Файл: Кредитные учреждения и регулирование их деятельности в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Председатель комитета по финансовому рынку Государственной Думы РФ обращает внимание, что «Репутация – главный капитал банков – зарабатывается десятилетиями. Поэтому нужно очень взвешенно подходить к регулированию банковского рынка.

Если уж выдали лицензию и банк ведет экономическую деятельность, ему нужно помогать. По крайней мере, не нужно сейчас ужесточать правила игры. Наоборот, необходимо пересмотреть определенные нормативы, которые принимались в благополучное время, и соблюдать которые сейчас крайне сложно.

Как можно требовать от российских банков соблюдения норматива по доходности, когда крупнейшие мировые кредитные организации несут миллиардные убытки. Необходимо также снизить требования по достаточности капитала и разрешить рефинансирование ссуд без пересмотра категории надежности» [22].

Некоторые послабления в области надзора пообещал руководитель главной инспекции кредитных организаций. Но не в плане проведения проверок – здесь изменения не планируются – а в плане применения надзорных мер, при назначении которых будет учитываться рыночная ситуация.

По нашему мнению, банковскому сектору нужно обязательно помогать государству особенно во время финансового кризиса.

Налоги в банковской системе занимают важное место как инструмент проведения централизованной финансово-кредитной политики государства и призваны наилучшим образом обеспечить:

1) Фискальную политику, накопление централизованных финансовых ресурсов в банках на разных уровнях управления (федеральном, республиканском, краевом. областном, местном), необходимых для финансирования различных мероприятий. осуществляемых за счет государственного и местного бюджетов.

2) Взаимоотношения предприятий с бюджетом. Переход к налоговым методам регулирования финансовых взаимоотношений государства с предприятиями предполагает единство калькулирования затрат на производство и реализацию продукции и исчисления прибыли.

3) Защиту хозрасчетных, коммерческих интересов предпринимателя (предприятия) и покупателей в условиях рыночной экономики.

4) Создание мотивации в связи со стремлением получить прибыль для внедрения достижений научно-технического прогресса и новых технологий, обеспечивающих выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции.

5) Формирование косвенных методов регулирования перераспределения финансовых ресурсов для обеспечения приоритетного развития отдельных отраслей, народнохозяйственных комплексов и регионов, важнейших научно-технических программ, экспорта и импорта товаров и других стратегических направлений, реализации экономической политики государства. Это достигается при помощи различных льгот и пониженных ставок налогообложения.


6) Проведение (через ставки, льготы) антимонопольной политики, ограничение экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, включенных в государственный реестр России.

7) Приближение методов распределения доходов к системе налогообложения стран с развитой рыночной экономикой, что является одной из экономических предпосылок участия в мирохозяйственных связях. Однако это в полной мере может быть решено лишь при сопоставимости других показателей и, в первую очередь, уровня оплаты труда.

Банковская деятельность имеет свою специфику, которая учитывается при разработке порядка исчисления налога на прибыль, например, при определении налогооблагаемой базы, при определении доходов и расходов и т.д.

2.2 Особенности определения доходов и расходов кредитных организаций

В 1992-1993 годах налогообложение результатов деятельности банков осуществлялось в соответствии с Законом РСФСР " О налогообложении доходов банков", введенный в действие с 1 января 1992 г., и Инструкцией Государственной налоговой службы РФ от 7 апреля 1992 г. № 7 "О порядке налогообложения доходов банков".

Принятие данного закона свидетельствовало, во-первых, о том, что в России произошло становление двухуровневой банковской системы, на первом уровне которой находился Центральный банк РФ, а на втором - все остальные кредитные учреждения, получившие лицензии Банка России на совершение соответствующих банковских операций. Действие закона распространялось только на второй уровень банковской системы.

Во-вторых, принятием закона законодатель отделил банки и другие кредитные учреждения, с точки зрения налогообложения, от других субъектов предпринимательства.

Налогообложение дохода (а не прибыли) объяснялось, прежде всего, тем, что данный закон носил явно временный характер и отражал период становления налоговой системы в целом. Как известно налогообложение прибыли является более гибким рычагом регулирования деятельности субъекта предпринимательства, так как прибыль представляет собой определенный результат его деятельности, и то время, как размер дохода может не учитывать произведенные затраты для прибыли [5].

Установлено, что налогообложение этих организаций производится в порядке и на условиях, определенных Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Он применяется, начиная с результатов финансово-хозяйственной деятельности за первый квартал 1994 года предприятий, организаций, банков, кредитных учреждений и страховщиков.


Таким образом, объектом обложения налогом становится валовая прибыль, при этом следует учитывать особенности определения валовой прибыли, расходов, включаемых в себестоимость, и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли банков [11].

На современном этапе развития данные особенности отражаются в Налоговом Кодексе РФ.

Так как кредитное учреждение является коммерческой организацией целью которого является извлечение прибыли, то, как и любая другая организация, она должна платить налоги. Получая прибыль банк должен платить, согласно гл.25 НК РФ, налог на прибыль. Как указывалось ранее ставка по налогу на прибыль (за исключением отдельных видов доходов) для организаций занимающейся любым видом деятельности начиная с 2002 г. приравнена к 20 %.

Для выявления налоговой базы необходимо определить доходы и расходы кредитных учреждений.

К доходам банков, кроме предусмотренных ст. 249 и 250 НК РФ относят также доходы от банковской деятельности:

1) в виде процентов от размещения привлеченных денежных средств (п. 1);

2) в виде платы за:

- открытие, ведение банковских счетов (п. 2)

- депозитное обслуживание клиентов (п. 8)

- перевозку и хранение драгоценных металлов (п. 11)

- выполнение функций агентов валютного контроля (п. 12);

3) доходы от банковских гарантий (п. 6);

4) от передачи в аренду помещений и сейфов для хранения документов и других ценностей (п. 9);

5) от осуществления форфейтинговых и факторинговых операций (п. 16);

6) доходы от операций, связанных с иностранной валютой, драгоценными металлами, коллекционными монетами (Пп. 4, 5, 13, 19);

7) от инкассации денежных средств и других платежных, расчетных документов (п. 3);

8) другие доходы, связанные с банковской деятельностью (Пп. 7, 10, 14, 15, 17, 20, 21, 22);

Для определения налоговой базы не включаются в доходы банка суммы положительной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов банков и страховые выплаты, полученные по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика в пределах суммы его задолженности и начисленных процентов.

К расходам относят (для определения налоговой базы):

1) проценты по (п. 1):

- банковским вкладам и прочим привлеченным денежным средствам физических и юридических лиц;

- собственным долговым обязательствам;

- межбанковским кредитам, включая овердрафт;

- приобретенным кредитам рефинансирования;

- займам и вкладам в драгоценных металлах;


- иным обязательствам банков;

2) отчисления в резерв

- на возможные потери по ссудам, подлежащие обязательному резервированию (п. 2);

- на возможные потери по ссудам (п. 19);

- под обесценение ценных бумаг (п. 20);

3) расходы от операций, связанных с иностранной валютой, драгоценными металлами (Пп. 4, 5, 18);

4) комиссионные сборы:

- за услуги по корреспондентским отношениям (п. 3);

- за проведение операций с валютными ценностями (п. 17);

5) расходы, связанные с переводом пенсий, пособий и других социальных выплат (п. 7);

6) расходы по аренде:

- автомобильного транспорта (п. 12);

- брокерских мест (п. 13);

7) расходы, связанные с осуществлением форфейтинговых и факторинговых операций (п. 15);

8) расходы по гарантиям, поручительствам, акцептам и авалям, предоставляемым банку другими организациями (п. 16);

9) другие расходы, связанные с банковской деятельностью (Пп. 6, 8, 9, 10, 11, 14, 21).

Не включаются в расходы банка суммы отрицательной переоценке средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов кредитных организаций.

Заключение

В данной работе была исследована проблема налогообложения налогом на прибыль кредитных организаций. Рассмотрев основные вопросы данной работы, раскрыв сущность и основные элементы налога на прибыль, а также роль налога на прибыль в формировании доходов в консолидированный бюджет, обозначив особенности налогообложения налога на прибыль кредитных организаций можно сделать ряд выводов.

В условиях рыночной экономики существенным методом воздействия государства на социально-экономическое развитие страны является налоговая система, регулирующая экономические взаимоотношения организаций с государством. Она должна строиться так, чтобы отвечать принятым требованиям благоприятного развития рыночной экономики. От прогрессивности этой системы, ее четкой направленности на поощрение предпринимательской деятельности в значительной мере зависят темпы экономического роста.

Налоговая система должна быть гибкой, стимулировать развитие эффективных производств и, в то же время, не быть тяжелым бременем ни для предпринимателей, ни для населения.

Налог на прибыль является одним из важнейших федеральных прямых налогов и представляет собой некоторую совокупность результатов деятельности предприятия помноженную наставку процента. Поступления от налога на прибыль занимают одну из ведущих позиций в доходах бюджета, и его регулирование имеет общенациональное значение, как для государства, так и для налогоплательщиков.


Налог на прибыль организаций является таким налогом, с помощью которого государство может наиболее эффективно воздействовать на развитие экономики. Он влияет на инвестиционные потоки и процесс наращивания капитала. Налог на прибыль является одним из самых важных источников доходов государства. Поэтому от разработки оптимальной налоговой ставки и других условий уплаты налога будет зависеть не только размер чистой прибыли, но и размер дохода государства, так как меньше организаций будет скрывать свои доходы. Данный налог является весьма эффективным инструментом воздействия на финансовое положение предприятий, повышающим (либо наоборот снижающим) их заинтересованность в развитии производства.

Кризис, начавшийся как финансовый и превратившийся в экономический, задел все сферы экономики, произошло существенное снижение прибыли предприятий и организаций. Российские власти, которые призваны бороться с этим экономическим явлением, приняли в конце 2008 г. решение о существенном снижение ставки по налогу на прибыль с 24% до 20%.

Также не маловажным решением было изменение зачислений налога на прибыль в бюджеты: федеральный и региональный. Так произошло существенное снижение зачислений данного налога в федеральный бюджет с 6,5% до 2%, в региональные бюджеты наоборот произошло повышение на 0,5%, с 17,5% до 18%. Такие изменения оказали существенное влияние на консолидированные бюджеты субъектов РФ (данный налог увеличился в структуре бюджета) и на бюджет на федеральном уровне (произошло существенное снижение поступлений налога).

Важным регулирующим органом кредитных организаций является Центральный Банк РФ, который регулирует и контролирует деятельность банков и небанковских кредитных организаций, выдает лицензии, на основании которых возможно осуществление банковской деятельности и др.

Налогообложение прибыли банков и других кредитных организаций, осуществляющих свою деятельность по лицензии Центробанка РФ, принципиальных отличий не имеет от других коммерческих предприятий, так как с 1995 г. порядок формирования налога на прибыль регламентируется общим Законом РФ от 27.12.91 №2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций”. При расчете налога на прибыль банков учитываются особенности формирования налогооблагаемой базы, особенности определения доходов и расходов, связанных со спецификой банковской деятельности.