Файл: Кредитные учреждения и регулирование их деятельности в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внереализационные расходы

Рис. 1.1 - Формирование налоговой базы по налогу на прибыль

Прибыль, подлежащая налогообложению, определяется налогоплательщиком самостоятельно, нарастающим итогом с начала налогового периода [3].

При этом следует учитывать, что налоговая база по прибыли, облагаемой по каждой установленной ставке налогообложения, определяется налогоплательщиком отдельно.

Доходы и расходы организации для целей налогообложения учитываются в денежной форме. Если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток, то налоговая база этого периода признается равной нулю.

НК установлены определенные особенности формирования доходов и расходов, следовательно, и налоговой базы по некоторым видам предпринимательской деятельности:

1) по банкам - ст. 290-292;

2) по страховщикам - ст. 293 и 294;

3) по негосударственным пенсионным фондам - ст. 295 и 296;

4) по профессиональным участникам рынка ценных бумаг - ст. 298, 299;

5) по операциям с ценными бумагами - ст. 280-282;

6) по операциям с финансовыми инструментами - ст. 301-305.

Основные виды внереализационных доходов (ст. 250 НК):

1) Доходы, обусловленные использованием финансовых активов предприятия (Пп. 1, 6, 19);

2) Доходы от операций связанных с иностранной валютой (Пп. 2, 11);

3) Доходы от сдачи в аренду имущества и от предоставления для использования прав интеллектуальной собственности (Пп. 4, 5);

4) Доходы от нецелевого использования безвозмездно полученного имущества и благотворительной помощи (Пп. 8, 12, 14, 15);

5) Доходы от прочих видов внереализационной деятельности (Пп. 3, 7, 9, 10, 13, 16, 17, 18, 20, 21).

Для определения налоговой базы налоговое законодательство предусматривает определение расходов, понесенных организацией (рис. 1.2).

После определения полученных доходов налогоплательщик уменьшает их на сумму произведенных расходов. Согласно ст. 252 НК расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. При этом под обоснованными затратами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Расходы налогоплательщика

Расходы, связанные с производством и реализацией

Расходы, не учитываемые в целях налогообложения (ст. 270 НК)

Убытки, приравненные к внереализационным расходам (ст.265 НК)

Внереализационные расходы (ст.265 НК)


По целевому назначению:

  • расходы, связанные с изготовлением (произ­водством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, их приобретением и/или реализацией;
  • расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на под­держание их в исправном состоянии;
  • расходы на освоение природных ресурсов;
  • расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
  • расходы на обязательное и добровольное страхование;
  • прочие расходы, связанные с производством и/или реализацией

По экономически однородным элементам:

- материальные расходы;

- расходы на оплату труда;

- суммы начисленной амортизации;

- прочие расходы

Рис. 1.2 - Классификация расходов налогоплательщика

Следует также учитывать, что расходами признаются любые затраты при условии, что эти затраты произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода [19]. Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, то налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.

НК РФ предоставляет право налогоплательщикам осуществлять перенос полученного убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором этот убыток получен (ст. 283 НК РФ). Перенос убытков на будущее означает, что налоговая база текущего налогового периода может быть уменьшена на всю или на часть суммы убытка (убытков), полученных плательщиком в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах.

Если налогоплательщик понес убытки более чем в одном налоговом периоде, то перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в которой они понесены. При этом ранее налоговое законодательство устанавливало ограничения по размеру переносимых убытков в целях учета бюджетных интересов государства: в период 2002—2005 гг. совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не могла превышать 30% налоговой базы, на 2006 г. это ограничение было установлено в размере 50% налоговой базы. Начиная с 2007 г. указанное ограничение отменено.

Согласно ст. 271-273 НК РФ для целей налогообложения могут применяться два метода признания доходов и расходов:

1) Метод начисления. Доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, исходя из условий сделок, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.


2) Кассовый метод. Датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и/или в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты.

При этом следует иметь в виду, что право на применение кассового метода определения даты получения дохода (осуществления расхода) имеют только организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал.

В случае нарушения установленного ограничения в течение календарного года доходы и расходы налогоплательщика подлежат пересчету с начала года по методу начисления.

Налог на прибыль является одной из самых доходных статей консолидированного бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ. Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет выполняет функцию объединения бюджетных показателей (по отдельным территориям или по стране в целом), и его величина в каждом отдельном случае определяется расчетным путем [9]. Такой бюджет имеет широкое применение в процессе планирования и анализа основных показателей и пропорций бюджетной системы.

Так, удельный вес налога на прибыль в структуре консолидированного бюджета показывает, как ведет себя данный показатель: снижается или увеличивается. Это дает объективную оценку, насколько эффективна система налогообложения прибыли, которая оказывает решающее влияние на стимулирование товаропроизводителя, что имеет большое значение для обеспечения положительных финансовых результатов деятельности, а также повышения экономической активности.

Также данный показатель указывает на ситуацию в стране, особенно во время финансового кризиса, когда прибыль предприятий резко снижается и, следовательно, снижается сумма налога на прибыль в структуре доходов консолидированного бюджета.

В российской бюджетной практике существуют следующие понятия консолидированных бюджетов:

- консолидированный бюджет РФ, включающий федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ, а также государственные внебюджетные фонды;

- консолидированный бюджет субъекта РФ, включающий бюджет субъекта Федерации и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Федерации;


- консолидированный бюджет города, включающий городской бюджет и бюджеты городских районов;

- консолидированный бюджет района, включающий районный бюджет и бюджеты городов районного подчинения, сельские, поселковые и другие бюджеты муниципальных образований.

Таблица 1.2

Налог на прибыль в консолидированный бюджет РФ

Год

Сумма налога на прибыль в консолидированном бюджете РФ, млрд. руб.

В % к итого, %

В том числе

В % к итого

В федеральном бюджете, млрд. руб.

В консолидированных бюджетах субъектов РФ, млрд. руб.

В федеральном бюджете, %

В консолидированных бюджеты субъектах РФ,%

2011

1670,6

15,7

434,35

1236,25

4,1

11,6

2012

2172

16,3

564,72

1628,6

4,3

12

2013

2513,2

15,7

653,43

1859,77

4,1

11,6

2014 (январь - июль)

1645,3

17

427,77

1217,23

4,5

12,5

2014 (июль - декабрь)

867,9

13,7

225,54

642,36

2,6

10,1

2015 (январь - июль)

758,3

10,3

125,1

633,2

1,7

8,6

Рассмотрим влияние налога на прибыль на формирование доходов в консолидированный бюджет РФ.

По данным Минфина в 2011 г. объем поступлений налога на прибыль организаций за год в консолидированный бюджет РФ составил 1670,6 млрд. руб., что составляет 15,7% от налоговых и неналоговых доходов бюджета. В том числе в федеральный бюджет поступило 434,35 млрд. руб. (10,7%к итого раздела доходы на федеральном уровне) [21]. В консолидированный бюджет субъектов РФ сборы налога на прибыль составили 1236,25 млрд. руб. (18,7% от доходов консолидированного бюджета субъектов РФ).

В 2012 г. сборы налога на прибыль в консолидированный бюджет РФ составили 2172 млрд. руб. (16,3 % к итого), что на 30% в относительном выражении больше, чем в предыдущем году. В абсолютном выражении бюджет вырос на 501,4 млрд. руб. Также в структуре доходов бюджета данная статья увеличилась на 0,6%. В 2012 г. объем поступлений налога на прибыль на федеральном уровне составил 564,72 млрд. руб., что составляет 11,2%от доходов консолидированного бюджета РФ.


Это на 130,37 млрд. руб. больше, чем в 2011 г., в структуре доходов данная статья увеличилась на 0,5%. В консолидированный бюджет субъектов РФ сборы налога на прибыль выросли по сравнению с 2011 г. на 392,35 млрд. руб. в абсолютном выражении и составили 1628,6 млрд. руб. В структуре доходов консолидированного бюджета субъектов РФ налог на прибыль также вырос до 19,8 %, что на 1,1% больше в сравнении с предыдущим годом.

В 2013 г. налог на прибыль в консолидированном бюджете составил 2513,2 млрд. руб., что на 341,2 млрд. руб. больше, чем в 2012 г., в относительном выражении данная статья доходов бюджета выросла на 15,7%.

Однако в структуре доходов данный показатель снизился до 15,7%, что на 0,6% ниже, чем в предыдущем году. Налог на прибыль на федеральном уровне в 2013 г. вырос на 88,71 млрд. руб. и составил 653,43 млрд. руб. В структуре доходов данный показатель снизился до 10,7%, что на 0,5% ниже, чем в 2011 г.

Поступления налога на прибыль в консолидированном бюджете субъектов РФ вырос на 231,17 млрд. руб. и достиг 1859,77 млрд. руб. В структуре доходов было снижение налога на прибыль на 1,1 %и составило 18,7% [21].

В целом с 2011 г. до 2014 г. наблюдается положительная динамика данного раздела доходов бюджета – налога на прибыль по всем уровням бюджета: консолидированного бюджета РФ, в том числе федерального и консолидированного субъектов РФ бюджетов (рис. 1.3).

Однако многие периодические издания, а также оценки экспертов говорят о том, что в 2014 г. начинается финансовый кризис, во время которого страдают в первую очередь финансово-кредитные учреждения, а также крупные предприятия страны, приносящие большую часть дохода в бюджет в виде поступлений налога на прибыль.

2011 2012 2013 2014 2014 2015

(январь (июль - (январь

- июль) декабрь) - июль)

Рис. 1.3 - Налог на прибыль, входящий в консолидированный бюджет РФ

Для того чтобы более наглядно увидеть данную ситуацию 2014 г. был разделен на 2 периода: 1 период – с января – июль 2014 г., 2 период – с августа – декабрь 2014 г.

В январе – июле 2014 г. налог на прибыль в консолидированном бюджете РФ составляет 1645,3 млрд. руб., что является 65,4 % от годовой суммы данного налога. В структуре доходов этот показатель занимает 17%.

В федеральном бюджете поступления от налога на прибыль составляют 427,77 млрд. руб. (11,6% в структуре доходов), 1217,23 млрд. руб. в консолидированном бюджете субъектов РФ (20,3% в структуре доходов консолидированного бюджета субъектов РФ).

В августе – декабре 2014 г. сборы налога на прибыль по сравнению с 1 периодом 2014 г. резко падают на 777,4 млрд. руб., что на 52,7 % меньше, чем в январе – июле 2014 г. В структуре доходов налог на прибыль также снизился до 13,7% (на 3,3%).