Файл: «Банковские риски и основы управления ими на примере АО «Альфа-Банк. ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 272

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- добиваясь достижения своих целей, АО «Альфа-Банк» никогда не упускает из виду сопутствующие риски;

- все решения, принимаемые по выявлению, анализу и оценке рисков, осуществляются в рамках Кредитного комитета, Комитета по управлению активами и пассивами и Розничного Кредитного комитета. Подразделения по управлению рисками подчинены Главному Директору по Управлению рисками, Главному финансовому директору и независимы от бизнес- подразделений Банка.

Глава 3. Разработка эффективной системы управления банковскими рисками в АО «Альфа-Банк»

Совершенствование системы управления рисками нацелено на существенное повышение привлекательности кредитных продуктов для всех категорий клиентов за счет упрощения процедур, сокращения времени принятия решений и повышения их предсказуемости, снижения требований по залогам и прочему обеспечению, большей дифференциации ставок и условий в зависимости от уровня риска клиента (в первую очередь в корпоративном бизнесе).

При этом важнейшей задачей стратегии Банка в области управления рисками является создание условий для более агрессивной коммерческой политики за счет повышения прозрачности принимаемых решений в области кредитных рисков и повышения роли и полномочий функции управления рисками как партнера и «конструктивного противовеса» бизнес- подразделениям.

Перед АО «Альфа-Банк» также остро стоит задача предотвращения внутреннего и внешнего мошенничества и коррупции при получении кредитов. Проведем поэтапный сравнительный анализ разработанной автором системы управления рисками и действующей системы в АО «Альфа-Банк». На рисунке 5 представлен первый этап управления рисками по авторской модели.

Рисунок 5. Планирование управления рисками В Банке

В целом АО «Альфа-Банк» отвечает поставленным целям, обозначенным во второй главе данной работы. В рамках одной из них, а именно - использование возможностей роста, автором предлагаются возможные пути совершенствования.

Базовый анализ рисков, в ходе которого составляется риск-профиль АО «Альфа-Банк» проводится в нем каждые полгода, что соответствует предложеной автором модели. Следующим пунктом сравнения будет формирование органов (субъектов) управления рисками.

В таблице 3 представлен сравнительный анализ субъектов действующей системы управления рисками в АО «Альфа-Банк» и предлагаемой автором системы управления рисками.


Таблица 3

Сравнительный анализ систем управления рисками В АО «Альфа-Банк»

Субъект системы управления рисками

Действующая система в АО «Альфа-Банк»

Предложенная система

Совет директоров

Есть

Есть

Комитет по аудиту

Есть

Есть

Комитет по кадрам и вознаграждениям

Есть

Есть

Правление Банка

Есть

Есть

Стратегический комитет по рискам

Есть

Есть

Комитет по Управлению Активами и Пассивами

Есть

Есть

Кредитные комитеты

Есть

Есть

Комитет по операционным рискам

Есть

Есть

Дирекция по управлению рисками

Есть

нет

Дирекция по взысканию просроченной задолженности

Есть

нет

Сравнительный анализ выявил ряд отличий, одним из которых является присутствие в АО «Альфа-Банк» Дирекции по управлению рисками. Таким образом, в АО «Альфа Банк» представлен общий орган, отвечающий за функционирование системы риск-менеджмента, общее управление рисками, обеспечивая применение единых принципов и методов выявления, оценки, управления и доведения информации до руководства. В предлагаемой автором системе эти функции выполняются Советом Директоров, однако присутствие отдельного органа не является по мнению автора критичным.

Также в АО «Альфа-Банк» взысканием просроченной задолженности занимается отдельный комитет, функции которого в авторской системе отнесены на Кредитный комитет. Учитывая масштабы рассматриваемого банка, вполне приемлемым является присутствие большего числа субъектов управления рисками и делегирование отдельных функций на специализирующиеся на данных функциях подразделения. Таким образом, общая структура органов управления банковскими рисками может быть сопоставлена с авторской моделью.

АО «Альфа-Банк» уделяет достаточное внимание всем этапам управления рисками, которые, как предлагает автор, включают в себя следующие пункты:

- идентификацию рисков;

- процедуры оценки и методы снижения рисков;

- формирование риск-отчетности;

- мониторинг и контроль.

Однако в виду выявленных ранее недостатков в действующей системе управления рисками, автор предлагает определенные меры воздействия, пути совершенствования управления отдельными видами банковских рисков.


Рассмотрим предложенные пути для каждого вида рисков. Следует отметить, что в АО «Альфа-Банк» особое внимание уделяется кредитному риску. В рамках системы управления данный вид риска подразделяется на розничный и нерозничный кредитные риски. Такое деление является следствием присутствия в Банке кредитования как юридических, так и физических лиц и является не критичным отклонением от авторской системы.

Для оптимизации системы управления кредитным риском Банку рекомендуется реализация следующих пунктов:

1. Построение систем формализованной оценки кредитного риска. Для каждого клиента (как физического, так и юридического лица) Банк должен иметь возможность корректно и в явном виде оценить ожидаемый уровень кредитного риска (т.е. ожидаемые потери), который в свою очередь складывается из оценки риска клиента (вероятность дефолта) и риска транзакции (потери в случае дефолта). Используемые при этом методики и инструменты должны отличаться для различных продуктов и категорий клиентов, и развиваться со временем, по мере того как Банк будет успешно накапливать информацию о своих клиентах и совершенствовать инструменты ее анализа. Многие элементы данного подхода, например, методика рейтингования клиентов — юридических лиц, уже существуют в Банке и способны послужить хорошей основой для дальнейшей работы.

2. Увязка ценообразования и коммерческих приоритетов в области кредитования с оценкой уровня кредитного риска клиента и транзакции. Численная оценка ожидаемых потерь должна стать минимальной «ценой риска», включаемой в стоимость кредитных ресурсов для клиента. Она также позволит увязать понимание риска с коммерческими приоритетами Банка, например, в части целевых характеристик кредитного риска, для отдельных элементов портфеля или определения размеров лимитов и доли общей задолженности клиента, которую Банк готов принимать на свой баланс.

3. Усиление роли функции управления рисками в процессе подготовки и принятия кредитного решения.

4. Оптимизация кредитной процедуры и построение электронного документооборота для всех кредитных заявок. Эти факторы являются необходимыми не только для эффективного функционирования кредитного процесса внутри Банка, но и для обеспечения прозрачности кредитных решений и эффективного взаимодействия между функцией управления рисками и клиентскими подразделениями Банка. Одним из элементов изменения кредитного процесса является разделение функций клиентской работы, кредитного анализа и оформления и сопровождения кредитных договоров.


5. Построение выделенной и консолидированной службы мониторинга качества кредитного портфеля и работы с просроченной задолженностью. Основной задачей в данной области является максимально раннее выявление потенциально проблемной задолженности и профессиональная работа с ней на тех стадиях, когда мероприятия по ее реструктуризации и взысканию могут быть наиболее эффективными.

6. Формализация кредитной стратегии Банка и создание эффективных механизмов мониторинга и управления параметрами кредитного риска Банка на уровне портфеля.

В области рыночных рисков Банку предстоит качественно модернизировать существующие системы и процессы, для того чтобы резко повысить оперативность и глубину контроля за рыночной позицией Банка. Эта деятельность является особенно актуальной с учетом возросшей волатильности финансовых рынков.

Первоочередная причина подверженности банка процентному риску- это фиксация процентных ставок как по выдаваемым кредитам, так и по депозитам. В связи с периодическим изменением процентных ставок на законодательном уровне, обязательства Банка могут иметь непропорционально высокие процентные ставки по сравнению с его активами, и наоборот. Путем совершенствования управления процентным риском станет формирование команды аналитиков, способных проводить качественный мониторинг финансовой ситуации и делать достоверные прогнозы, на основании которых будет осуществляться страхование процентных рисков по средствам валютных форвардов и процентных свопов.

Одной из основных областей совершенствования является система управления операционными рисками банка. Основной задачей в области операционных рисков станет ликвидация пробелов с одновременным устранением избыточных механизмов контроля. В основе этой работы будет лежать более полная инвентаризация возможных операционных рисков, оценка их возможных экономических последствий, анализ экономической эффективности систем предотвращения и контроля, а также повышение ответственности всех «линейных» подразделений за управление операционными рисками в своей области при методической поддержке, координации и контроле со стороны соответствующего подразделения в функции управления рисками.

Формирование единой операционной модели позволит повысить пропускную способность, объем продаж и качество обслуживания, максимально использовать эффект экономии на масштабах. Наличие масштабируемой платформы будет способствовать росту бизнеса, высвобождению финансовых ресурсов для достижения запланированных стратегических целей. Повысится управляемость и качество работы за счет углубления специализации, решения однородных задач, формирования прозрачной системы мотивации.


Принципами развития операционной модели Банка станут:

1) построение единой операционной модели, унификация и стандартизация всех процессов, продуктов и регламентов работы в масштабах Банка;

2) постоянная оптимизация процессов и процедур;

3) создание системы управления операционной деятельностью в Банке;

4) выстраивание промышленного процесса обеспечения продаж и обслуживания клиентов;

5) обособление операционной функции от процессов, связанных с продажами и обслуживанием (фронт-офиса);

6) автоматизация только оптимизированных и стандартизированных процессов.

Изменения в системе управления процентным риском и риском ликвидности должны происходить в комплексе с общим развитием систем управления активами и пассивами Банка. Основными направлениями развития в этой области является выстраивание консолидированной на уровне Банка в целом системы управления пассивами и активами, в основе которой лежат экономически обоснованное трансфертное ценообразование, учет и распределение экономического капитала, и активное моделирование и управление соответствующими категориями риска.

По общим итогам третьей главы данной работы можно сделать следующие выводы: В ходе разработки эффективной системы управления рисками в АО «Альфа-Банк» было заключено, что действующая система управления рисками в АО «Альфа-Банк» соответствует общепризнанным основным параметрам, в том числе, предложенным автором. Однако по результатам анализа финансовой деятельности и проблемных зон риск-менеджмента удалось выявить недостатки действующей системы и предложить пути ее совершенствования.

Заключение

Банковский риск – это особый вид деятельности, которая формирует виды, степень и специфику риска, включая его свойства (временные, периодические, частотные, объемные, интервальные и пр.) и отношения в сфере деятельности хозяйствующих субъектов (микроэкономические, макроэкономические и внешнеэкономические).

На современном этапе в системе управления банковскими рисками используются различные методы, в частности сотрудничество страховых компаний и банков.

Финансовая диагностика АО «Альфа-Банк» показала:

- АО «Альфа-Банк» является одним из крупнейших банков России по величине активов и собственного капитала;

- ключевой задачей АО «Альфа-Банка» является достижение высоких международных стандартов в корпоративном управлении и деловой этике;

- ни один из обязательных нормативов не превышает максимально/минимально допустимого значения.