Файл: Бухгалтерский учет налога на имущество на предприятии ОАО «БЗТДиА».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Налоги органично присущи рыночной экономике и составляют ее неотъемлемый элемент.

Государственные налоги возникли вместе с появлением государства как средство по покрытию расходов на выполнение его основных задач и функций. Первоначально налоги взимались в натуральной форме. С развитием товарно-денежных отношений они приобрели преимущественно денежный характер. В капиталистических странах наблюдается большой удельный вес налогов в общем объеме национального дохода: от одной трети до половины его размера. Эти средства направляются на военные цели, содержание государственного аппарата, финансирование разного рода программ по регулированию экономики. Основная часть налоговых поступлений в экономике капиталистических стран формируется за счет налогов населения (физических лиц) [1].

Подобные процессы происходят сейчас и в нашей стране в связи с переходом к рынку. Однако, в отличие от капиталистических стран, в общей сумме поступающих налоговых платежей значительный объем занимают и суммы налогов предприятий, организаций и учреждений.

Налог на имущество организаций введен в целях стимулирования не используемых в производстве материальных ценностей. Хотя он не причислен к основным видам налогов ( в рыночной экономике основными налогами считаются налог на доходы с физического лица; налог на прибыль организации; косвенные налоги; взносы социального страхования), однако для региональных бюджетов он является стабильным доходом, так как его поступления в меньшей мере зависят от хозяйственной деятельности юридических лиц.

Налог на имущество организаций занимает центральное место в системе имущественного налогообложения и вызывает определенный интерес в свете возможных изменений в порядке расчета и уплаты данного налога на основе зарубежного опыта, а также изменений, ожидаемых в области замены налога на имущество юридических и физических лиц, а также земельного налога, на налог на недвижимость.

Тема курсовой работы представляется актуальной, так как изучение порядка исчисления и уплаты налога на имущество организаций позволяет понять механизм его воздействия на хозяйствующих субъектов, оценить методы государства, которые путем применения налоговых льгот стремится стимулировать или стабилизировать деятельность ряда хозяйствующих субъектов, создать преимущества при осуществлении отдельных видов предпринимательства.

Объектом исследования является комплекс теоретических и практических проблем, связанных с раскрытием особенностей налога на имущество и особенностью порядка расчета имущественного налогообложения в организациях в свете действующего налогового законодательства.


Предмет исследования – рассмотрение имущественного налогообложения на примере предприятия ОАО «БЗТДиА».

Цели исследования – теоретическое и практическое рассмотрение имущественного налогообложения, выявление особенностей такого

налогообложения в практической деятельности организаций.

Для достижения целей ставились следующие задачи:

-рассмотреть сущность и роль налога на имущество организаций.

-рассмотреть применение налоговых ставок и льгот по налогу на имущество организаций.

-рассмотреть исчисление и уплату налога на имущество организаций.

Структура и объем работы обусловлены логикой и результатами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Основным источником практического материала, использованного при написании работы, являются учебники и учебные пособия различных авторов, интернет – ресурсы. Отчетные данные, методические разработки, плановые расчеты и отчеты ОАО «БЗТДиА».

Глава 1.СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

Характеристика налога на имущество организаций

Введение налога на имущество организаций - этап реформирования системы имущественных налогов.

Налог на имущество организаций является прямым. Он вносится в бюджет в обязательном и первоочередном порядке и относится на финансовые результаты деятельности организации.

То есть, как верно отмечает один из финансистов, данный налог, несмотря на то, что он принадлежит к категории прямых и потому зависит от результатов хозяйственной деятельности плательщика, уплачивается даже в том случае, когда финансовый результат деятельности за отчетный период принимает форму убытка[1].

Очевидно, что в системе имущественного налогообложения налог на имущество организаций занимает центральное место. Его доля в общей сумме поступлений от имущественных налогов составляет более 95%.

Налог на имущество организаций имеет ряд особенностей:

Объектом налогообложения являются основные средства;

-налоговая база формируется как остаточная (балансовая) стоимость имущества, то есть по данным бухгалтерского учета.

Предусмотрен порядок исчисления налоговой базы и зачисления налога в бюджет по месту фактического нахождения недвижимого имущества и по месту учета на балансе движимого имущества:


- установлен порядок исчисления налоговой базы по единому объекту, находящемуся в разных субъектах государства;

- установлено минимальное количество льгот;

- установлены особенности налогообложения имущества иностранных организаций, находящегося на территории государства;

- установлен порядок налогообложения имущества организации, находящегося за пределами государства.

В соответствии с нормами налогового законодательства, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РБ при установлении регионального налога вправе определить:

- налоговую ставку в пределах, закрепленных НК РБ;

- порядок и сроки уплаты налога;

- налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Плательщиками налога на недвижимость являются организации и физические лица. Организации, финансируемые из бюджета (бюджетные организации), плательщиками налога не являются.

Объектами налогообложения признаются:

-здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством, являющиеся собственностью или находящиеся во владении, в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций;

-здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством, включая жилые дома, садовые домики, дачи, жилые помещения (квартиры, комнаты). Хозяйственные постройки, принадлежащие плательщикам – физическим лицам;

-здания и сооружения, взятые в аренду (лизинг) индивидуальными предпринимателями, признаваемыми плательщиками налога

Для целей налогообложения налогом на недвижимость:

Зданием признается строительная система, состоящая из несущих и ограждающих или совмещенных (несущих и ограждающих) конструкций, образующих наземный (по мере необходимости и подземный) замкнутый объем, предназначенная для проживания или пребывания людей в зависимости от функционального назначения и для выполнения различного вида производственных процессов[3].

Сооружением признается объемная, плоскостная или линейная наземная, надземная или подземная строительная система, состоящая из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих конструкций, предназначенная для выполнения различного вида производственных процессов, хранения имущества, временного пребывания людей, перемещения людей и (или) грузов. Для целей настоящего Закона к сооружениям относятся передаточные устройства – устройства электропередачи и связи, трубопроводы и газопроводы (в том числе магистральные), канализационные, водопроводные сети, илопроводы, цементопроводы и иные основные средства, относимые в установленном порядке к передаточным устройствам.


Не признаются объектом налогообложения:

–здания и сооружения, не завершенные строительством, по объектам строительства, финансируемым из бюджета, а также не завершенные строительством здания и сооружения, относящиеся к объектам жилищного строительства;

–здания и сооружения, не завершенные строительством, по объектам строительства, осуществляемого собственными силами без привлечения сторонней строительной организации.

Налоговой базой признается стоимость объектов налогообложения.

Ставки налога

Годовая ставка налога устанавливается: в размере 1 процента;

Годовая ставка налога для организаций, имеющих в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты сверхнормативного незавершенного строительства (объекты, по которым превышены нормативные сроки строительства, установленные проектной документацией) и осуществляющих строительство новых объектов. Устанавливается в размере 2 процентов со стоимости объектов сверхнормативного незавершенного строительства, за исключением объектов, финансируемых из бюджета, и объектов жилищного строительства[3].

1.2. Льготы по налогу на имущество

Освобождаются от обложения налогом:

–здания и сооружения социально-культурного назначения и жилищного фонда местных Советов депутатов, организаций;

–здания и сооружения организаций Общественного объединения «Белорусское товарищество инвалидов по зрению», Общественного объединения «Белорусское общество глухих» и Общественного объединения «Белорусское общество инвалидов». Также обособленных подразделений этих юридических лиц при условии, если численность инвалидов в указанных юридических лицах или их обособленных подразделениях составляет не менее 50 процентов от списочной численности в среднем за период;

–здания и сооружения, используемые в предпринимательской деятельности Республиканского унитарного предприятия почтовой связи «Белпочта»;

–здания и сооружения, законсервированные в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь;

–здания и сооружения, предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки.

Перечень зданий и сооружений, предназначенных для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки, утверждается Президентом Республики Беларусь;

–принадлежащие физическим лицам на праве собственности жилые помещения (квартиры, комнаты) в многоквартирных домах. При наличии у плательщика двух и более жилых помещений (квартир, комнат) освобождению от обложения налогом подлежит только одно жилое помещение (квартира, комната) по письменному заявлению плательщика, предоставляемому в налоговый орган по месту жительства, с указанием местонахождения всех принадлежащих плательщику жилых помещений (квартир, комнат);


–здания и сооружения (за исключением предназначенных и (или) используемых в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности). Принадлежащие физическим лицам, являющимся пенсионерами по возрасту, инвалидами І и ІІ группы и другим нетрудоспособным гражданам при отсутствии трудоспособных лиц, совместно проживающих или числящихся совместно проживающими. Согласно данным по хозяйственного учета или домовых книг (за исключением лиц, указанных в абзацах девятнадцатом и двадцатом настоящего пункта);

-здания и сооружения, за исключением предназначенных и (или) используемых в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности, принадлежащие многодетным семьям (имеющим трех и более несовершеннолетних детей) [4].

-Здания и сооружения (за исключением предназначенных и (или) используемых в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности), принадлежащие военнослужащим срочной службы. Участникам Великой Отечественной войны и лицам, имеющим право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О ветеранах» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 15, ст. 249; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 67, 2/787). Не учитываются (при наличии подтверждающих документов) в составе трудоспособных лиц числящиеся согласно данным похозяйственного учета, домовых книг либо сведениям уполномоченного органа, но временно не проживающие военнослужащие срочной службы, лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы. Здания и сооружения, расположенные не по месту постоянного проживания физических лиц, являющихся пенсионерами по возрасту. Инвалидами I и II группы, и других нетрудоспособных граждан, освобождаются от обложения налогом независимо от наличия трудоспособных лиц, совместно проживающих или числящихся совместно проживающими по месту их постоянного проживания согласно данным похозяйственного учета или домовых книг;

–здания и сооружения, признаваемые в установленном порядке материальными историко-культурными ценностями, включенные в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утверждаемому Президентом Республики Беларусь, при условии выполнения их собственниками (владельцами) обязательств, обусловленных законодательством об охране историко-культурного наследия;

–автомобильные дороги общего пользования (земляное полотно с водоотводными сооружениями, дорожная одежда, искусственные сооружения, технические средства организации дорожного движения, инженерное оборудование и обустройство, защитные сооружения);