Файл: История развития антимонопольной политики в США.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время в центре внимания и теоретиков и практиков находится проблема соотношения промышленной политики и антимонопольного регулирования: одна группа специалистов и исследователей считает, в ускорении темпов экономического роста решающая роль принадлежит промышленной политики, в то время как антимонопольная политика оказывает деструктивное воздействие на экономику, создавая дополнительные и зачастую ненужные ограничения рыночной деятельности фирм. Сторонники второго направления полагают, что ключевая роль в стимулировании конкурентных отношений фирм отводится преимущественно конкурентной политике, а промышленная политика, ориентирование на предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам, лишает их стимулов к повышению эффективности производства.

Таким образом, различные виды монополий оказывают, в целом, отрицательное воздействие на развитие экономики государства, поэтому основной задачей антимонопольной политики является защита и развитие свободной конкуренции с целью преодоления негативных последствий существования монополий.

2. История развития антимонопольного регулирования в странах с развитой экономикой

2.1 Антимонопольное регулирование в США

Краеугольным камнем всей логики частного предпринимательства является признание активной конкуренции на свободных рынках. Если мы хотим сохранить эту систему, необходимо, чтобы конкуренция оставалась активной, а рынки — свободными.

Комитет по картелям и монополии Фонда XX века[10]

Государство воздействует на монополии по-разному, это зависит от времени, условий и экономического положения страны. Для стран с рыночной экономикой принято выделять три основных направления:

1)активизацию конкурентных рыночных структур, которые противостоят монополии, с помощью тех или иных мер по либерализации рынков;

2) государственное регулирование монополий, контролирующее цены и уровень рентабельности;

3) прямое предотвращение, подавление или ликвидацию монополий, используя специальное антимонополистическое законодательство.


Рассматривая третье направление, следует проанализировать антимонопольное законодательство США. Именно в этой стране оно появилось раньше, чем в других.

Первым этапом в развитии антимонопольного законодательства США является период с 1890 по 1920 годы. Для него характерно стремление судебных органов наиболее четко и бескомпромиссно следовать требованиям первого антимонопольного закона США, Закону Шермана (известен под названием «хартия экономической свободы»). На основании этого закона любые договоры и объединения, которые имели цель монополизировать какую-либо отрасль хозяйства признавались незаконными. Создание монополий влекло штраф до 5000 долларов (впоследствии он был увеличен до 50000 долларов).[11]

Позже этот закон был дополнен и уточнён законом Клейтона (1914). Сфера труда была исключена из антимонопольной деятельности; были предприняты действия для более точного определения незаконной деятельности организаций, чтобы уменьшить вероятность произвольных толкований и, соответственно, ошибочных решений судебных органов; запрещались горизонтальные слияния; ограничивался круг контрагентов. Отличительной чертой Закона Клейтона стало то, что он главный упор сделал не на наказание уже сформировавшихся монополий, а на предотвращение возникновения их в будущем.

Также в 1914 г. был принят закон о Федеральной торговой комиссии. Была создана организация, которая до сих пор играет ведущую роль в проведении антимонопольной политики США.

Второй этап приходится с конца 20-х и до конца 30-х годов. Он связан с годами самого глубокого в истории США экономического кризиса и Великой депрессии. Ослабилась антитрестовская деятельность, а некоторые законы способствовали усилению монополистических тенденций в американской экономике. Например, в 1933 г. был принят Закон о восстановлении промышленности, который фактически поощрял тайные сговоры между фирмами об установлении единых цен, т.е. способствовал формированию артелей. В 1936 году появился закон Робинсона-Пэтмана. Его целью было удержание предпринимателей от значительного снижения цен путем продажи одного и того же товара под различными названиями. Закон был направлен на сохранение многих предприятий, несмотря на то, что некоторые из них были малоэффективны.

Законы Миллера-Тайдингса и Макгайра установили препятствия или даже запретили предпринимателю продавать товар по цене более низкой, чем продают такой же товар другие предприниматели. В начале 60-х годов такие законы о поддержании цен подвергались сильным нападкам со стороны судов и публики.[12]


Принципиально значимую роль в усовершенствовании антимонопольного законодательства сыграло принятие в 1950 году Закона Селлера-Кефовера. Стал возможен реальный контроль над слиянием фирм и предприятий, фактически изменилась общая направленность антимонопольных действий законодательных органов. Фактически именно осуществление контроля над слияниями и поглощениями фирм стало основной частью разрабатываемых антитрестовских программ.[13]

В 1974 году была принята поправка к закону Шермана, согласно которой нарушение его статей квалифицировалось как “тяжкое преступление”.

Четвертый этап начался с конца 70-х начала 80-х годов и продолжается до настоящего времен. Для него характерно дальнейшее продвижение по пути развития принципа “разумности” при анализе ситуаций, связанных с оценками поведения фирм, обладающих монопольной властью. Как известно, данный период называют “консервативным сдвигом”, выделяя общее усиление позиций сторонников свободного рынка, сокращения масштабов вмешательства в экономику со стороны государства.

Наиболее лояльно современное законодательство относится к уже сложившимся фирмам, обладающим той или иной степенью монопольной власти. Даже если фирма владеет 60% выпуска или рыночных продаж, она может не подвергаться судебному преследованию, часто устанавливая цены, как ей заблагорассудится. Компания с такой или более высокой долей на рынке может стать объектом интереса со стороны антимонопольных органов, как правило, только в том случае, если станут вдруг известны факты злонамеренного поведения данной компании с целью достижения или поддержания своего монопольного положения на рынке. В качестве крайней меры в таком случае может быть принято решение о дроблении фирмы.

Что же касается особенностей государственной политики воздействия на монополии в США, то для неё, прежде всего, и, безусловно, характерна гораздо меньшая опора на регулирование. Такое воздействие считается целесообразным и необходимым только применительно к естественным монополиям. В отношении же обычных монополий американское законодательство исходит из того, что совсем необязательно лишать фирму монопольно высоких прибылей, если монопольное положение на рынке достигнуто ею “благодаря более высоким деловым качествам, изобретательности или же просто счастливому случаю”. Вместе с тем, поскольку именно США с их наиболее последовательным курсом на сохранение института конкуренции являлись и являются до сих пор лидером в развитии большинства направлений науки и техники, то, соответственно, продолжение курса на поддержание конкуренции может быть расценено ими как главный фактор сохранения их ведущего положения в сфере научно-технического прогресса.


2.2 Развитие государственного контроля над антимонопольной деятельностью в развитых странах

Говоря о странах с развитой рыночной экономикой, следует отметить, что государство встало на защиту рыночной конкуренции, используя различные способы для создания условий эффективного функционирования рынка.

Правовое регулирование процесса концентрации капитала и конкуренции осуществляется во всех промышленно развитых странах. Оно старается смягчить экономические и социальные последствия монополизма.

Разработку и принятие антимонопольного законодательства можно считать одним из важных средств государственного регулирования экономики. Следует отметить, что такое законодательство будет направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма.[14]

Именно с конца 19 века антимонопольное регулирование стало регулярной функцией экономически развитых государств, базируясь на сложившейся системе рыночных отношений, антитрестовском законодательстве (США, Канада, Япония), либо на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинавские страны), либо на нормах, закреплённых крупными международными соглашениями. Законы против недобросовестной конкуренции (включая мошенничество) в производстве и торговле были приняты во многих странах. За разработку и реализацию антимонопольной политики отвечают существующие на общегосударственном уровне антимонопольные органы. Например, в США такими органами являются: антитрестовский отдел Министерства юстиции и Федеральная торговая комиссия. В Германии – Федеральное ведомство государственного надзора за деятельностью картелей и монопольная комиссия, в Англии - Комиссия по вопросам слияний и монополизации и Судебная палата по вопросам свободной торговли, во Франции и Испании – Совет по делам конкуренции, в Японии – Комитет по справедливым сделкам.

Западноевропейская система антимонопольного регулирования отличается от американской своим отношением к монополии. Американская рассматривает все монополии как противоправные, в то время как западноевропейская препятствует не самой монополии, а злоупотреблению монопольной властью. Правительства учитывают плюсы и минусы больших компаний в осуществлении антимонопольной политики, препятствуя проявлению антиконкурентного поведения, но, не сдерживая эффективное крупномасштабное производство.[15]


Действие антимонопольного законодательства во Франции начинается с 1953 г., а активные действия против монополий начались с 70-х гг. До этого считалось, что жесткая антимонопольная политика может повредить недостаточно мощной отечественной промышленности.

Французское законодательство принимает окончательные решения по ограничению монополистической деятельности не через суд, а через административные процедуры. Сейчас во Франции около 3000 государственных контролеров по ценам, первостепенной задачей которых является контроль над государственной дисциплиной цен. Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции контролируют монополистическую деятельность. Важной составляющей частью контроля над монополистической практикой во Франции является проверка экономической концентрации на рынке. По инициативе министра экономики советом по вопросам конкуренции может быть проверен любой проект о концентрации или любая концентрация предприятий, способная нанести вред конкуренции, в частности создание или усиление доминирующего положения на рынке.

Особенности развития антимонопольного законодательства Великобритании привели к созданию двух систем контроля над монополиями.

В первой из них, основанной на законах о добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь торговли и промышленности. Вторая система контроля, предусмотренная законодательством об ограничительной торговой практике, ключевую роль отводит Суду по ограничительной практике.

Ведомство по добросовестной торговле хранит различные сведения о злоупотреблениях господствующим положением, информирует правительство о своих решениях и в случае необходимости возбуждает следующие производства: передает дела о монопольной ситуации в какой-либо отрасли в Комиссию по монополиям, осуществляет контроль над предполагаемыми слияниями предприятий, передает дела о картельных договорах в суд по ограничительной практике, возбуждает дела по поводу установления и поддержания перепродажных цен. Следует также отметить, что деятельность Ведомства в определении конкурентной политики носит консультативный характер. Основная задача Комиссии по монополиям и слияниям заключается в проведении расследования и составления докладов по поводу наличия (или возможности возникновения) монопольной ситуации либо осуществления слияния предприятий. Роль государственного секретаря торговли и промышленности Великобритании в деле регламентации монополий и конкуренции весьма значительна. Так как заключения в докладах Комиссии по монополиям носят рекомендательный характер, то окончательное решение вопросов по монопольным ситуациям или антиконкурентной практике осуществляется государственным секретарем или другими министрами. Кроме того, государственный секретарь наделен полномочиями по предоставлению исключений из действия законодательства об ограничительной торговой практике на основании хозяйственной незначительности соответствующих картельных договоров.