Федеральный министр экономики, высшие органы земель и Комиссия по монополиям (предоставляет заключения о концентрации предприятий). Толчком в формировании антимонопольного законодательства в ФРГ (период после войны) стало утверждение там свободной рыночной экономики. В 1949 г. были разработаны два законопроекта: об обеспечении конкуренции путем повышения эффективности и о ведомстве по монополиям. В результате в 1957 г. Был принят Закон против ограничений конкуренции, так называемый Картельный закон. Его призвание – регламентирование ограничения конкуренции не только в форме картелей. В настоящее время Закон действует в редакции 1989 года. Он вступил в силу 1 января 1990 г. Следует обратить внимание, что Картельный закон ФРГ строится на двух принципах: принципе запрещения и принципе контроля и регулирования монополистической деятельности. Также как и в Америке, он запрещает определенную категорию соглашений, например картельные договоры и постановления. Тем не менее, в данных запретах есть множество исключений, которые в значительной степени нейтрализуют принцип запрещения монопольной практики. Таким образом, если Закон Шермана оглашает противозаконным решение каждого соглашения, сдерживающего торговлю, то Картельный закон ФРГ признает недействительным исполнение картельных договоров или постановлений. Помимо этого, в отличие от горизонтальных конкурентных ограничений, вертикальные ограничения формально не запрещаются. Они подлежат административному контролю с целью предупреждения антиконкурентной практики.[16]

Говоря о европейских странах, следует упомянуть антимонопольное законодательство в Италии, которое было принято довольно поздно (только в 1990 г.). Несмотря на это, оно считается одним из самым либеральных в Европе. Даже квоты продаж отдельных  компаний никак не регулируются.

Рассматривая антимонопольную политику отдельных государств, нельзя не упомянуть о контроле монополий и на общеевропейском уровне. При Европейском Союзе была создана Комиссия по контролю слияний. Она может осуществлять контроль над слияниями, если мировой оборот транснациональной компании страны, входящей в ЕС, превышает 5,0 млрд. экю.


Довольно таки либеральным считается антимонопольное законода­тельство Японии. Там признается доминирующим положением одной компании, которая контролирует 50 % рынка, двух — 75%. Существуют льготы для фирм, осуществляющих научно-исследовательские и конструкторские работы.

Решение спорных вопросов обычно осуществляется ни судебным и ни административным путем, а только через переговоры.

Таким образом, На Западе антимонопольная политика – это гибкая система постоянно действующих, мобильно перестраивающихся мер и санкций, носящих запретительный, ограничительный или поощрительный характер.[17]

3. Особенности развития антимонопольного законодательства в Российской Федерации

3.1 Антимонопольная политика в РФ

Если заглянуть в историю развития антимонопольной политики России, то можно узнать, что первая попытка создания антимонопольного законодательства предпринималась еще в 1908 году. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие.

Спустя многие десятилетия, юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в 1990 году, когда был образован Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР».[18] Затем, в 1992 году в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации утверждено новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена.


В марте 1997 года Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. 22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации были упразднены ряд комитетов и служб, занятых антимонопольным регулированием, на их месте образовано Министерство Российской федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). 9 марта 2004 года Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе, являющейся сегодня главным антимонопольным органом.

К основным целям антимонопольной политики в Российской Федерации можно отнести следующие: развитие конкурентных начал и стимулирование частного предпринимательства. Основные методы антимонопольного регулирования: косвенный (финансово-кредитное регулирование, направленное на преодоление монополий в экономике) и простой (регулирование, которое предупреждает или устраняет монопольное положение субъектов рынка). Выгодно использовать крупномасштабную экономику и, при этом, нейтрализовать ее побочные последствия, которые возникают по причине ослабления конкуренции на рынках страны – основной смысл проведения антимонопольной политики в России. Специфика отечественных монополий оказала существенное влияние на особенности регулирования их деятельности законодателем. Так, в странах развивающегося капитализма монополии были организованы лишь после появления рыночных отношений – при этом государство, стремящееся препятствовать удушению конкуренции, вводит ограничивающие нормы.[19]

В свою очередь, отечественное законодательство, регулирующее вопросы конкуренции разрабатывалось только при формировании рыночных отношений и при очень серьезных существующих монополиях. Антимонопольная политика преследует несколько важных целей: ограничение монополизма, ограничение злоупотребления доминирующим положением, исполнение правил конкуренции, наказание за нарушение правил, создание конкурентной среды. 

Следует отметить, что первый антимонопольный закон был издан 22.03.1991 года - «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».[20]


Впрочем, на данный момент, предпринятые действия для успешного и свободного развития конкуренции в стране явно недостаточны. По мнению специалистов, основные причины невысокого уровня развития конкуренции на территории страны:

  • не появилось эффективных собственников, которые заботятся про развития предприятия
  • неиспользование потенциала реструктуризации предприятий

Современный процесс формирования органов регулирования носит продолжительный и очень болезненный характер – профильные министерства очень неохотно отдают соответствующие полномочия. Основные проблемы:

  • острая проблема финансирования;
  • сложность в привлечении квалифицированных кадров;
  • сложность в разработке методов регулирования;
  • необходимость улучшения нормативной базы.

По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это ФАС, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства. В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции.

Тем не менее, в случае создания эффективной системы регулирования, РФ сумеет сформировать управляемую и компактную сферу регулирования монополистов на рынке.

3.2 Деятельность Федеральной антимонопольной службы

На данный момент, главным федеральным органом исполнительной власти, который занимается антимонопольным регулированием в Российской Федерации, является Федеральная Антимонопольная служба (ФАС). Эта служба была создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 30 июня 2004 г. ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.[21]

Основные функции этого органа: принятие нормативных правовых актов и контроль над соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контроль над осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контроль (надзор) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).[22]


Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

ФАС России в установленной сфере деятельности разрабатывает и принимает нормативные акты. Это касается в первую очередь порядка определения доминирующего положения финансовых организаций на рынке банковских услуг, управления ценными бумагами, рынка страховых услуг, положения негосударственных пенсионных фондов, а также форм уведомления о соглашениях или согласованных действиях финансовых организаций, правил рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

Основой антимонопольного законодательства принято считать Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Данный закон направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.[23] Он определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности, а также недопущения, ограничения и устранения недобросовестной конкуренции федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, Центральным Банком России и т.п.

В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 84 территориальных подразделения Федеральной антимонопольной службы. Численность работников службы в регионах составляет 2315 человек. Представительства ФАС России за рубежом, а также подведомственные ей органы государственной власти отсутствуют. Численность работников центрального аппарата составляет 1189 человек. Основная часть руководителей управлений и отделов ФАС России - люди в возрасте от 27 до 35 лет.