Файл: Виды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика (Пути совершенствования управления налогами и пути развития налоговой системы РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Усиление конкуренции между компаниями приводит к тому, что высокий уровень налоговых рисков для данной компании значительно снижает уровень ее конкурентоспособности в глазах хозяйственных партнеров, имиджа в глазах потребителей. Это также способствует повышение уровня информационной прозрачности предприятий, что необходимо для выхода компании на фондовый и зарубежный рынки.

Наличие у компании проблем с налоговыми органами снизит для компании возможности привлечения средств не только через фондовый рынок, но и с помощью привлечения кредитных средств коммерческих банков. Формирование предприятиями финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО приводит к тому, что налоговые платежи компании не только определяют величину кредиторской задолженности, но и оказывают влияние на такие показатели деятельности компании, как дисконтированные денежные потоки, эффективная ставка налогообложения, которые используются для оценки результативности работы компании в целом.

Еще одним направлением, при котором эффективное управление налогами имеет важное значение, является реструктуризация компании, проведение работы по выделению непрофильных активов, организация покупки нового бизнеса. В целом управление налогами можно определить как один из элементов управления стоимостью компании.

Само управление налогами подразделяется на два направления: минимизация риска и сокращение расходов компании на выплату налогов и содержание собственной налоговой службы. В любом случае основной целью управления налогами является повышение стоимости бизнеса за счет соблюдения баланса между двумя указанными направлениями. Достижение этого баланса может быть получено путем определения стратегии компании, проведения планирования налоговых платежей, современного расчета налогов и их уплаты, сдачи налоговой отчетности, контроля соответствия фактических налоговых платежей плановым[35].

Завершающими этапами налогового управления являются проведение работы по оптимизации рисков и обеспечение своевременной сдач налоговой отчетности.

Однако практика работы предприятий показывает, что ежедневном формировании большого количества документов и осуществления хозяйственный операций налоговые последствия каждого документа и каждой хозяйственной операции практически не рассматриваются. Причиной этого является разграничение ответственности за отдельные факты хозяйственной деятельности, которая существует в российской законодательстве. В частности, действующими нормами предусмотрено, что ответственность (как административную, так и уголовную) за выполнение обязательств перед бюджетом по начислению и уплате налогов несет главный бухгалтер.


Поэтому в целях снижения собственных рисков привлечения к ответственности, главный бухгалтер при отражении тех или иных первичных документов стремится организовать учет наименее рискованным способом. Это довольно часто не соответствует тем действиям и последствиям, которые были запланированы финансовым директором компании. В результате заложенные финансовым директором финансово-хозяйственные схемы не дают запланированного эффекта, в том числе и в области оптимизации налоговых платежей[36]. В качестве примера можно привести следующую ситуацию. Приобретение организацией автомобиля для использования в основной производственной деятельности приводит к учету затрат на амортизацию его стоимости в составе производственных затрат. Эксплуатация автомобиля также связана с приобретением определенных аксессуаров (магнитолы, ковриков, сигнализации и тому подобное) на выделенные организацией средства. В соответствии с действующей практикой эти затраты будут списаны бухгалтером за счет собственных средств организации (прибыли).

С точки зрения налоговой оптимизации такой подход является неправильным, так как целесообразнее было бы эти затраты включить в состав «производственных». Изучение хозяйственной практики предприятий позволяет привести достаточно большое количество подобных ситуаций и примеров, при которых существует возможность избежать подобных расходов.

Следующая трудность связана с проведением рекламной и маркетинговой деятельности, в частности с вопросами анализа и планирования их бюджета. В настоящее время производители и торговые предприятия тратят большие объемы средств на рекламу. Однако каждая рекламная акция, реализуемая маркетологами, выступает отдельным проектом с налоговой точки зрения. Рассмотрим отдельный пример продажи товара со скидкой. Довольно часто такая продажа осуществляется по схеме «Три по цене двух», «Купи два- третий товар в подарок» и тому подобное. Большое количество подобных проводимых акций не позволяет в полной мере посчитать их налоговые последствия. Поэтому в рамках эффективного управления налогами важно также организовать качественный оперативный контроль за деятельностью компании с позиции налогообложения.

Повышение качества управления налогами компании может быть достигнуто различными способами. И одним из наиболее важным из них является повышение уровня налоговой грамотности руководителей компаний и отдельных ее подразделений, а также наличие четко наложенного информационного обмена между компанией и ее структурными подразделениями, с одной стороны, и налоговой службой, с другой. Повышать свой уровень знаний в части налогового законодательства должны не только сотрудники финансовых служб, но и специалисты, имеющие отношение к проведению работы по планированию и расчету налогов.


Достижение этой цели возможно за счет проведения внутренних семинаров, организации участия сотрудников налоговых служб в деятельности подразделений организации, путем регулярного выпуска информационных листков и бюллетеней в области налогообложения и вносимых изменений в налоговое законодательство. Одним из способов повышения уровня налоговой грамотности сотрудников предприятий является проведение на них тематических игр.

Сущность данных игр заключается в том, что сотрудники компании, занимающиеся налоговыми начислениями, делятся на команды, включающие генеральных директоров и главных бухгалтеров. В процессе игры им предлагается на примерах из их ежедневной деятельности показать порядок отражения этих операций в бухгалтерском учете и возможности минимизации налогов в каждой из рассмотренных случаев. В ходе игры участники также должны быть ознакомлены с административными и уголовными последствиями их действий, размерами штрафов, предусмотренных Налоговым Кодексом и Кодексом об административных правонарушениях. При проведении второго раунда

участникам предлагается изучаемую ситуацию рассмотреть с другой точки зрения, с учетом желания избежать ответственности за возможные налоговые нарушения. Итогом такой игра является появление у руководителей и главных бухгалтеров осознания налоговых последствий совершаемых ими действий[37].

В то же самое время российская практика показывает, что реализуемые на предприятиях методы управления налоговыми платежами являются закрытой информацией. Это не позволяет выработать единую налоговую стратегию компании, требует исправления в современных условиях. Все больше компаний осознают необходимость формирования единой налоговой стратегии, согласованной на всех уровнях руководства. Она может быть сформулирована самым различным способом: «Платить как можно больше в бюджет государства», «Использовать легальные возможности и не переплачивать налоги».

Самое главное - ее одинаковое толкование не только сотрудниками предприятия, но и всеми, кто будет с ней ознакомлен. Для предприятия важно не только создать ту или иную систему налогового менеджмента, но и правильно организовать данный процесс. Одним из вариантов такой организации является делегирование функций налогового планирования на основе матричного подхода, то есть во все наиболее значимые подразделения компании.

Такой подход возможен в крупных компаниях, так как в каждом подразделении необходимо включить в штат сотрудника, функцией которого будет изучение всех хозяйственный операций подразделения на основе налоговой стратегии компании и с учетом возможных налоговых последствий. В обязанности централизованной налоговой службы компании будет выходить разработка налоговой стратегии в целом, конкретных мер ее реализации, а также проведение консультирования налоговых специалистов подразделений компании.


Кроме того, в рамках каждой компании должно происходить четкое выделение функций анализа результатов сделок с налоговой точки зрения. Также целесообразным является включение в штат должности налогового юриста, который будет подчиняться только финансовому директору и непосредственно работать с теми менеджерами структурных подразделений, которые принимают решения по различным сделкам. В процессе управления налогами в организации кроме директора принимают участие также сотрудники службы внутреннего аудита, финансового и юридического управлений, что значительно повышает сложность управления налогами.

Каждое структурное подразделение организации имеет определенный уровень налогового обременения, величина которого фиксируется только по результатам полного анализа финансово-хозяйственной схемы реализации каждого заключенного договора и его подтверждения всеми указанными службами организации. Подчинение менеджеров холдинговой структуры внутренним инструкциям приводит к тому, что довольно часто они не понимают необходимость совершения тех или иных действий, предписанных центральными службами.

В результате этого руководители подразделений довольно часто считают данные действия нецелесообразными и нерациональными. После составления финансового плана на будущий период и утверждения плановой величины налогов соблюдение всех установок, определенных специалистами аудиторской, финансовой и юридической служб в процессе разработки схемы налоговой оптимизации и проведения налогового планирования, является обязательным для руководителей и сотрудников структурных подразделений компании. Несоблюдение должностных инструкций, которые могут привести к отклонениям от плана при отсутствии объективных причин может стать основанием наложения дисциплинарных взысканий на руководителей подразделений. Реализация такого подхода дает возможность осуществлять не только планирование налоговых начислений и контролировать выполнение этого плана.

Однако реализация такого подхода является довольно сложным процессов, требующим наличие четко разработанного регламента, обязательного для выполнения менеджерами подразделений и бухгалтерами. В качестве условий, подлежащими регламентированию, могут выступать характеристики контрагентов по сделке, схема реализации самой сделки, сумма контракта, наличие определенных лимитов и другие характеристики. В целом считается, что по подобным регламентам должно происходить заключение от 70 до 80% сделок в компании. В случае несогласия специалиста, принимающего решение по заключение сделки, с положениями регламента, он должен иметь возможности перевода сделки в категорию форс-мажорных.


В результате вопросы рассмотрения передаются на более высокий уровень принятия управленческих решений. Одновременно с этим происходит повышение качества и количества ресурсов (вплоть до привлечения внешних специалистов), которые могут быть привлечены для принятия решения. Отдельно должны рассматриваться положения документов, являются отчетными, а также требуемых для регистрации бухгалтерской информации. Они должны в полном объеме соответствовать друг другу.

Примером последствий несоблюдения этих требований может быть следующая ситуация: при использовании подотчетным лицом выданных из бухгалтерии суммы и непредоставлении необходимых оправдательных документов на понесенные расходы бухгалтерия не имеет возможности включить эти расходы в состав себестоимость продукции, работ и услуг, произвести зачет уплаченного по этим расходам НДС, учет которого возможет только на основании накладной и счета-фактуры. В результате происходит увеличение суммы НДС, которую сама организация должна заплатить в бюджет[38].

Добиться соблюдения сотрудниками правил оформления документов и предоставления соответствующей отчетности можно различными способами, в том числе и за счет наложения материальных взысканий на виновное лицо. Следующим важным элементов в рассматриваемой теме является возможность проведения руководителем всех этапов планирования и заключения сделки с точки зрения налоговой оптимизации. Этому значительно способствует создание и реализация внутрифирменной системы электронного документооборота, в рамках которой по каждому заключаемому контракту указываются все формы первичной и отчетной документации, обязательные для заполнения (акты, накладные, счетафактуры и другие).

В этом случае руководитель имеет возможность проследить последовательность и качество заполнения всех необходимых документов, изучить особенности их заключения, которые могут быть в дальнейшем использованы при принятии управленческих решений[39].

Заключительным этапом разработки регламента является ознакомление с его содержанием каждого сотрудника, который должен подписаться на соответствующем листе согласования.

Практика работы компаний показывает, что практически всегда на этом листе отсутствует пункт «Налоговая нагрузка», который необходим для осуществления бюджетирования налоговых отчислений на момент подписания сделки. Включение этого пункта позволит руководителю отслеживать источник уплаты налогов, возможности зачета НДС по данной сделке. Кроме того, это позволит осуществлять контроль поставленных планов налоговых отчислений. В результате этого управление налогами приобретет сквозной характер, затронет деятельность всех структурных подразделений. Также необходимо отметить, что построение эффективного управления налоговой нагрузкой на предприятии невозможно без наличия высокого уровня организации работы в отдельных структурных подразделениях компании. Организация налоговой службы как антикризисного мероприятия является нецелесообразной и не принесет желаемого эффекта.