Файл: Задачи и функции гражданского права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип свободы договора распространяется и на право сторон расторгнуть договор, но лишь по взаимному согласию сторон. Односторонний отказ от исполнения обязательств, которые возникли из договоров, не допускается за исключением предусмотренных законом случаев, а в отношении обязательств, которые связаны с осуществлением сторонами предпринимательской деятельности, предусмотренных также договорами (статья 310 Гражданского кодекса). Прекращение договоров в одностороннем порядке закон допускает, как правило, при неисполнении или ненадлежащем исполнении договоров одной из сторон.

Прин­цип недо­пустимости вмешательства кого-либо в частные дела достаточно широко применяется в гражданско-правовых отношениях. При этом под «частными делами» понимается право граждан и юридических лиц на самостоятельное по своей воле принятие решений по вопросам участия в отношениях, которые имеют частноправовой характер. Сюда входят и договорные отношения, включая сферу предпринимательства, и отношения по осуществлению права собственности, и отношения творческого характера по созданию и распространению результатов интеллектуальной деятельности, и, разумеется, отношения, которые касаются неприкосновенности частной жизни, иных нема­териальных благ и свобод человека, закрепленных в Конституции Российский Федерации.

Действие указанного принципа прежде всего направлено на недопустимость осуществлять произвольное вмешательство в частные дела государственных органов и органов местного самоуправления (статья 13 и статья 16 Гражданского кодекса). Оно также распространяется на граждан и юридических лиц, которые вмешиваются в частные дела иных субъектов гражданского права.

В прин­ципе, потерпевшими от произвольного вмешательства в частные дела могут быть и публично-правовые образования в качестве участников гражданско-правовых отношений (к примеру, при произвольном вмешательстве федеральных органов власти в гражданско-правовые договорные отношения с участием субъектов Федерации).

Необходимый элемент понятия вмешательства в частные дела  — это наличие произвола со стороны соответствующих лиц и органов, то есть совершение ими действий, которые не основаны на законодетельстве. Если же указанные действия совершены в рамках закона, к примеру, в случае реквизиции (статья 242 Гражданского кодекса) либо конфискации имущества (статья 243 Гражданского кодекса), то принцип недопустимости вмешательства в частные дела не применяется[18].


Прин­цип диспозитивности в гражданском праве — это возможность участников регулируемых отношений самостоятельно, по своему усмотрению и в соответствии со своими интересами выбрать вариант соответствующего поведения. Так, в подавляющем большинстве случаев они самостоятельно принимают решение о том, вступать либо не вступать в те или иные гражданские правоотношения, требовать либо не требовать исполнения обязательств контрагентом, обращаться за судебной защитой своих прав либо нет и т. д. При этом отказ от осуществления либо защиты своего права обычно не приводит к его обязательной утрате (пункт 2 статьи 9 Гражданского кодекса).

Подоб­ной свободой выбора предполагается инициатива субъектов гражданского оборота в достижении своих целей. Ее оборотная сторона — это отсутствие по общему правилу какой бы то ни было особой, в том числе государственной, поддержки при реализации частных интересов и несение самими участниками риска и всех иных последствий собственных действий. Задачей государства в частных отношениях является установление для их участников четких и непро­тиворечивых «правил игры», исключающих заведомую недобросовестность отдельных лиц, a применение указанных правил согласно принципа дис­позитивности целиком является делом самих участников. Очевидным исключение здесь являются случаи выступления в граждан­ских правоотно­шениях опекунов и попе­чителей несовершен­нолетних либо больных и престарелых граждан, задачей которых как раз и является помощь подопечным в осуществлении и защите их прав и интересов.

Принципом беспрепят­ственного осуществления гражданских прав предполагается устранение любых необоснованных помех в развитии гражданского оборота. Он конкретизируется, в частности, в свободе предпринимательской и другой не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34 Консти­туции Российский Федерации), a также в свободе перемещения по российской территории товаров, услуг и финансовых средств (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса), которая характеризует свободу имущественного оборота. Закон при этом может устанавливать только отдельные необходимые в публичных (общественных) интересах ограничения, к примеру, запрет монополизации рынка или недобросовестной конкуренции, лицензирование отдельных видов предпри­нимательства и т. п.

Действие принципа беспрепятственного осуществления гражданских прав важно и с точки зрения исключения искусственных, бюрократических препятствий в осуществлении права на защиту своих интересов, к примеру в исключении или огра­ничении обязательного досудебного (в частности, претензионного) порядка рассмотрения некоторых споров[19].


Принцип запрета злоупотребления правом  — это общее изъятие («генеральная клаузула», или оговорка) из общих частноправовых начал. Согласно данного принципа исключается безграничная свобода по использованию участниками гражданских правоотношений принадлежащими им правами. У права имеются определенные границы как по содержанию, так и по способам осу­ществления предусматриваемых им возможностей. Указанные границы являются неотъемлемым свойством всякого права, поскольку при их отсутствии право становится своей противоположностью — произволом. Так, собственники имеют право на совершение по своему усмотрению в отношении принадлежащего им иму­щества любые действия, которые не противоречат закону и не нарушают права и охраняемые законом интересы иных лиц (пункт 2 статьи 209 Гражданского кодекса). Собственники земли или других природных ресурсов осуществляют свои права свободно, если этим они не наносят ущерб окружающей среде и не нарушают прав и законных интересов иных лиц (часть 2 статьи 36 Конституции Российский Феде­рации, пункт 3 статьи 209 Гражданского кодекса). Подобного рода запреты нельзя не признать в качестве известных ограничений прав собственников, хотя и вызванных очевидной необходимостью.

Ана­логичные ограничения и запреты можно обнаружить как в обязательственном праве, так и в иных подотраслях граждан­ского права. Так, кпримеру, запрет предпринимателям, являющимся сторонами пуб­личных договоров, на отказ от их заключения по сути является ограничениеи их договорной свободы. Сюда же могут быть отнесены антимонопольные запреты, к запреты злоупотреблять доминирующим положением на рынке и т.д. Указанный принцип находится и в основе объяв­ления недействительными кабальных и некоторых иных сделок (статьи 169 и 179 Гражданского кодекса).

В общем виде запрет на ненадлежащее осуществление прав, включая и злоупотребление правом, устанавливает статья 10 Гражданского кодекса. Подобного рода общие правила в той либо иной форме характерны для всех развитых правопорядков. Их необходимость сомнений не вызывает, однако проблема четко ограничивать их содержание и применение является одной из наиболее острых и спорных в науке гражданского права.

Прин­ципом всемерной охраны и судебной защиты граждан­ских прав в целом характеризуется правоохранительная функция (задача) гражданско-правового регу­лирования. Согласно данного принципа участникам гражданских правоотношений предоставлены широкие возможности по защите своих прав и интересов: они вправе при­бегать как к их судебной защите, так и к самозащите, a также применять некоторые другие меры, оказывающие неблагоприятное имущественное воздействие на неисправных контрагентов. В гражданском праве содержится зна­чительный инструментарий правоохранительных средств, которые позволяют его субъектам эффективно охранять любые свои права и законные интересы (статьи 11-15 Гражданского кодекса).


Большинство из указанных средств имеет имущественную природу, которая соот­ветствует характеру преобладающих в предмете регулирования отношений. Их при­менение обычно направлено на восстановление нарушенных прав и (или) иму­щественную компенсацию потерпевших. Независимая от влияния участников судебная защита гражданских прав и ограничение (исключительность) их административно-правовой защиты (статья 11 Гражданского кодекса) обусловлены специ­фикой частного права.

Заключение

Пред­мет правового регулирования отрасли – сходные общест­венные отношения, лежащие в основе деления системы права на отрасли, регулирующиеся данной отраслью права.

Пред­мет граждан­ского права – основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, a в случаях, прямо преду­смотренных действу­ющим законодательством, и на властном подчинении одной стороны другой иму­щественные отношения, a также основанные на равенстве, автономии воли и иму­щественной самостоя­тельности участников, связанные с имущественными личные неимущественные отношения, и личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, если иное не вытекает из сути этих отношений.

Если понятие предмета гражданского права связано с вопросом о том, какие общественные отношения регулируются гражданским правом, то понятие метода — с вопросом о том, как эти общественные отношения регулируются нормами граж­данского права.

Поэтому между предметом и методом правового регулирования существует весьма жесткая связь.

К основ­ным и наиболее важным чертам метода граж­данского права относятся: равенство участников гражданских правоотношений; автономия воли; диспозитивность гражданских норм, дающих сторонам право урегулировать свои отношения иначе, чем это предусмотрено диспозитивной нормой права; особый порядок защиты гражданских прав.

Под функ­циями понимаются целевое назначение гражданского права и наличие в его составе необходимых правовых средств, способных обеспечить достижение поставленных целей. Гражданское право выполняет три основные функ­ции: регулятивную, охранительную, коопера­ционно-координирующую и превентивное и воспитательное воздействие.

Граждан­ский кодекс Российской Федерации за­крепляет важнейшие принципы гражданского законода­тельства. Этот перечень не является исчерпывающим. К числу принципов гражданского права относятся принци­пы, присущие всем отраслям права и вытекающие из Кон­ституции Российской Федерации.


Прин­ципы гражданского права позволяют при обнаружении пробелов в действующем законодательстве применять конкретные правовые нормы по аналогии, что характерно для данной отрасли права, которая чаще других отраслей сталкивается с подобными ситуациями. Дело в том, что независимость и самостоятельность участников гражданского оборота носит дозволительный характер и гражданско-правовое регулирование заранее предполагает возможность появления таких право­отношений, которые не предусматриваются действующим законодательством.

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации [текст]: офиц. текст.  — М.: Маркетинг, 2001.  — 39 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1. // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М, 2016.
  3. Бондаренко, Н.Л. Гражданское право: Общая часть: ответы на эк­заменац. вопр. [Текст] / Н.Л. Бондаренко. — Мн.: ТетраСи­стемс, 2005. — 144 с.  
  4. Голованов, Н.М. Гражданское право. Краткий курс.  — СПб: Питер, 2003.  — 512 с.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Комментарий части первой [Текст] — М.: Редакция журнала «Хозяйство и право», 1995.  — 597 с.  
  6. Гражданское право. Учебник для вузов. Ч.1 / Под ред. Илларионовой Т.И., Гонгало Б.М., Плетнева В.А.  — М.: БЕК, 1998.  — 684 с.
  7. Гражданское право [Текст] /Под ред. Толстого Ю.К., Сергеева А.П. Санкт-Петербург, 1996.  — 552 с.
  8. Гражданское право. Словарь справочник [Текст]/ Под ред. Тихомирова М.  — М., 1996.  — 575 с.
  9. Гражданское право. Учебник. Часть 1. Издание второе, переработанное и дополненное [Текст] /Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. – М.: «Проспект», 1997.  — 620 с.  
  10. Гражданское право. Часть первая: Учебник [Текст]/ Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева.  — 2-е изд., перераб. и доп.  — М.: Юристъ, 2002.  — 536 с.
  11. Гражданское право: В 2 т. Том I.: Учебник [Текст] /Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 1998. – 816 с.
  12. Гражданское право: Учебник / Под ред. С.П. Гришаева.  — М.: Юристъ, 1998.
  13. Гражданское право: Учебник. Т. I / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. О.Н.Садикова.— М.: Юридическая фирма «КОН­ТРАКТ»: ИНФРА-М, 2007. — 448 с.
  14. Жандаров, В. Сделка и условия ее действительности. Сроки в хозяйственных правоотношениях [Текст] // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.  — 2000.  — №4.  — С.58-64.
  15. Колбасин, Д.А. Гражданское право Республики Беларусь. Общая часть: Практическое пособие.  — Мн.: Молодежное научное общество, 2000.
  16. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный) [Текст]/ Е. Ю. Валявина [и др.]; под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого.  — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.  — 684 с.
  17. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный) [Текст] / А.К. Губаева [и др.]; Отв. ред. Н.Д.Егоров, А.П.Сергеев.  — 3-е изд., перераб. и доп.  — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.  — 568 с.
  18. Нечаева, А.Н. Правоспособность и дееспособность физических лиц как субъектов гражданских прав / В кн. Субъекты гражданского права. Отв. ред. Т.Е. Абова. — М.: Институт государства и права РАН, 2000.  — 128 с.