Файл: Реорганизация юридических лиц (Общие положения о порядке и условиях реорганизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Гражданско-правовое регулирование статуса юридических лиц характеризуется множественностью действующих законодательных актов, не во всем соответствующих как друг другу, так и Гражданскому кодексу.

1 сентября 2014 года вступил в силу принятый Государственной Думой 25 апреля 2014 года Федеральный закон "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", который внес изменения в ключевые с точки зрения корпоративного права положения ГК РФ, касающиеся правового статуса и порядка деятельности юридических лиц. Данный нормативный акт упорядочивает правила, касающиеся учреждения юридических лиц, уточняются правила о реорганизации и ликвидации юридических лиц. К примеру, вводятся положения, позволяющие сочетать различные формы реорганизации, регулируются порядок и последствия признания решения о реорганизации юридического лица недействительным, а самой реорганизации - несостоявшейся, предусматривается солидарная ответственность созданного юридического лица по долгам своего правопредшественника в случае невозможности определить правопреемника по обязательству или в случае недобросовестного распределения активов между ними, если это привело к существенному нарушению интересов кредиторов. Этим Законом было существенно изменено правовое регулирование реорганизации и ликвидации юридических лиц.

В Федеральном законе от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ понятие юридического лица, его организационно-правовые формы, виды и типы, понятие органа юридического лица, лиц, выступающих от имени юридического лица, подверглись существенным изменениям, а в ряде случаев выступают как качественные новеллы, ранее неизвестные гл. 4 ГК РФ.

В определении юридического лица отсутствует указание, на каком вещном праве юридическое лицо имеет обособленное имущество, нет упоминания о том, что юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету. Вместо имущественных и личных неимущественных прав в п. 1 ст. 48 ГК РФ употребляется обобщенное понятие "гражданские права и гражданские обязанности". Обязательным атрибутом существующего юридического лица является его регистрация в Едином государственном реестре юридических лиц, в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных в п. 2 ст. 50 ГК РФ для коммерческих организаций, а в п. 3 ст. 50 ГК РФ для некоммерческих организаций. Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются в соответствии с ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами (п. 4 ст. 49 ГК РФ). Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации могут устанавливаться особенности гражданско-правового положения государственных унитарных предприятий и учреждений.


1 Теоретические и практические аспекты правоспособности юридических лиц

Несмотря на отсутствие в современной правовой науке бесспорной позиции относительно видов правоспособности юридического лица, большинство исследователей выделяют общую и специальную правоспособность организаций. Причем под общей правоспособностью, взяв за основу ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, понимают возможность коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом. Между тем специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в учредительных документах.

Положения указанной статьи ГК РФ получили неоднозначное толкование среди исследователей. Одни авторы стали придерживаться позиции общей правоспособности коммерческих организаций[1], другие по сей день полагают, что юридические лица обладают специальной правоспособностью[2].

Специальную правоспособность организаций в юридической литературе принято связывать с целью их создания. По утверждению О.П. Кашковского, "правоспособность некоммерческих организаций, а в некоторых случаях и коммерческих организаций (помимо извлечения прибыли) ограничивается определенными целями, ради которых эти организации создаются. В этом случае говорят о специальной (в отношении некоммерческих организаций и унитарных предприятий) или ограниченной (в отношении иных коммерческих организаций) правоспособности"[3]. Как указывают Г. Тосунян и А. Викулин, "принцип специальной правоспособности состоит в том, что соответствующие юридические лица могут совершать лишь такие юридически значимые действия, которые отвечают целям их деятельности, предусмотренным в уставе или ином учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности"[4].


Ряд авторов обращают внимание на то, что специальная правоспособность означает соответствие деятельности юридического лица не только цели его создания, но и предмету и видам его деятельности, закрепленным в учредительном документе. Так, по мнению Ю. Романца, "закрепление правосубъектности организаций через предмет их деятельности является более удачным и позволяет оценивать способность предприятия к надлежащему выполнению определенной хозяйственной деятельности"[5]. Я. Парций пишет, что "в отличие от коммерческих организаций, обладающих так называемой общей правоспособностью, некоммерческие организации имеют специальную правоспособность. Это означает, что они могут заниматься лишь теми видами деятельности, которые указаны в их уставе"[6]. В.В. Лаптев указывает на то, что "специальная правоспособность дает возможность осуществлять лишь такие виды деятельности, приобретать лишь такие права, которые соответствуют предмету деятельности данного субъекта"[7]. С.В. Соловьев и М.Ю. Тихомиров утверждают, что "все виды деятельности, которые вправе осуществлять некоммерческая организация, должны быть прямо перечислены в ее учредительных документах"[8]. То, что содержание специальной правоспособности конституируется исчерпывающим (законченным) перечнем видов деятельности, которыми организация вправе заниматься, было отмечено также в п. 18 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ[9].

Актуальным в теории гражданского права является вопрос о соотношении лицензирования и специальной правоспособности организации. Нередко в юридической литературе отмечается, что юридическое лицо, осуществляющее деятельность, подлежащую лицензированию, также обладает специальной или ограниченной правоспособностью[10]. Однако более удачной представляется позиция ученых, которые указывают, что "необходимость получения лицензии не превращает общую правоспособность в специальную, поскольку получение или утрата (приостановление, аннулирование) лицензии, будучи лишь способом установления фискального контроля со стороны государства (или достижение иных целей), вообще не влияет на их правоспособность или дееспособность, установленную законом (иными правовыми актами)"[11]. Как было замечено, "частноправовое значение лицензии в том, что она позволяет предпринимателям законно действовать на соответствующем рынке"[12].


Не оспаривая обоснованность всех вышеназванных суждений, считаем, однако, целесообразным и эффективным отметить следующее. Каждое юридическое лицо создается для определенной цели. Целью создания коммерческих организаций является извлечение прибыли, которая достигается разными способами, путем осуществления различных видов предпринимательской деятельности, ряд которых имеет свою определенную специфику. Иными словами, цель создания коммерческих организаций одинаковая, общая. Таким образом, законодателем признана неограниченная (общая) правоспособность всех коммерческих юридических лиц, за исключением:

1) унитарных предприятий, которые обладают специальной (целевой) правоспособностью в связи с тем, что в первую очередь они создаются не для извлечения прибыли, а для определенной цели (в основном для удовлетворения социальных нужд), которая указывается в учредительных документах;

2) иных видов организаций, указанных в законе, к числу которых, как представляется, прежде всего необходимо отнести юридические лица с особым правовым статусом (банки, страховые организации и др.)[13]. Характерной особенностью юридических лиц с особым правовым статусом, к числу которых относятся банки и страховые организации, является то, что государство позволяет им осуществлять определенный вид деятельности с одновременным запретом на занятие другими видами предпринимательской деятельности. Специфика страховой и банковской деятельности вынуждает государство предъявлять к осуществляющему ее субъекту повышенные требования. Как отмечает А.Н. Шпагонов, "поскольку предпринимательская деятельность в банковской сфере носит рисковый характер и связана с аккумулированием денежных средств, законодателем строго регламентирован порядок осуществления такого специфического вида деятельности. Необходимый результат в поддержании стабильности общественных отношений в данной сфере достигается путем законодательного установления системы стимулов и ограничений, при помощи которых осуществляется регулирование"[14]. Объем специальной правоспособности страховых и кредитных организаций, по мнению Е.Г. Опыхтиной, определяется двумя способами: 1) путем перечисления в законе видов операций у банков и видов страхования у страховщиков, которые эти организации могут совершать; 2) путем выдачи лицензии на вид деятельности конкретной организации. Любой банк или страховая организация может совершать все операции, виды страхования, которые предусмотрены законом, но каждая конкретная организация вправе осуществлять только те операции, виды страхования, которые указаны в ее лицензии. Все остальные организации с особым правовым статусом не имеют таких особенностей правоспособности[15].


Думается, что в случае отзыва у банка либо страховой организации лицензии на осуществление ими своей профессиональной деятельности правоспособность данных юридических лиц претерпевает изменения - она сужается, ограничивается, но вместе с тем не перестает оставаться специальной. Таким образом, помимо запрета на осуществление иных видов предпринимательской деятельности после отзыва лицензии юридическое лицо (банк, страховая организация) лишается права осуществлять и свой исключительный вид деятельности. Допустимо, с нашей точки зрения, вести речь о существовании ограниченной правоспособности юридических лиц. Вопрос в том, является ли она самостоятельным видом правоспособности организаций наряду с общей и специальной либо это есть не что иное, как отдельный вид специальной правоспособности юридического лица. В литературе понятия "специальная правоспособность" и "ограниченная правоспособность" юридического лица зачастую используются как синонимы, в силу этого ограниченная правоспособность организации будет рассматриваться нами как отдельный вид специальной правоспособности, которая требует всестороннего исследования и дальнейшего теоретического обоснования. Вместе с тем полагаем, что специфические особенности ограниченной правоспособности организации вполне могут стать основой для выделения ее в качестве отдельного вида правоспособности юридического лица.

На наш взгляд, специальную правоспособность организации можно подразделить на следующие виды:

1. Целевая правоспособность, которая установлена в отношении определенных юридических лиц с момента их возникновения. К ним относятся: некоммерческие организации, унитарные предприятия и иные виды юридических лиц, указанные в законе (банки, страховые организации и др.). Сущность целевой правоспособности состоит в том, что юридическое лицо наделяется особым правовым статусом, дающим ему возможность осуществлять определенный вид деятельности с одновременным запретом на занятие иными видами деятельности, установленными законом, противоречащими основной цели их создания.

2. Ограниченная правоспособность, которая может быть установлена в отношении любых видов юридических лиц с момента наступления определенных обстоятельств, препятствующих дальнейшему функционированию организации как полноценного субъекта права и участника гражданского оборота. Особенностью ограниченной правоспособности юридического лица является то, что организация ввиду определенных ограничений, установленных законодательством, не может осуществлять свою деятельность. Примечательно, что такие ограничения могут быть установлены и в отношении коммерческих юридических лиц, которые с момента своего возникновения обладали общей правоспособностью. Иными словами, специфика ограниченной правоспособности организации заключается в том, что она может возникнуть только после создания юридического лица и при определенных ограничениях, установленных законодательством, препятствующих дальнейшему осуществлению организацией своей деятельности как полноценного участника гражданского оборота. К числу таких обстоятельств можно отнести: