Файл: Кредитные учреждения и регулирование их деятельности в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В федеральном бюджете и в консолидированном бюджете субъектов РФ сборы налога на прибыль также снизились: в федеральном бюджете на 202,23 млрд. руб., составили 225,54 млрд. руб., в консолидированном бюджете сборы снизились на 574,87 млрд. руб., составили 642,36 млрд. руб. Снижение произошло почти в 2 раза.

В 2015 г. (январь - июль) поступления налога на прибыль составили 758,3 млрд. руб., что на 887 млрд. руб. меньше, чем в аналогичном периоде за 2014 г.

Данный показатель снизился в относительном выражении на 46%, чем в аналогичном периоде 2014 г. В структуре доходов также наблюдается снижение на 6,7% (составляет 10,3%). Поступления от налога на прибыль в федеральный и консолидированный региональный бюджеты также снижаются.

В федеральный бюджет сумма налога составляет 125,1 млрд. руб., что на 302,67 млрд. руб. ниже, чем за аналогичный период предыдущего года. В структуре доходов показатель снижается на 2,4% и составляет 9,2%.

На региональном уровне сборы налога на прибыль составляют 633,2 млрд. руб., что на 584,03 млрд. руб. меньше, чем в январе – июле 2014 г. В структуре доходов консолидированного бюджета субъектов РФ наоборот сумма налога на прибыль увеличивается до 28%, в сравнении с аналогичным периодом 2014 г. [23]

Однако надо учитывать, что с 2015 г. ставка налога на прибыль изменилась, а также изменилось процентное соотношение зачисления суммы налога в бюджеты. Так, в региональный бюджет зачисляется 18% от суммы налога, что на 0,5% выше в сравнении с предыдущим годом.

В целом видно, что налог на прибыль с 2012 г. по 2014 г. (а именно до июля 2014 г.) имел положительную динамику и вырос с 1670,6 млрд. руб. до 2513,2 млрд. руб. Однако в июле – декабре 2014 г.- январе – июле 2015 г. наблюдаются более низкие сборы налога на прибыль [21]. Показатели снизились почти в 2 раза.

Назовем причины, с чем это связано:

- во-первых, с неблагоприятной экономической ситуацией в стране за последние год – полтора года, а именно с мировым финансовым кризисом, перешедшим в российский экономический, с падением деловой активности на предприятиях и, как следствие, падением выручки и прибыли, с которой платится налог;

- во-вторых, чтобы поддержать коммерческие организации, было проведено снижение налоговой ставки на 4%. В совокупности эти наиболее влиятельные причины привели к снижению суммы налога на прибыль в консолидированный бюджет РФ.

Таблица 1.3

Налог на прибыль, входящий в консолидированный бюджет Орловской обл.

Год

Сумма налога, млн. руб.

в % к итого доходов консолидированного бюджета Орловской обл.

2012

10742,16

21,3

2013

13497,1

20,5

2014

16878,45

20,2

2014 (январь - сентябрь)

13999,21

22,5

2015 (январь - сентябрь)

9338,79

14,8


Объем поступлений налога на прибыль в 2013 г. в консолидированный бюджет Орловской области составил 13497,1 млн. руб. Сборы налога выросли на 2754,94 млн. руб., что на 25,6 % выше, чем в 2012 г.(10742,16 млн. руб.). В структуре доходов бюджета наблюдается наоборот небольшое снижение на 0,8% и составляет 20,5% от доходов бюджета (в 2012 г. 21.3%). В 2014 г. также наблюдается рост налога на прибыль на 3381,35 млн. руб. и составляет 16878,45 млн. руб., это на 25% больше, чем в предыдущем году. В структуре доходов консолидированного бюджета Орловской области наблюдается небольшое снижение данной статьи на 0,2% (составляет 20,2%), чем в 2012 г.

В январе – сентябре 2015 г. происходит существенное снижение сборов налога на прибыль, они составляют 9338,79 млн. руб., что на 4660,42 млн. руб. меньше, чем за аналогичный период 2014 г. В относительном выражении налог на прибыль снизился на 33,2%. В структуре доходов данный налог также изменился в сторону снижения на 7,7% (составляет 14.8% от доходов бюджета), в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года.

Сумма налога на прибыль, входящая в консолидированный бюджет Орловской области

2012 2013 2014 2014 2015

(январь - (январь -

сентябрь) сентябрь)

Рис. 1.4. - Налог на прибыль, входящий в бюджет Орловской области

Из диаграммы видно (рис. 1.4), что в течение нескольких лет (с 2012 – 2014 гг.) происходит увеличение сборов налога на прибыль в консолидированный бюджет Орловской области [23].

Однако в 2015 г. этот показатель резко снижается. Но это снижение почти в 1,5 раза не связано с уменьшением налоговой ставки с начала 2015 года, так как наоборот произошло ее увеличение на 0,5%. Это последствия финансового (экономического) кризиса, который неблагоприятно сказался на финансовых результатах предприятий.

ГЛАВА 2 Особенности налогообложения налогом на прибыль кредитных организаций

2.1 Кредитные учреждения и регулирование их деятельности в РФ

Организация финансово-кредитного обслуживания предприятий, организаций и населения, функционирование кредитной системы играют исключительно важную роль в развитии хозяйственных структур. От эффективности и бесперебойности функционирования кредитно-финансового механизма зависят не только своевременное получение средств отдельными хозяйственными единицами, но и темпы экономического развития страны.


В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Кредитные организации подразделяются на банки, осуществляющие весь спектр операций, и небанковские кредитные организации, имеющие право на отдельные операции. Кредитные организации подлежат государственной регистрации в Центральном банке Российской Федерации.

Из данного определения кредитных организаций следует, что основное целевое назначение данных юридических лиц состоит в том, что они создаются для извлечения прибыли. То есть кредитные организации можно рассматривать как соответствующую разновидность коммерческих организаций, играющих значительную роль в экономике страны [17]. При этом основная цель - получение прибыли - достигается путем осуществления банковских операций, перечень которых предусмотрен Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банком, согласно российскому закону, признается такая разновидность кредитной организации, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц [11].

Небанковская кредитная организация осуществляет отдельные виды банковских операций, допустимые сочетания которых устанавливает Банк России и при наличии соответствующей лицензии Центрального Банка РФ: привлечение денежных средств во вклады на определенный срок, размещение привлеченных денежных средств, купля - продажа иностранной валюты в безналичной форме, выдача банковских гарантий и др.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.


Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством [4].

Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

При осуществлении функции надзора и контроля за деятельностью коммерческих банков Банк России:

- устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

- регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.

В целях обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы Российской Федерации, защиты интересов вкладчиков и кредиторов и Центральный банк РФ устанавливает следующие обязательные экономические нормативы деятельности кредитных организаций [4]:

1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций (5 млн. евро в рублевом эквиваленте для банков, 500 тыс. евро в рублевом эквиваленте для небанковских кредитных организаций);

2) нормативы достаточности капитала;

3) нормативы ликвидности кредитной организации;

4) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

5) максимальный размер крупных кредитных рисков;

6) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

7) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией свои участникам (акционерам, пайщикам) и инсайдерам;

8) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;

9) нормативы использования собственных средств кредитных организаций для приобретения долей (акций) других юридических лиц.

Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования ЦБ проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.


В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации ЦБ имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев [9].

Развитие кредитной системы и кредитного дела в полной мере определяется экономической ситуацией в стране. В 2014 г. начался финансовый кризис в России, который являлся продолжением мирового финансового кризиса. Он крайне неблагоприятно повлиял на всю банковскую систему.

По данному вопросу в феврале 2015 г. Ассоциацией «Россия» была организована традиционная встреча руководителей Банка России и топ – менеджеров. Главным вопросом обсуждения стала текущая ситуация с регулированием деятельности кредитных организаций [22].

В своем выступлении президент Ассоциации региональных банков России отметил, что «по мнению большинства аналитиков, текущий кризис продлится около трех лет. Вполне естественно, что все это время банки будут испытывать определенные сложности с выделением средств на увеличение капитала. Однако, подготовленная исходя из этих соображений и внесенная в Государственную Думу поправка в закон о поэтапном увеличении уставного капитала, предусматривающая перенос сроков, указанных в законе, была отклонена».

Председатель Совета Ассоциации «Россия» считает, что «в нынешних условиях требовать увеличения уставного капитала – по сути законодательно одобрить рейдерство на банковском рынке. Если государство объявило поддержку малого бизнеса, необходимо поддерживать и малые банки – ведь это тоже субъекты малого бизнеса. На время кризиса вообще необходимо ввести мораторий на увеличение налогов и повышение стоимости продукции естественных монополий. Однако все эти шаги будет очень тяжело принять» [22].

Директор департамента банковского регулирования и надзора утверждает, что «два года назад банки тоже сетовали на излишнюю жесткость надзора. Однако кризис наглядно показал, что надзор был даже излишне либерален. Далеко не все проблемы, возникшие у российских банков, вызваны негативным внешним фоном. Во многих они виноваты сами.

В нынешней непростой ситуации на первый план выходит прозрачность. И политика Банка России будет направлена на усиление надзора за непрозрачными кредитными организациями, делая, таким образом, прозрачность конкурентным преимуществом. Мы готовы принять горькую правду, не надо только больше сладкой лжи».