Файл: «Банковские риски и основы управления ими на примере АО «Альфа-Банк. ».pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 272
Скачиваний: 2
- добиваясь достижения своих целей, АО «Альфа-Банк» никогда не упускает из виду сопутствующие риски;
- все решения, принимаемые по выявлению, анализу и оценке рисков, осуществляются в рамках Кредитного комитета, Комитета по управлению активами и пассивами и Розничного Кредитного комитета. Подразделения по управлению рисками подчинены Главному Директору по Управлению рисками, Главному финансовому директору и независимы от бизнес- подразделений Банка.
Глава 3. Разработка эффективной системы управления банковскими рисками в АО «Альфа-Банк»
Совершенствование системы управления рисками нацелено на существенное повышение привлекательности кредитных продуктов для всех категорий клиентов за счет упрощения процедур, сокращения времени принятия решений и повышения их предсказуемости, снижения требований по залогам и прочему обеспечению, большей дифференциации ставок и условий в зависимости от уровня риска клиента (в первую очередь в корпоративном бизнесе).
При этом важнейшей задачей стратегии Банка в области управления рисками является создание условий для более агрессивной коммерческой политики за счет повышения прозрачности принимаемых решений в области кредитных рисков и повышения роли и полномочий функции управления рисками как партнера и «конструктивного противовеса» бизнес- подразделениям.
Перед АО «Альфа-Банк» также остро стоит задача предотвращения внутреннего и внешнего мошенничества и коррупции при получении кредитов. Проведем поэтапный сравнительный анализ разработанной автором системы управления рисками и действующей системы в АО «Альфа-Банк». На рисунке 5 представлен первый этап управления рисками по авторской модели.
Рисунок 5. Планирование управления рисками В Банке
В целом АО «Альфа-Банк» отвечает поставленным целям, обозначенным во второй главе данной работы. В рамках одной из них, а именно - использование возможностей роста, автором предлагаются возможные пути совершенствования.
Базовый анализ рисков, в ходе которого составляется риск-профиль АО «Альфа-Банк» проводится в нем каждые полгода, что соответствует предложеной автором модели. Следующим пунктом сравнения будет формирование органов (субъектов) управления рисками.
В таблице 3 представлен сравнительный анализ субъектов действующей системы управления рисками в АО «Альфа-Банк» и предлагаемой автором системы управления рисками.
Таблица 3
Сравнительный анализ систем управления рисками В АО «Альфа-Банк»
Субъект системы управления рисками |
Действующая система в АО «Альфа-Банк» |
Предложенная система |
Совет директоров |
Есть |
Есть |
Комитет по аудиту |
Есть |
Есть |
Комитет по кадрам и вознаграждениям |
Есть |
Есть |
Правление Банка |
Есть |
Есть |
Стратегический комитет по рискам |
Есть |
Есть |
Комитет по Управлению Активами и Пассивами |
Есть |
Есть |
Кредитные комитеты |
Есть |
Есть |
Комитет по операционным рискам |
Есть |
Есть |
Дирекция по управлению рисками |
Есть |
нет |
Дирекция по взысканию просроченной задолженности |
Есть |
нет |
Сравнительный анализ выявил ряд отличий, одним из которых является присутствие в АО «Альфа-Банк» Дирекции по управлению рисками. Таким образом, в АО «Альфа Банк» представлен общий орган, отвечающий за функционирование системы риск-менеджмента, общее управление рисками, обеспечивая применение единых принципов и методов выявления, оценки, управления и доведения информации до руководства. В предлагаемой автором системе эти функции выполняются Советом Директоров, однако присутствие отдельного органа не является по мнению автора критичным.
Также в АО «Альфа-Банк» взысканием просроченной задолженности занимается отдельный комитет, функции которого в авторской системе отнесены на Кредитный комитет. Учитывая масштабы рассматриваемого банка, вполне приемлемым является присутствие большего числа субъектов управления рисками и делегирование отдельных функций на специализирующиеся на данных функциях подразделения. Таким образом, общая структура органов управления банковскими рисками может быть сопоставлена с авторской моделью.
АО «Альфа-Банк» уделяет достаточное внимание всем этапам управления рисками, которые, как предлагает автор, включают в себя следующие пункты:
- идентификацию рисков;
- процедуры оценки и методы снижения рисков;
- формирование риск-отчетности;
- мониторинг и контроль.
Однако в виду выявленных ранее недостатков в действующей системе управления рисками, автор предлагает определенные меры воздействия, пути совершенствования управления отдельными видами банковских рисков.
Рассмотрим предложенные пути для каждого вида рисков. Следует отметить, что в АО «Альфа-Банк» особое внимание уделяется кредитному риску. В рамках системы управления данный вид риска подразделяется на розничный и нерозничный кредитные риски. Такое деление является следствием присутствия в Банке кредитования как юридических, так и физических лиц и является не критичным отклонением от авторской системы.
Для оптимизации системы управления кредитным риском Банку рекомендуется реализация следующих пунктов:
1. Построение систем формализованной оценки кредитного риска. Для каждого клиента (как физического, так и юридического лица) Банк должен иметь возможность корректно и в явном виде оценить ожидаемый уровень кредитного риска (т.е. ожидаемые потери), который в свою очередь складывается из оценки риска клиента (вероятность дефолта) и риска транзакции (потери в случае дефолта). Используемые при этом методики и инструменты должны отличаться для различных продуктов и категорий клиентов, и развиваться со временем, по мере того как Банк будет успешно накапливать информацию о своих клиентах и совершенствовать инструменты ее анализа. Многие элементы данного подхода, например, методика рейтингования клиентов — юридических лиц, уже существуют в Банке и способны послужить хорошей основой для дальнейшей работы.
2. Увязка ценообразования и коммерческих приоритетов в области кредитования с оценкой уровня кредитного риска клиента и транзакции. Численная оценка ожидаемых потерь должна стать минимальной «ценой риска», включаемой в стоимость кредитных ресурсов для клиента. Она также позволит увязать понимание риска с коммерческими приоритетами Банка, например, в части целевых характеристик кредитного риска, для отдельных элементов портфеля или определения размеров лимитов и доли общей задолженности клиента, которую Банк готов принимать на свой баланс.
3. Усиление роли функции управления рисками в процессе подготовки и принятия кредитного решения.
4. Оптимизация кредитной процедуры и построение электронного документооборота для всех кредитных заявок. Эти факторы являются необходимыми не только для эффективного функционирования кредитного процесса внутри Банка, но и для обеспечения прозрачности кредитных решений и эффективного взаимодействия между функцией управления рисками и клиентскими подразделениями Банка. Одним из элементов изменения кредитного процесса является разделение функций клиентской работы, кредитного анализа и оформления и сопровождения кредитных договоров.
5. Построение выделенной и консолидированной службы мониторинга качества кредитного портфеля и работы с просроченной задолженностью. Основной задачей в данной области является максимально раннее выявление потенциально проблемной задолженности и профессиональная работа с ней на тех стадиях, когда мероприятия по ее реструктуризации и взысканию могут быть наиболее эффективными.
6. Формализация кредитной стратегии Банка и создание эффективных механизмов мониторинга и управления параметрами кредитного риска Банка на уровне портфеля.
В области рыночных рисков Банку предстоит качественно модернизировать существующие системы и процессы, для того чтобы резко повысить оперативность и глубину контроля за рыночной позицией Банка. Эта деятельность является особенно актуальной с учетом возросшей волатильности финансовых рынков.
Первоочередная причина подверженности банка процентному риску- это фиксация процентных ставок как по выдаваемым кредитам, так и по депозитам. В связи с периодическим изменением процентных ставок на законодательном уровне, обязательства Банка могут иметь непропорционально высокие процентные ставки по сравнению с его активами, и наоборот. Путем совершенствования управления процентным риском станет формирование команды аналитиков, способных проводить качественный мониторинг финансовой ситуации и делать достоверные прогнозы, на основании которых будет осуществляться страхование процентных рисков по средствам валютных форвардов и процентных свопов.
Одной из основных областей совершенствования является система управления операционными рисками банка. Основной задачей в области операционных рисков станет ликвидация пробелов с одновременным устранением избыточных механизмов контроля. В основе этой работы будет лежать более полная инвентаризация возможных операционных рисков, оценка их возможных экономических последствий, анализ экономической эффективности систем предотвращения и контроля, а также повышение ответственности всех «линейных» подразделений за управление операционными рисками в своей области при методической поддержке, координации и контроле со стороны соответствующего подразделения в функции управления рисками.
Формирование единой операционной модели позволит повысить пропускную способность, объем продаж и качество обслуживания, максимально использовать эффект экономии на масштабах. Наличие масштабируемой платформы будет способствовать росту бизнеса, высвобождению финансовых ресурсов для достижения запланированных стратегических целей. Повысится управляемость и качество работы за счет углубления специализации, решения однородных задач, формирования прозрачной системы мотивации.
Принципами развития операционной модели Банка станут:
1) построение единой операционной модели, унификация и стандартизация всех процессов, продуктов и регламентов работы в масштабах Банка;
2) постоянная оптимизация процессов и процедур;
3) создание системы управления операционной деятельностью в Банке;
4) выстраивание промышленного процесса обеспечения продаж и обслуживания клиентов;
5) обособление операционной функции от процессов, связанных с продажами и обслуживанием (фронт-офиса);
6) автоматизация только оптимизированных и стандартизированных процессов.
Изменения в системе управления процентным риском и риском ликвидности должны происходить в комплексе с общим развитием систем управления активами и пассивами Банка. Основными направлениями развития в этой области является выстраивание консолидированной на уровне Банка в целом системы управления пассивами и активами, в основе которой лежат экономически обоснованное трансфертное ценообразование, учет и распределение экономического капитала, и активное моделирование и управление соответствующими категориями риска.
По общим итогам третьей главы данной работы можно сделать следующие выводы: В ходе разработки эффективной системы управления рисками в АО «Альфа-Банк» было заключено, что действующая система управления рисками в АО «Альфа-Банк» соответствует общепризнанным основным параметрам, в том числе, предложенным автором. Однако по результатам анализа финансовой деятельности и проблемных зон риск-менеджмента удалось выявить недостатки действующей системы и предложить пути ее совершенствования.
Заключение
Банковский риск – это особый вид деятельности, которая формирует виды, степень и специфику риска, включая его свойства (временные, периодические, частотные, объемные, интервальные и пр.) и отношения в сфере деятельности хозяйствующих субъектов (микроэкономические, макроэкономические и внешнеэкономические).
На современном этапе в системе управления банковскими рисками используются различные методы, в частности сотрудничество страховых компаний и банков.
Финансовая диагностика АО «Альфа-Банк» показала:
- АО «Альфа-Банк» является одним из крупнейших банков России по величине активов и собственного капитала;
- ключевой задачей АО «Альфа-Банка» является достижение высоких международных стандартов в корпоративном управлении и деловой этике;
- ни один из обязательных нормативов не превышает максимально/минимально допустимого значения.