Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (Анализ конкурентоспособности продукции).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 3
Концепция развития ОАО «Белшина» на период до 2025 года предполагает на основе изученного спроса освоить производство новой продукции:
- легковых и легкогрузовых шин для зарубежных автомобилей с посадочным диаметром до 20 дюймов;
- грузовых радиальных ЦМК шин с посадочным диаметром в диапазоне 17,5-24 дюйма для автомобилей, прицепов и полуприцепов, городских и междугородних автобусов;
- сельскохозяйственных радиальных шин для тракторов и сельско-хозяйственной техники отечественного и импортного производства;
- индустриальных шин, предназначенных для погрузчиков, бульдозеров и сочлененных самосвалов с посадочным диаметром 25-29 дюймов.
Маркетинговая деятельность предприятия направлена на увеличение объёмов выручки, получаемой от реализации продукции, и увеличение прибыли предприятия. Одна из самых важных задач маркетинга предприятия — рост объёма продаж за счёт расширения существующих и завоевания новых рынков сбыта.
Учитывая потребности рынка и последние достижения шинной промышленности, специалисты технологических и конструкторских служб предприятия постоянно трудятся над обновлением и расширением ассортимента выпускаемой продукции, подъемом ее качества. Функциональный анализ конструкции шины (см.Приложение А)
В таблице 2.1 представлена обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами.
Таблица 2.1 - Данные по трудовыми ресурсам ОАО «Белшина» за 2014–2016 гг.
Категория сотрудников |
Положено по штату на 01.01.16 г. |
Всего работников, чел. |
Отклонение (+; -) |
|||
01.01.14 г. |
01.01.15 г. |
01.01.16 г. |
2016 г. к 2014 г., чел. |
2016 г. к 2015 г., чел. |
||
служащие |
204 |
204 |
214 |
206 |
- 8 |
2 |
руководители |
911 |
890 |
897 |
894 |
- 3 |
4 |
специалисты |
1366 |
1356 |
1348 |
1376 |
28 |
20 |
рабочие |
10866 |
10406 |
10652 |
10471 |
- 181 |
65 |
итого |
13335 |
12856 |
13111 |
12947 |
- 164 |
91 |
Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Из данных таблицы 2.1 следует, что к 01.01.2016 г. планировалось увеличение численности работников на 2 %. Общее количество работников на предприятии должно быть равно 13335 чел., из них: служащих 204 чел., руководителей 911 чел., специалистов 1366 чел., рабочих 10866 чел. Сравнивая эти данные с отчетом по труду на 01.01.15 года, мы видим свободные вакансии среди категорий руководителей и специалистов.
По отношению 2014 года к 2016 году заметно уменьшилась численность рабочих (- 181 чел.), руководителей (- 3 чел.), служащих (- 8 чел.), что незначительно отразилось на итоговой численности работников предприятия (- 164 чел.).
В таблице 2.2 представлены данные об изменении структуры трудовых ресурсов ОАО «Белшина» за 2014–2016 гг.
Таблица 2.2 - Изменение структуры трудовых ресурсов ОАО «Белшина»
Категория сотрудников |
2015 г. |
2016 г. |
||||||||
Женщины |
Пенсионного возраста |
До 25 лет |
С высшим образованием |
Со средним образованием |
Женщины |
Пенсионного возраста |
До 25 лет |
С высшим образованием |
Со средним образованием |
|
служащие |
181 |
26 |
13 |
30 |
85 |
199 |
36 |
8 |
28 |
87 |
руководители |
274 |
193 |
16 |
537 |
328 |
267 |
212 |
13 |
552 |
313 |
специалисты |
930 |
189 |
72 |
925 |
382 |
939 |
205 |
72 |
1000 |
337 |
рабочие |
3914 |
97 |
1265 |
323 |
2738 |
3851 |
1634 |
1103 |
340 |
2758 |
итого |
5299 |
1914 |
1366 |
1815 |
3533 |
5256 |
2087 |
1196 |
1920 |
3495 |
Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Из данных таблицы 2.2 видно, что в 2016 по отношению к 2015 году увеличилось количество лиц пенсионного возраста, можно предположить, что предприятие активно перенимает опыт и навыки старшего поколения.
Использования производственных мощностей на 2016 г. составили:
- по Обществу – 79,3%;
- шины резиновые пневматические для автобусов или грузовых автомобилей – 77,1%;
- шины резиновые пневматические для легковых автомобилей – 79,4%;
- шины резиновые пневматические прочие для сельского и лесного хозяйства, прочих производственных машин – 83,5%.
В 2016 году сложилась достаточно сложная ситуация на основных рынках сбыта шин, что отразилось на показателях работы ОАО «Белшина». Основными проблемами, с которыми столкнулась предприятие в данном периоде, стали снижение деловой активности в отдельных отраслях промышленности. Падение спроса на шины диагональной конструкции, наличие экономических санкций и таможенных пошлин, затрудняющих реализацию продукцию в страны дальнего зарубежья, снижение платежеспособного спроса на внутреннем рынке в связи с отмечающимся спадом производства в автомобилестроении вследствие затоваренности складов производителей автотехники, отсутствие средств у транспортных предприятий и организаций агропромышленного комплекса.
Таблица 2.3 — Основные показатели хозяйственной деятельности ОАО «Белшина» за 2014—2016 гг., млн р.
Показатель |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Темп роста, % |
Отклонение, %; |
||
2016 к 2015 |
2016 к 2014 |
2016 к 2015 |
2016 к 2014 |
||||
Выручка от реализации продукции |
2383077 |
2579868 |
5182484 |
200,88 |
217,47 |
50,22 |
54,02 |
в сопоставимых ценах |
|||||||
Объем производства продукции |
437431 |
680913 |
985990 |
144,80 |
225,40 |
30,94 |
55,64 |
в сопоставимых ценах |
|||||||
Себестоимость реализованной продукции |
|||||||
сумма |
352919 |
509201 |
89957 |
17,67 |
25,49 |
43,04 |
60,52 |
уровень, % |
14,81 |
19,74 |
17,25 |
87,39 |
116,48 |
-14,42 |
14,15 |
Налоги и неналоговые платежи, уплачиваемые за счет выручки |
|||||||
сумма |
70753 |
63028, |
93788 |
148,80 |
132,56 |
32,80 |
24,56 |
уровень, % |
2,97 |
2,44 |
1,81 |
74,18 |
60,94 |
-35,00 |
-64,06 |
Прибыль от реализации продукции |
26198 |
59861 |
105022 |
175,44 |
400,88 |
43,00 |
75,05 |
Рентабельность, %: |
|||||||
итоговая |
1,10 |
2,32 |
2,03 |
87,5 |
184,5 |
-14,50 |
0,53 |
расходов |
7,42 |
11,76 |
11,75 |
99,91 |
158,35 |
-0,07 |
36,81 |
Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Из таблицы 2.3 видно, что на протяжении 2014—2016 гг. наблюдается тенденция роста объема производства продукции (на 30,94 % по сравнению с 2015 г. и на 55,64 % по сравнению с 2016 г.) одновременно со снижением доли себестоимости реализованной продукции в выручке от реализации.
Анализ себестоимости продукции ОАО «Белшина» приведен в таблице 2.4. Динамика, состав и структура себестоимости продукции ОАО «Белшина» за 2014—2016 гг. (см. Приложение Б)
Из таблицы 2.4 видно, что наибольший удельный вес в себестоимости товарной продукции занимают сырье и материалы, причем в 2015 году по сравнению с 2014 г. имело место незначительное снижение доли на 0,29 процентных пункта, а в 2014 по сравнению с 2015 г. доля сырья и материалов вновь повысилась на 0,25 процентных пункта, однако, в сравнении с 2014 г. произошло снижение доли на 0,04 процентных пункта. Следовательно, производство на ОАО «Белшина» можно охарактеризовать как материалоемкое. Увеличение доли сырья и материалов в себестоимости связано с изменением стоимости сырья (технический углерод, корд, каучук), закупаемого у зарубежных поставщиков, а также с увеличением объемов производства.
Ассортимент продукции постоянно обновляется в соответствии с требованиями рынка. Весь ассортимент продукции, выпускаемый предприятием, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителя» сертифицирован и проверяется на соответствие требованиям безопасности и защиты окружающей среды по стандартам Республики Беларусь, Российской Федерации, Европейской комиссии ООН.
2.2. Анализ рынков сбыта выпускаемой продукции
Продукция марки «Белшина» благодаря надежности, долговечности и комфортабельности известна не только в нашей республике, но и во многих странах мира. Ежегодно коммерческой службой предприятия формируется годовой план продаж с разбивкой по рынкам сбыта и типоразмерам, который может быть скорректирован в течение года с учетом изменяющегося спроса на продукцию и сложившейся конъюнктуры рынка.
В течение года составляется ежемесячный план продаж на основании заявок потребителей с учетом необходимости снижения запасов готовой продукции на складах. Утвержденный план продаж на текущий месяц в письменном виде доводится до потребителей. Ежедневно специалистами УРП составляется мониторинг отгрузки с целью контроля над выполнением плана продаж текущего месяца. Кроме того, в течение месяца может проводиться корректировка плана с учётом имеющихся дополнительных заявок на продукцию.
Целью ОАО «Белшина» в области продаж является:
-Увеличение продаж и прибыли путем создания для потребителя оптимального предложения, удовлетворяющего его потребности.
- Обеспечение оптимальной системы взаимодействия между ОАО «Белшина» с субъектами собственной и отраслевой товаропроводящей сетью;
- Обеспечение эффективной мотивации субъектов собственной товаропроводящей сети, направленной на организацию ими необходимого комплекса мероприятий по реализации и продвижению продукции бренда «Белшина»;
- Получение эффективной нормы прибыли за счет роста продаж.
- Сохранение и обеспечение роста объемов реализации в разрезе рынков сбыта, не допуская падения продаж на маржинальных рынках.
Продукция предприятия – автомобильные покрышки реализуются без упаковки, за исключением случая поставки шин в страны дальнего зарубежья (в данном случае по требованию покупателя товар может быть упакован в бумагу).
Основными целями стратегии маркетинга ОАО «Белшина» являются:
- увеличение доли Общества на внутреннем рынке, территории стран СНГ и в странах дальнего зарубежья;
- увеличение объёмов и расширение ассортимента поставляемой продукции на предприятия первичной комплектации;
- повышение эффективности экспортных продаж;
- закрепление имиджа Общества как надёжного партнёра и крупнейшего производителя качественных шин широкого ассортимента на территории стран СНГ.
Для достижения поставленных целей ОАО «Белшина» ставит перед собой следующие задачи:
- поддержание соответствия качества выпускаемой продукции установленным требованиям и постоянное ее совершенствование;
- использование качественного сырья, материалов и комплектующих при производстве продукции посредством постоянного мониторинга поставщиков;
- производство новой конкурентоспособной продукции, отвечающей требованиям потребителей по качеству;
- формирование плана продаж на основании складывающейся конъюнктуры рынка для максимального удовлетворения спроса;
- проведение гибкой ценовой политики с учётом данных маркетинговых исследований и анализа цен конкурентов;
- повышение эффективности взаимодействия с существующими клиентами и поиск новых партнеров.
Сбытовая стратегия ОАО «Белшина» выделяет основные направления развития предприятия в отношении структуры сбыта и каналов распределения продукции, которые включают товаропроводящую сеть, как на внутреннем рынке, так и на рынках стран СНГ и дальнего зарубежья.