Файл: История развития антимонопольной политики в США.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.3 Анализ антимонопольной политики РФ

Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в РФ антимонопольной политики. Россия нуждается в демонополизации (радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия).

Еще в 90-ые считали, что монополии можно «победить», используя три принципиальных возможности понижения степени монополизации: прямое разделение монопольных структур; иностранная конкуренция; создание новых предприятий.

Возможности первого пути в российской экономике реальны, но сильно ограничены. Единый завод на части не разделишь, а случаи когда производитель-монополист состоит из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются. Тем не менее, на уровне надфирменных структур - бывших министерств, областных властей - такая работа отчасти уже сделана, а отчасти может быть продолжена, принеся пользу в деле понижения степени монополизации.[24]

Дело в том, что, одна из специфических сторон российских монополий состоит в диктате ведомств и госорганов, продолжающих и в наше время активно вмешиваться в деятельность предприятий. Формально-юридических прав на это они не имеют - предприятия находятся в частной собственности. Но реальные рычаги давления у органов власти есть. Например, не допустить в отрасль стороннего производителя с помощью инструкций и распоряжений они вполне могут.

Второй путь - иностранная конкуренция - явился, вероятно, самым действенным и эффективным ударом по отечественному монополизму. Теоретически, иностранная конкуренция должна способствовать обновлению ассортимента и повышению качества российской продукции, насыщению рынков и развитию конкуренции.

Однако на практике нередко наблюдалось быстрое вытеснение с рынка продукции отечественных производителей, в первую очередь товаров легкой промышленности (одежда, обувь) и бытовой техники, которое сопровождалось значительным сокращением производства.

Разумеется, открытие российского рынка для зарубежных компаний, в том числе транснациональных, привело к оживлению конкуренции. Вместе с тем значительная часть продукции российских предприятий оказалась неконкурентоспособной не только на мировом рынке, но и на внутреннем. В условиях кризиса, неплатежей, отсутствия финансовых средств и неразвитости механизмов государственной поддержки на многих сегментах рынка (как в отраслевом, так и в региональном разрезе) отечественные производители утратили свои позиции. Зависимость российской экономики от поставок отдельных видов продукции из-за рубежа не только не ослабевает, но в значительной степени усиливается. Как показывает практика антимонопольных органов, привлечение иностранных инвестиций в экономику в форме приобретения контрольных пакетов акций российских предприятий в ряде случаев прямо направлено на последующее устранение этих предприятии с рынка.


Очевидно, что использование столь сильнодействующего средства должно быть очень осторожно. Импортные товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину массовой ликвидации отечественных предприятий.

Третий путь - создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия - это всегда рост производства и новые рабочие места.[25]

Проблема в том, что в сегодняшних условиях из-за мирового экономического кризиса, в России находится мало отечественных и иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее, определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов. Не случайно, при всей ужасающей остроте финансовых проблем в рамках центрального бюджета еще в конце 90-х годов создали так называемый бюджет развития, в который направляются средства на поддержку инвестиций.[26]

Как уже было сказано, в отличие от американской системы антимонопольной политики, где большее значение имеет мнение судьи, европейская, а значит и российская система антимонопольного регулирования экономики опирается на закон. Поэтому, на мой взгляд, ФАС нужно, в первую очередь, постоянно совершенствовать антимонопольное законодательство, что, собственно говоря, они и делают: в 2009 году Федеральная Антимонопольная служба ввела новый закон о естественных монополиях. В нем регламентированы процедуры закупок товаров и услуг естественными монополиями и государственными корпорациями, а также разработаны правила недискриминационного доступа к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам, к инфраструктуре РЖД, услугам аэропортов, почты, речных и морских портов. По словам руководителя ФАС, закон «О естественных монополиях» 1995 года - «это тормоз, мешающий применению закона о конкуренции в отношении естественных монополий. Если бы его можно было поменять, то естественные монополии не уходили бы от ответственности». Также, с помощью антимонопольной службы, были изменены некоторые законы, например, Федеральный закон «О защите конкуренции», или изменения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.[27]


Государственная политика в отношении регулирования деятельности субъектов естественных монополий должна включать два основных направления. Первое из них состоит в совершенствовании государственного ценового регулирования продукции и услуг естественных монополий, которое основывается на следующих принципах: рационализации издержек производства и обращения; поэтапного уменьшение перекрестного субсидирования на основе выравнивания тарифов по регионам и контингентам потребителей (недискриминационное ценовое регулирование); сокращения ценового льготирования отдельных хозяйствующих субъектов и групп хозяйствующих субъектов; дальнейшая дифференциация цен (тарифов), в наибольшей степени отражающая различие издержек при реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) в определенные периоды (время суток, сезон) с целью обеспечения более равномерного спроса потребителей и загрузки производственных мощностей.

Второе направление государственной политики состоит в проведении реструктуризации субъектов естественных монополий путем разделения естественно-монопольных и потенциально конкурентных сфер деятельности. Здесь необходимо предусмотреть меры по усилению государственного контроля на основе обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, в том числе инвестиционной. Задача состоит в недопущении необоснованного увеличения издержек, цен (тарифов) на продукцию и услуги, производимые (реализуемые) в режиме естественно-монопольного состояния рынка.

В настоящее время остаются неурегулированными в законодательном порядке две весьма важные сферы: деятельность субъектов локальных естественных монополий, ценообразование в высококонцентрированных отраслях.[28]

Что касается локальных естественных монополий, то они как состояние рынка характерны, прежде всего, для системы жилищно-коммунального хозяйства (водоснабжения, канализация и др.). В то же время следует иметь в виду, что подавляющее большинство из них находится в ведении органов местного самоуправления, поэтому в федеральном законодательстве могут быть сформулированы только общие (единые) принципы ценового регулирования. Непосредственная работа по ценовому регулированию должна осуществляться на местах, что потребует усиления контроля со стороны антимонопольных органов.

Таким образом, антимонопольное законодательство Российской Федерации развивается одновременно с развитием экономики страны и учитывает ее особенности, а создание Федеральной Антимонопольной службы является отправной точкой для дальнейшего совершенствования антимонопольной политики России.


Выводы

Изучив данную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.

Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малом количестве от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

Антимонопольная служба Российской Федерации еще очень молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства самой страны. В целях совершенствования антимонопольного регулирования в России необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной антимонопольной политики. Активное использование векового опыта антимонопольного законодательства США и антимонопольной практики других развитых стран с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению антимонопольного законодательства РФ в эффективный регулятор рыночных отношений.

К актуальным перспективным мерам правительственной политики в области антимонопольного регулирования относятся:

  • продолжение структурных преобразований в экономике РФ, особенно в отраслях естественных монополий;
  • совершенствование нормативной базы для организации эффективного контроля над финансовыми потоками монополий;
  • регулирование и контроль инвестиционных программ;
  • создание условий для развития конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности и последующее регулирование этих видов деятельности;
  • повышение эффективности реализации полномочий государства по принадлежащим ему акциям акционерных обществ – естественных монополий;
  • приведение уровня цен на продукцию монополий в соответствие с реальными затратами;
  • целевое дотирование за счет соответствующих бюджетов при предоставлении льгот отдельным категориях потребителей;
  • сокращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при адресной поддержке социально незащищенных групп населения.

Для дальнейшего развития антимонопольного регулирования необходимо также упорядочение взаимоотношений антимонопольных органов с другими органами исполнительной власти.

Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

Опыт западных стран в антимонопольном законодательстве велик и разнообразен. Возникновение подобного законодательства обусловлено историческими причинами. В силу особенностей развития экономики различных стран сложились разные системы антимонопольного регулирования. Особенно развитым в этом отношении принято считать антимонопольную практику США, поскольку её юридический (законодательный) аспект, как и другие области права в США основывается на прецедентной системе.

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому западный опыт в определенной, и достаточно значительной своей части неприменим в российских условиях.

В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.

Список использованной литературы

  1. Ефимова Е.Г. Экономика для юристов/ Е.Г. Ефимова// Флейта. URL: http://bibliotekar.ru/economika-dlya-yuristov/46.htm (Дата обращения 15.05.2016)
  2. Фишер С., Дорнбуш Р. Экономика: Пер. с англ./С.Фишер. – М.: Днло,1988. – 605с.
  3. Абалкин Л.И., Шамхалов Ф.И Экономическая энциклопедия// Экономика, 1999 -1054с.
  4. О роли монополизма в современной экономике / В. А. Волконский, Т. И. Корягина // Банковское дело. - 2005. - N 2. - С. 4-14.
  5. Юданов А.Ю. Конкуренция. Теория и практика. - М.: Тандем.гном-пресс, 1998. - 384 с.
  6. Л.П. Кураков, В.Л. Кураков, А.Л. Кураков Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа,2004 – 98с.
  7. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, Т.4. – М.: Издательство политической литературы, 1955. – 166с.
  8. Теория отраслевых рынков: Интернет-курс по дисциплине/ Пашковская М.В.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2012. – 182с.