Файл: История рынка ценных бумаг, его формирование и развитие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эмитеты

Котировальный лист «А» первого уровня

Котировальный лист «А» второго уровня

Котировальный лист «Б»

В качестве внесписочных ценных бумаг

9

не включены

4

54

Всего:

67

Примечание – Источник: [12].

Объем сделок по продаже облигаций представлен на рисунке 2.2:

Рисунок 2.2 – Объем сделок по продаже облигаций и объем продаж в млн р.

Примечание – Источник: [12].

Как видим, наблюдается повышение объема сделок по продаже облигаций и объем продаж в млн р. в тенденции 2014-2016 годов.

Исходя из вышесказанного, следует сделать следующие выводы:

1) Возникновение ценных бумаг и осуществление с ними различного рода финансовых операций обладает многолетнюю историю.

2) Рынок ценных бумаг Российской Федерации начал собственное развитие в первой половине 90-х годов прошлого века с формирования нормативно-законный основы, экономических институтов и концепции регулирования в русле перехода страны к рыночной экономике.

3) Одним из перспективных на­правлений развития российского рынка ценных бумаг видится развитие сектора «зеленых» ценных бумаг; создание структурных расписок; а также создание коммерческих облигаций.

3 ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

3.1 Рынок ценных бумаг как правовая категория

Понятие «рынок ценных бумаг считается довольно новым и, к сожалению, вплоть до настоящего времен никак не получившим ни легального, ни доктринального определения. В правовой и финансовой литературе, и в нормативных законных действиях это представление отождествляется

с определением «фондовый рынок» [8, с. 10]. По мнению автора курсовой работы, рынок ценных бумаг – представление наиболее обширное, нежели фондовый рынок, так как в отличие от последнего содержит никак не только лишь операции по купле-продаже ценных бумаг, но и их выпуск, расположение и закрытие. Фондовый рынок этимологически склонна к фондовой бирже, главная задача работы каковой – предоставление участникам рынка ценных бумаг требуемых обстоятельств с целью торговли ценными бумагами. Уяснения потребует кроме того соответствие рынка ценных бумаг и финансового рынка. Обычно в финансовой концепции в структуру финансового рынка помимо рынка ценных бумаг относят и денежный рынок (краткосрочные кредиты и ценные бумаги) и рынок капиталов (средне- и долгосрочные кредиты, ценные бумаги). Как видим, рынок ценных бумаг считается компонентом равно как денежного, так и рынка капиталов [9].


В правовой литературе рынок ценных бумаг обусловливается равно как «сфера обращения конкретных типов ценных бумаг, исполняемого согласно определенным правилам между обладающими правами и обязанностями субъектами». Автор курсовой работы считает, что данная формулировка потребует конкретизации «прав и обязанностей субъектов» с той позиции, что каждый субъект права владеет индивидуальными правами и юридическими обязанностями, определенный структура и вид, которых находится от с области их осуществления. Правовое определение рынка ценных бумаг как «сектора экономики, включающего два взаимозависимых элемента: эмиссию и обращение ценных бумаг» не отражает юридической сущности определяемого явления [9].

В отечественной литературе под рынком ценных бумаг понимается «сложное экономико-правовое явление, отражающее механизм правового регулирования общественных отношений по поводу мобилизации посредством ценных бумаг свободных денежных средств и капиталов в интересах производства и их последующего перераспределения через организацию обращения указанных бумаг». При этом правовое регулирование определяется как «деятельность государственных органов, направленная на нормативно-правовое регулирование порядка выпуска ценных бумаг их размещения, обращения и погашения. Выражается в установлении или санкционировании государством системы норм поведения субъектов правоотношений, возникающих по поводу ценных бумаг». С этим невозможно выразить согласие согласно последующим обстоятельствам [11, с. 19].

Во-первых, законное урегулирование с позиций единой концепции права – это «целенаправленное влияние на действия субъектов с помощью правовых средств (под правовыми средствами понимают, в первую очередь, правовые нормы, правовые отношения, правовые факты)». Причем, правовое регулирование, как «непрерывный, постоянный процесс», включает следующие «стадии (этапы): обще нормативное регулирование; возникновение прав и обязанностей у конкретных субъектов; стадия их реализации». Равно как видно, «деятельность государственных органов, направленная на нормативно-правовое регламентирование», считается только одной (первой) из стадий процесса правового регулирования.

Участниками последнего обозначают не только государственные органы, осуществляющие нормотворческую работу, но и компании и физические лица.

Во-вторых, рынок ценных бумаг представляет собой законную группу, комплекс конкретных отношений, являющихся объектом правового регулирования [12, с. 17].


Система законного регулирования– это «конкретная безупречная  модель, основанная вследствие упрощения, огрубления процесса регулирования, отвлечения от каких-то второстепенных, несущественных моментов». Эта форма как комплекс законных средств не может или, по крайней мере, не всегда может «отражаться» каким-либо феноменом. На основании вышеизложенного рынок ценных бумаг необходимо определять равно как комплекс социальных взаимоотношений, складывающихся в области выпуска, размещения, обращения и погашения определенных видов ценных бумаг. Определенные авторы причисляют к подобным типам ценные бумаги, имеющие качества своеобразного товара. Товарным предназначением обладают не все ценные бумаги. В свойстве компонентов такой функции именуются: независимая обращаемость, что означает передачу ценной бумаги не зависимо от воли третьих лиц, и возможная материальная заинтересованность неограниченного круга трейдеров в приобретении ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг является одним из основных инструментов рыночного регулирования, основное предназначение которого – аккумулирование финансовых ресурсов и их перераспределение посредством совершения участниками рынка операций с ценными бумагами. В результате последних временно свободные денежные средства переходят от инвесторов к эмитентам. В качестве функций рынка ценных бумаг можно назвать использование ценных бумаг в приватизации, антикризисном управлении, реструктуризации экономики, стабилизации денежного обращения, антиинфляционной политике [7, с. 24].

Правовая основа рынка ценных бумаг начала формироваться в Российской Федерации, главным образом, с 1992 г. Законодательную базу составляют ГК, Закон «О хозяйственных обществах» с последующими изменениями и дополнениями [2; 3]. Основу правового регулирования рынка ценных бумаг в настоящий момент составляют нормативные правовые акты Комитета по ценным бумагам. Пожалуй, самым большим, а главное, многообещающим достижением в этом направлении можно назвать подписание Закона «О рынке ценных бумаг» [4]. Полностью этот документ вступит в силу с 1 января 2016 года. В Законе даны определения многих понятий, необходимых для формирования структуры фондового рынка в его современном понимании. Таким образом, складывается в настоящий момент торговля акциями российских предприятий.

Тем не менее, учитывая про­цессы глобализации, формирова­ние новых инвестиционных пото­ков в мире, нашей стране нельзя останавливаться на достигнутом, а необходимо внедрять новые инструменты и механизмы на финансовом рынке, в частности совершенствовать законодатель­ство о ценных бумагах в части создания новых видов ценных бумаг. Одним из перспективных на­правлений развития отечествен­ного рынка ценных бумаг видится развитие сектора «зеленых» ценных бумаг. Следующим новым видом ценных бумаг для российского финансового рынка могут стать структурные расписки и коммерческих облигаций.


В ограниченном значении, «зеленые» ценные бумаги – это перспек­тивный механизм долгового финансирования, целевая эмис­сионная долговая ценная акция, надлежащая государственным или международным требовани­ям и законам эмиссии «зеле­ных» облигаций. Наиболее обширное представление «зеленой» акции – это целевая эмиссионная долго­вая ценная акция, с помощью эмиссии которой привлекаются ресурсы в субсидирование эко­логических проектов, день­ги от реализации которой идут на субсидирование «экопроектов» и планов по уменьшению клима­тических рисков в экономике. Подобным образом, главная задача выпуска подобных инструментов – охрана окружающей среды, а также содействие продолжитель­ному социально-экономическому развитию любой государства [7, с. 20].

Следующим новейшим типом ценных бумаг для российского экономического рынка могут стать структурные расписки. Отличительной чертой структурных расписок являет­ся то, что классически ценные бумаги гарантируют трейдеру неотъемлемую выплату номинала и процентов (если их выплата учтена критериями вы­пуска), в то время как новый структурный инструмент, исходя из своей сущности, подразумевает вероятность невозвращения номи­нала. При этом платой за риск является формирование наиболее вы­сокого дохода.

Коммерческие облигации. Согласно собственной сущности -коммерческие облигации являются альтерна­тивным основой привлече­ния финансирования наряду с такими инструментами, как нерыночные облигации, разме­щаемыми по открытой подписке на биржевом рынке; векселями, выпускаемыми в документарной форме; бумагами, выпускаемы­ ми крупными финансовыми ком­паниями с высоким кредитным рейтингом на международном рынке; депозитными сертифи­катами, выпускаемыми кредит­ными организациями в докумен­тарной форме. Эмитент коммерческих бумаг, как правило, выплачивает наиболее высо­кие проценты, чем гарантирован­ные инструменты, а ставки обладают направленностью увеличиваться совместно с национальной экономикой [8, с. 10]. Возможно отметить, что ком­мерческие облигации являют­ся одним из видов биржевых облигаций. Оба вида ценных бумаг не имеют необходимости в регистрации. Однако есть существенное отли­чие – коммерческие облигации размещаются путем закрытой подписки на внебиржевом рын­ке, а идентификационный но­мер присваивается не биржей, а центральным депозитарием.

Подобным способом, возникновение новейших типов ценных бумаг по­зволяет рассматривать их со стороны эмитента равно как альтерна­тивный источ­ник привлечения дополнитель­ных вложений и ресурсов, а со стороны инвестора – равно как допол­нительный ресурс дохода и вероятность расширения видов инвестиционных стратегий [8, с. 11].


И, безусловно, существенную роль играет тот факт, что Российской Федерации в рамках ЕАЭС совместно со странами-партнерами приняла на себя обязательство по формированию к 2025 г. единого финансового рынка.

3.2 Концепция правительственной регулировки рынка ценных бумаг

Концепция правительственной регулировки рынка ценных бумаг в Российской Федерации сформирована в применении этих же
методов, то, что и концепция правительственного регулировки  предпринимательской деятельности в целом. В международной практике имеется  две модификации правительственной регулировки рынка ценных бумаг:

1) доминирующую роль в регулировании рынка ценных бумаг захватывают государственные органы. Только лишь определенные функции (к примеру, согласно установленным законам совершения операций с ценными бумагами) правительство представляет саморегулирующим учреждениям (организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг). Подобная форма используется во Франции [17, с. 24];

2) доминирующую роль в регулировании рынка ценных бумаг захватывают саморегулирующие компании, в то время как как правительство оставляет за собой лишь осуществляющую контроль функцию. Данная форма используется в Великобритании.

В главном в иностранных государствах распространена так называемая именуемая переходная форма, при которой уровень централизации и регулирования с помощью императивных предписаний колеблется между двумя отмеченными модификациями [18, с. 17].

Рынок ценных бумаг в Российской Федерации захватывает сейчас незначительный сегмент всего рынка в целом. Однако система государственных органов, стабилизирующих этот рынок (саморегулирующих учреждений на сегодняшний день в Российской Федерации не имеется), обладает довольно непростой и двойственной структурой. Это разъясняется тем, что, во-первых, эта концепция содержит  как республиканские аппараты правительственного управления отраслевой и функциональной компетенции, так и государственные органы общей ответственности, во-вторых, значительная доля функционирующих акционерных обществ образованы в результате приватизации хозяйствующих субъектов государственной формы собственности, следствием чего является большой объем на рынке ценных бумаг акций приватизированных предприятий, что, в свою очередь, влечет участие в регулировании этого рынка органов по управлению государственным имуществом; в-третьих, отсутствие устойчивости целой концепции  государственных органов.