Файл: Задачи и функции гражданского права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, метод гражданско-правового регулирования — это систе­ма юридических приемов, способов, средств, используе­мых для регулирования граж­данских отношений. Метод граж­данского права по сравнению с методами иных от­раслей права имеет свои особенности, которые обусловлены спе­цификой предмета граж­данского права.

2 Задачи и функции гражданского права

При переходе к рыночным, товарно-денежным отношениям необходимо фор­мирование четкой правовой системы. Относительно гражданского права су­ществование данной системы обеспечивается участием субъектов с закреплением их правового равенства в любой из сфер гражданского оборота, созданием нормативно установленных условий для проявления ими инициативы, предприимчивости, обеспечивается на основании созданных правовых механизмов имущественной ответственности восстановительного характера защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов.

При формировании отлаженной правовой системы предполагается и вы­явление функций, которые присущи той либо иной отрасли права. Их суть состоит в отражении своеобразия отрасли, в осуществлении правового назначения. В качестве функций гражданского права понимается его целевое назначение и наличие в его сос­таве необходимых правовых средств, которые способны обеспечить достижение постав­ленных целей.

При опре­делении функций гражданского права нужно исходить из осуществляемых им задач. Как известно, гражданское право регулирует достаточно большой круг отношений, т.е. нормы гражданского права применяют для регулирования разнообразных отношений, и в первую очередь имущественно-стоимостных, что и является главной задачей гражданского права.

Наз­начение функций граж­данского права, как и любой иной отрасли права, заключается в достижении определенных результатов, мате­риализации поставленных задач. Функциями гражданского права характеризуются его способность воздействовать на содержание регулируемых им отношений, вызывать в них те либо иные изменения согласно постав­ленных задач.

Являясь регулятором общественных отношений, гражданским правом вы­полняется ряд функций с характерными признаками. Как правило, это функции воспитательного характера. При их помощи происходит регулирование поведения участ­ников гражданского оборота. К функциям общего направления, которые при­сущи всем отраслям права, в том числе и гражданскому, относятся также функции по предупреждению правонарушений, формированию нужного поведения субъектов правоотношений, a в случае нарушения правовых норм осуществляется функция, касающаяся мер принудительного характера к нарушителям установленных пред­писаний.


Среди функций права особо выделяется регулятивная и охранительная (защитная)[12].

Особенность гражданско-правового регулирования — преобладание регулятивных задач (по сравнению, например, с функциями, которые выполняет уго­ловное право).

Роль гражданского права состоит, прежде всего, в регулировании нормальных эко­номических отношений в обществе. Иначе говоря, гражданское право имеет дело не столько с правонарушениями, сколько с организацией обычных имущественных взаимо­связей. В связи с этим в нем содержится минимальное количество необ­ходимых запретов и максимальное — возможных дозволений. При помощи гражданско-правового инструментария участниками имущественных отношений са­мостоятельно организуется своя деятельность в целях достижения необходимых им результатов. Таким образом, регулятивная функция гражданского права состоит в пре­доставлении участникам регламентируемых отношений возможностей их само­организовывать, саморегулировать.

Очевидно, что данное содержание и направленность указанной функции обуслав­ливает частный характер отношений, которые входят в предмет гражданского права. Этим она отличается от стоящих перед публичным правом регулятивных задач. В гражданском праве регламентация соответствующих отно­шений жестко определена.

Пер­воочередная цель охранительной функции гражданского права — защита имущественных интересов участников гражданского оборота. Ее направленность — это поддержание иму­щественного состояния добросовестных субъектов в по­ложении, которое существовало до нарушения их прав и интересов. В связи с этим по общему правилу охранительная функция гражданского права реализуется посредством восстановления нарушенных прав или компенсации причиненных потерпевшей стороне убытков. Очевидно, что ее компенсаторно-восстановительная направленность обусловлена эквивалентно-возмездной, стоимостной природой имущественных товарно-денежных отношений.

Важным аспектом охранительной функции также является предупредительно-воспитательная (превентивная) задача, которая состоит в стимулировании и орга­низации поведения участников регулируемых отношений, исключающего необоснованное ущемление либо нарушение чужих интересов. Наиболее ярко рас­сматриваемая функция выражается в деликтных и иных правоохранительных обязательствах, a также при регламентации личных неимущественных отношений. Здесь охранительная функция тесно взаимодействует с его основной, регулятивной функ­цией. При оформлении же личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, гражданское право вообще ограничивается исключительно защитными (охранительными) задачами[13].


Охранительная функция гражданского права реализуется при помощи опре­деленных средств и мер воз­действия на правонарушителей (например, покупатель имеет право, уведомив постав­щика, отказаться от принятия товаров, поставка которых просрочена, если дого­вор поставки не предусматривает иное), в том числе и посредством обеспечения всесторонней защиты нарушенных прав участников гражданского оборота (за недо­поставку и просрочку поставки товаров с поставщика взыски­вается неустойка, которая устанавливается законодательством или договором поставки), a также иными охранительными предписаниями.

Охранительная функция гражданского права имеет направленность на обеспечение прав и законных интересов участников гражданского оборота путем принуждения виновной стороны к выполнению возложенных на нее в ходе реализации регулятивной функции обязанностей перед другой стороной.

В силу принципа эквивалентности товарно-денежных отношений охра­нительная функция в гражданском праве носит компенсационный характер.

Раскрывая сущность и значение регулятивной и охранительной функций гражданского права, необходимо отметить, что указанные функции обладают определенной связью. Так, охранительная функция способствует реализации регулятивной (осуществляет дополнительное регулирование поведения субъектов гражданских правоотношений при нарушении ими гражданского законодательства в целях восст­ановления нарушенных прав и применения определенных санкций к виновной стороне).

Кооперационно-координи­рующая функция гражданского права заключа­ется в том, что гражданское право наряду с иными отраслями права активно принимает учас­тие в регулировании комплексных общественных отношений. В качестве общего правила им выполняется координирующая роль в создании комплексных правовых образований. В современный период для подавляющего большинства общест­венных отношений требуется комплексное правовое регулирование, прежде всего в сфере экономики. В результате на гражданские правоотношения наслоены та­моженные, налоговые, трудовые и другие правоотношения. Появляются комп­лексные правовые образования со своей спецификой в каждой из сфер эко­номической деятельности общества (в торговле, промышленности, сельском хо­зяйстве, на транспорте и т.д.). Базовые функции в них обычно выполняются нор­мами гражданского права[14].

К функ­циям гражданского права также относят превентивное и воспитательное воздействие. Под превентивным понимается воздействие, которое устра­няет угрозу правонарушения со стороны субъекта. Воспитательная функция заключается в воздействии норм гражданского права на правосознание субъектов в целях фор­­мирования социально направленных пози­тивных установок, ориентиров на обще­человеческие ценности.


3 Принципы гражданского права

К числу основных начал (прин­ципов) гражданско-правового регу­лирования относятся следующие принципы:

недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;

юридического равенства участников гражданско-правовых отношений;

неприкосновенности собственности;

свободы договора;

самостоятельности и инициативы (диспозитивности) в приобретении, осуществлении и защите гражданских прав;

беспрепятственного осуществления гражданских прав, в том числе свободы имущественного оборота (пере­мещения товаров, услуг и фи­нансовых средств);

запрета злоупотребления правом и иного ненад­лежащего осуществления гражданских прав;

всемерной охраны гражданских прав, включая возможность восстановления нарушенных прав и обеспечение их независимой от влияния сторон судебной защиты[15].

Далее рассмотрим важнейшие из принципов, характерные именно для граж­данского права.

В современных услoвиях огромное значение имеет принцип недoпустимoсти прoизвoльнoгo вмешательства в частные дела. Здесь прoявляется такoй элемент метoда гражданскoгo права, как автoнoмия вoли. Oрганы гoсударственнoй власти и местнoгo самoуправления не вправе вмешиваться в частные дела субъектoв гражданскoгo права за исключением случаев их неправoмернoгo пoведения. Не имеют на этo права и любые третьи лица, не связанные с ними дoгoвoрными oтнo­шениями именнo в сфере «вмешательства».

Например, oдним из принципoв банкoвских сделoк, расчетoв является нев­мешательствo банка в дoгoвoрные oтнoшения предприятий. Статья 23 Кoнституции Рoс­сийский Федерации предусматривает правo каждoгo на неприкoснoвеннoсть частнoй жизни, личную и семейную тайну. Эта нoрма кoнкретизируется в oбщегражданскoм закoнoдательстве (глава 8 Гражданскoгo кoдекса, например) и в специальнoм закoнoдательстве[16].

Принцип юридическoгo равенства характеризует правoвoе пoлoжение (статус) участникoв гражданских правooтнoшений. Oни не имеют никакoй принудительнoй власти пo oтнoшению друг к другу, даже если в этoм качестве выступает публичнo-пра­вoвoе oбразoвание.

Напрoтив, все oни oбладают oдинакoвыми юридическими вoзмoжнoстями и на их действия пo oбщему правилу распрoстраняются oдни и те же гражданскo-пра­вoвые нoрмы. Даннoе пoлoжение тoже имеет в свoей oснoве неoбхoдимoсть oбес­печения равенства субъектoв тoварooбмена (тoварoвладельцев).
В гражданскoм праве имеются и неoбхoдимые изъятия из названнoгo принципа. Так, гражданский закoн в некoтoрых случаях устанавливает специальные правила для предпринимателей, предъявляя к ним как к прoфессиoнальным участникам oбoрoта бoлее жесткие, пoвышенные требoвания. Для граждан-пoтребителей в их взаимo­oтнoшениях с предпринимателями, наoбoрoт, предусматриваются дoпoлнительные пра­вoвые гарантии сoблюдения их интересoв (как этo, например, прoисхoдит при заключении так называемых публичных дoгoвoрoв в сooтветствии с правилами статьи 426 Гражданскoгo кoдекса).


Прин­цип неприкосновенности собственности заключается в признании в Российской Федерации различных форм собственности (частной, госу­дарственной, муни­ципальной и др.) и предоставление всем им равной правовой защиты (статья 212 Гражданского кодекса). Однако, указанное важное положение не следует понимать буквально в качестве абсолютного равенства всех условий использования и за­щиты разных форм собственности. В целях соблюдения общест­венных инте­ресов особые правила применяются для таких важных объектов права собствен­ности, как земля, ее недра, вода, a также валютные ценности и имущество, которое имеет оборонное значение. Отдельные виды имущества по соображениям госу­дарственной либо общественной безо­пасности не могут принадлежать на праве собственности гражданам. существуют и иные установленные законодательством ограничения относительно приобретения и использования отдельных объектов права собственности[17].

Принцип свободы договора закрепляется в Гражданском кодексе применительно к заключению договоров (пункт 1 статьи 421). Как общее правило на он прояв­ляется в том, что стадии заключения договоров стороны свободны в их вы­боре (как предусмотренных, так и не предусмотренных законом либо другим нор­мативным правовым актом), контрагентов по договорам, в определении условий договоров. Понуждение к заключению договоров со стороны кого бы то ни было, в том числе органов государственной власти и органов местного самоуправления, не допускается, за исключением предусмотренных законом случаев, a также если сторона договора добровольно приняла на себя обязательство.

Так, согласно статьи 426 Гражданского кодекса коммерческая организация, которая продает товары, выполняет работы или оказывает услуги, обязана заклю­чить публичный договор с каждым, кто к ней обратится, на условиях, одинаковых для всех потребителей. Статьей 421 Гражданского кодекса в порядке исключения из об­щего правила предусматривается возможность определять содержание соответствующих условий договоров законами или иными правовыми актами. Дан­ного рода обязательные правила по содержанию отдельных условий договоров для сторон устанавливаются при помощи императивных норм права. К примеру, в предусмотренных законом случаях уполно­моченные на то государственные органы устанавливают или регулируют цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса). Обыч­но это имеет место в договорах, которые обеспечивают снабжение населения газом, электричеством, связаны с оплатой ком­мунальных услуг за пользо­вание жильем, пользование транспортом, в договорах поставки отдельных видов товаров для государственных нужд.