Файл: Реорганизация юридических лиц (Общие положения о порядке и условиях реорганизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- случаи отзыва у организации, обладающей целевой правоспособностью, лицензии или иного разрешительного документа на осуществление ею своей профессиональной исключительной деятельности (как было отмечено выше)[16];

- введение в отношении юридического лица процедур банкротства;

- нахождение юридического лица на стадии ликвидации.

Изучая вопрос о содержании и пределах ограничений, возникающих при осуществлении процедур банкротства и ликвидации юридических лиц, исследователи приходили к различным выводам. Отметим некоторые из них.

М.В. Телюкина полагает, что при определении правового статуса несостоятельного юридического лица необходимо говорить об ограничении его правоспособности[17]. Анализируя историю развития законодательства о несостоятельности (банкротстве), Е.С. Шибанова также приходит к выводу, что несостоятельный должник - банкрот ограничен в своей правоспособности с момента признания его таковым судом. При этом ограничения правоспособности выражаются в ограничении его вещных прав на имущество, запрете на совершение определенных действий, в том числе расчета с контрагентами за пределами установленной очереди, совершение сделок[18].

С точки зрения С.А. Карелиной, свойство правоспособности либо признается за тем или иным субъектом, либо не признается вообще, исходя из этого тезиса, правоспособность не может быть прекращена в полном объеме, да и об ограничении ее можно говорить лишь с определенной долей условности. По мнению автора, с открытием конкурсного процесса характер правоспособности должника изменяется, что находит выражение в том, что должник обладает возможностью иметь только те права и обязанности, которые соответствуют целям соответствующих процедур банкротства. Должник в течение производства по делу о несостоятельности обладает специальной правоспособностью, следовательно, целесообразнее говорить не об ограничении правоспособности должника в рамках конкурса, а об ее изменении[19].

Интерес представляет умозаключение А.Н. Семиной о том, что в отношении юридических лиц - должников следует исходить из принципа специальной правоспособности в порядке п. 1 ст. 49 ГК РФ[20]. Необходимо отметить, что Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства в проекте Концепции развития законодательства о юридических лицах также указал, что "в ГК следует закрепить принцип специальной правоспособности всякого юридического лица, находящегося в стадии ликвидации. Эта правоспособность сохраняется за ним до момента внесения записи о прекращении его деятельности (ликвидации) в Единый государственный реестр юридических лиц"[21]. К сожалению, данное положение не нашло отражения в окончательном варианте Концепции развития гражданского законодательства. Между тем ограниченный характер правоспособности ликвидируемого юридического лица очевиден.


Ликвидационная комиссия (ликвидатор) как орган управления организации на стадии ликвидации и арбитражный управляющий осуществляют функции по управлению ликвидируемым юридическим лицом, изъявляют его волю вовне. До момента внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица организация, находящаяся на стадии ликвидации, продолжает оставаться субъектом права, но с ограниченной правоспособностью.

Еще Г.Ф. Шершеневич отмечал, что "с того времени, как акционерное товарищество решило прекратить свою деятельность и единственной его целью стал раздел имущества, изменяется и круг его возможных действий (правоспособность). Все сделки, заключенные его представителями и выходящие из круга непосредственно направленных на ликвидацию, должны быть признаны недействительными. Ввиду такой опасности для третьих лиц необходимо довести до всеобщего сведения информацию о моменте перехода товарищества к ликвидации"[22]. В учебной литературе также отмечается, что в период ликвидации юридического лица его правоспособность претерпевает серьезные ограничения: не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемой организации, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанная организация, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате ее реорганизации[23].

Таким образом, в результате ликвидации юридическое лицо прекращает свое существование как субъект права, утрачивает свою правоспособность. До внесения записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ правоспособность организации сохраняется, но с момента принятия решения о ликвидации юридического лица объем ее существенно сужается, ограничивается. На этапе ликвидации юридическое лицо более не осуществляет виды деятельности, необходимые для достижения цели его создания. Цель, ради которой юридическое лицо создавалось и действовало, на этапе ликвидации трансформируется в иную цель - прекращение организации. В связи с чем правоспособность всякого юридического лица, находящегося на стадии ликвидации, является ограниченной, специальной.

2 Общие положения о порядке и условиях реорганизации


Реорганизация - это юридический состав, поэтому целесообразно посмотреть, в каком порядке в соответствии с действующим законодательством осуществляется "накопление" фактов в этом составе для достижения юридических результатов реорганизации.

Общие положения о порядке реорганизации для юридических лиц всех форм, видов и типов весьма скупы. Практически сам процесс в системном виде в качестве общего правила для реорганизации юридического лица любой формы (вида, типа) не описан ни в ГК, ни в каком-либо ином нормативном акте.

Гражданский кодекс РФ предполагает, что реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (ст. 57 ГК). Законы, регулирующие в настоящее время правовой статус государственных корпораций и компаний, а также в редких случаях иных лиц, создаваемых государством, требуют принятия специального закона, который в одних случаях сам будет отправной точкой реорганизации, а в некоторых случаях просто определит специфику применения обычного (добровольного) порядка реорганизации.

Соответственно, первым элементом сложного юридического состава законодательство предполагает либо управленческое решение компетентного органа (лица), либо решение суда или государственного органа, либо вступление в силу федерального закона.

ГК РФ предусматривает:

- обязательность уведомления регистрирующего органа и кредиторов (ст. 60 ГК);

- периодическое помещение в печати информации установленного законом содержания для кредиторов;

- необходимость внесения записей в ЕГРЮЛ о создании (прекращении) юридического лица, которые завершат реорганизацию, удовлетворив требования кредиторов. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.


Вот в сущности весь описанный ГК процесс: принятие решения о реорганизации - информирование о начале процесса реорганизации - принятие требований кредиторов - внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. В таком же ключе рассуждают и некоторые исследователи. К примеру, К.Т. Трофимов полагает, что "процесс проведения реорганизации можно разделить на следующие этапы: 1) принятие решения о проведении реорганизации; 2) собственно реорганизация; 3) государственная регистрация реорганизуемых юридических лиц"[24]. Е.А. Козина выделяет в процедуре реорганизации следующие действия: "1) принятие учредителями или уполномоченными органами решения о реорганизации и направление сообщения о начале процедуры реорганизации; 2) публикация реорганизуемым лицом или одним из участвующих в реорганизации юридических лиц уведомления о реорганизации; 3) поступление требований кредиторов; 4) составление реорганизуемыми лицами и утверждение их учредителями или уполномоченными органами передаточного акта или разделительного баланса; 5) предоставление в регистрирующий орган передаточных актов или разделительных балансов, учредительных документов реорганизованных юридических лиц"[25]

Судя по описанию, перед нами довольно простой процесс, однако реальность представляет собой совершенно иную картину. Очевидно, что сами границы реорганизации как состава, которые можно выделить из ГК и которые указываются некоторыми исследователями, иначе как очень условными назвать нельзя. Ведь за пределами этого "нормативного", идеального состава остаются факты, без которых реорганизация не может быть ни начата (к примеру, решение совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества), ни закончена (распределение ценных бумаг созданных в результате реорганизации юридических лиц).

Достаточно сказать, что:

- добровольная ликвидация чаще всего начинается гораздо раньше принятия решения, поскольку до его принятия уполномоченным органом принимаются решения о реорганизации иными органами управления;

- с государственной регистрацией вновь возникших юридических лиц или прекращения присоединяемого лица реорганизация чаще всего не заканчивается: к примеру, наделение акциями при реорганизации акционерных обществ происходит уже после указанной государственной регистрации, права на недвижимое имущество регистрируются после такой регистрации.


Непосредственно ГК слово "порядок" использует много и часто, причем без какого-либо определения, что под ним понимается. Применительно к реорганизации слово "порядок" используется:

а) в связке со словом "реорганизация":

- ст. 68 ГК: "хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном настоящим Кодексом";

- ст. 92 ГК: "иные основания реорганизации общества, а также порядок его реорганизации... определяются настоящим Кодексом и другими законами";

- ст. 104 ГК: "иные основания и порядок реорганизации акционерного общества определяются настоящим Кодексом и другими законами";

- ст. 112 ГК: "иные основания и порядок реорганизации кооператива определяются настоящим Кодексом и другими законами";

б) в связке с иными словами при описании отдельных действий, совершаемых в процессе реорганизации: "описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований", "исполнение реорганизуемым юридическим лицом обязательств перед кредиторами обеспечивается в порядке, установленном настоящим Кодексом", "порядок уведомления органа", "порядок предъявления кредиторами требований", "порядок раскрытия информации" (ст. 60 ГК).

Иные, кроме ГК, федеральные законы используют слово "порядок реорганизации" также довольно часто, бессистемно, никогда не поясняя контекст каждого конкретного случая его использования, а также часто отсылая к другим актам (или к лицам (органам), которые должны такой порядок утвердить), в которых такой порядок установлен или еще только будет установлен.

Существует общее условие реорганизации - соблюдение законодательства. Его можно назвать "запасным" в том смысле, что оно охватывает все дефекты реорганизации, которые охвачены другими нарушениями. Однако остановиться на том, что есть единственное условие - "соответствия обязательным требованиям закона" - значило бы в реальности устраниться от выявления реальных условий, а также определения разных последствий нарушения разных условий. Тем более что анализ показывает, что законодательство указывает конкретные условия.