Файл: Виды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика (Пути совершенствования управления налогами и пути развития налоговой системы РФ).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические основы налогов
Понятие, содержание и история налога
Виды налогов и налоговая система
Глава 2. Пути совершенствования управления налогами и пути развития налоговой системы в РФ
2.1.Современные проблемы управления налогами на предприятии: пути их решения
При этом неуплата налога, установленного законом, будет являться налоговым правонарушением, которое определяется как «виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность»[20]. Что, в свою очередь, будет являться ся основанием для привлечения к юридической ответственности. В современной юридической литературе высказываются и иные точки зрения.
В.И. Гуреев предлагает следующее определение налога: «налог – это правовое средство основного денежного обеспечения конституционной деятельности государства и муниципальных образований»[21]. Н.И. Осетрова и В.В. Курочкин считают, что «налог – это установленный законом обязательный взнос, осуществляемый организациями и физическими лицами в бюджет государства».
Но есть и исследователи, которые соглашаются с законодательным определением налога и указанными в нем признаками[22]. Отдельно хотелось бы остановиться на том, что в последнее время все чаще в научной литературе стали рассматривать налог как социально-философскую категорию.
Уже в Древней Греции налог рассматривался не как экономиче ская категория, а как социально-философская. Считалось, что личные налоги носят печать рабства, поэтому свободные граждане не должны платить налоги. При этом свободные граждане соглашались вносить добровольные пожертвования. В современном обществе социальнофилософская роль налогов только возросла. Уже давно не вызывает сомнения то, что налоги являются регулирующим механизмом в системе социального управления, регулятором демографических процессов, молодежной политики и других социальных явлений. Кроме того, налоги обладают огромными возможностями в сфере регулирования доходов населения (ограничение доходов высокого уровня, поддержка малоимущих граждан путем предоставления им льгот и т.п.)[23].
Следует отметить, что в нашей стране недостаточно внимания уделяется тому, что успешность фискальной системы во многом зависит от отношения общества к ней в целом и к отдельным налогам и сборам. Следует отметить, что современная российская система налогов построена исключительно на экономических факторах, без учета менталитета и мировоззрения россиян.
Можно с уверенностью сказать, что проблемы российской налоговой системы лежат не только в сфере экономики и права, но и в большей части в социальнофилософской. Исправить данную ситуацию поможет развитие четкой национальной идеи, которая способна объединить людей и заставить поверить в необходимость изъятия государством части их доходов. Итак, представление о сущности налога развивалась и продолжает развиваться одновременно с развитием общественных отношений.
На наш взгляд, понятие налога будет продолжать видоизменяться параллельно с развитием общественных, политических, экономических и социальных отношений. Надо признать, что понятие «налог» многогранно, и только комплексный подход в изучении данного понятия позволит охватить все аспекты данной проблемы.
Виды налогов и налоговая система
Многие исследователи, которые занимались таксономией, то есть группировкой налогов, так и не пришли к единому мнению по обоснованию классификационных признаков. Обилие разновидностей налогов ещё раз доказывает, что невозможно выделить один конкретный признак, согласно которому налоги можно было бы отнести к определённой группе[24].
На сегодняшний день самой распространённой классификацией налогов является разделение их на виды по следующим девяти признакам:
1) по способу уплаты (форме изъятия) различают[25]:
a) прямы налоги – налоги, которые устанавливаются непосредственно на имущество (доход) плательщика налогов;
b) косвенные налоги – налоги, взымаемые в процессе движения дохода или оборота товаров и услуг. Данный вид налогов включается в цену товара в виде надбавки и оплачивается конечным потребителем.
2) по распределению сумм налогов выделяют:
a) закреплённые налоги – налоги, полностью или частично закреплённые
на длительный промежуток времени как источник дохода определённого бюджета (например, таможенные пошлины)[26];
b) регулирующие налоги – региональные и федеральные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений в местные бюджеты или бюджеты субъектов Федерации на очередной финансовый год (например, налог на прибыль организаций: в федеральный бюджет направляется 2 % от суммы прибыли, а в региональный бюджет – 18 %).
3) по характеру использования налоги подразделяются на:
a) общие налоги – налоги, которые предназначаются для формирования доходов бюджета государства в целом (например, НДС);
b) целевые налоги – налоги, которые предназначены для финансирования определённого направления расходов государства (например, единый сельскохозяйственный налог).
4) по объекту обложения выделяют: налог на капитал, налог на землю, налог на имущество.
5) по территориальному уровню различают:
a) федеральные налоги – налоги, определяемые федеральным законодательством и являющиеся едиными на всей территории страны (например, налог на покупку валюты, налог на добавленную стоимость);
b) региональные налоги – налоги, устанавливаемые законодательными органами субъектов Федерации и являющиеся обязательными на территории данного субъекта (например, лесной налог, налог на игорный бизнес);
c) местные налоги – налоги, которые вводятся нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии НКРФ (например, земельный налог, НДФЛ).
6) по источнику уплаты налоги подразделяются на: налоги, удерживаемые из заработной платы; налоги, удерживаемые из выручки и т.д.
7) по категории налогоплательщика различают[27]:
a) налоги, взимаемые с физических лиц (например, НДФЛ);
b) налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);
c) налоги, взимаемые как с физических, так и с юридических лиц (смежные налоги) (например, земельный налог)[28].
8) по налоговой ставке выделяют:
a) прогрессивные налоги – налоги, ставки по которым растут в связи с увеличением стоимости объекта налогообложения (например, НДФЛ);
b) регрессивные налоги – налоги, ставки по которым снижаются в связи с увеличением стоимости объекта налогообложения (налогооблагаемой базы) (например, единый сельскохозяйственный налог);
c) пропорциональные налоги – налоги, ставки по которым устанавливаются в одинаковом процентном отношении к объекту налогообложения, не учитывая размер его дифференциации (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и физических лиц);
d) твёрдые налоги – налоги, ставки по которым устанавливаются в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы (например, налог за пользование объектами животного мира, водный налог).
9) по способу обложения налоги подразделяются на:
a) кадастровые налоги – налоги, исчисляемые на основе сведений о средней доходности объекта налогообложения, указанных в государственном кадастровом реестре (например, транспортный налог, земельный налог);
b) декларационные налоги – налоги, исчисляемые на основе сведений о доходности объекта налогообложения, указанных в декларациях, которые налогоплательщик предоставляет в налоговые органы в установленные сроки в качестве отчёта о доходах, получаемых от осуществляемой им деятельности (например, налог на прибыль организаций).
c) безналичные налоги – налог изымается у источника, выплачиваемого доход. Поэтому налогоплательщик получает свой доход уже уменьшенный на сумму налога, изъятого с целью зачисления в бюджет (например, НДФЛ);
d) налично-денежные налоги – налоги, уплачиваемые налогоплательщиком в бюджет в налично-денежной форме, уже после получения дохода, (например, единый налог на вменённый доход)[29].
И по сей день не утихают дискуссии о необходимом количестве налогов. С одной стороны, большое разнообразие налогов позволяет более широко охватить все сферы жизнедеятельности общества и полной мере влиять на них, а с другой – увеличиваются расходы по взиманию и контролю над поступлением налогов. Принятие решения о применении единого налога значительно упростит систему учёта, но затруднит выбор оптимального размера налогооблагаемой базы, а также будет служить препятствием в реализации функций, выполняемых налогом. Поэтому важнейшим и актуальным на данный момент является вопрос о качестве налогов, а не их количестве. С целью совершенствования и абсолютизации политики налогообложения государство проводит ряд направлений развития налоговой системы[30].
Такое понятие как налоги возникло уже на заре возникновения человеческой цивилизации, как только у людей появились первые потребности. Без налогов не может существовать ни одно государственное образование. Испокон веков налоги служили и служат источником формирования государственного бюджета.
В условиях современных рыночных отношениях налоговая система является од- ним из важнейших регуляторов экономики. В настоящее время нет какой-то определенной характеристики одного из основных понятий налогообложения, такого как «налоговая система»[31].
Терминами, которые наиболее часто употребляются в научной литературе, наряду с налоговой системой являются система налогообложения, налогообложение.
Основным законодательным документом считается Налоговый кодекс РФ. Он регулирует вопросы налогообложения в России, но он в свою очередь, так же не раскрывает значение понятия «налоговая система». Налоги - одно из главнейших определений экономической науки.
Налог взыскивается различными методами государственного принуждения. Также он безвозмезден и не носит характера наказания. Налоги устанавливаются в одностороннем порядке законодательной властью. Системой налогов называется совокупность сборов, налогов, пошлин и других платежей ,которые приравнены к налогам, и которые взимаются в тот или иной период времени на территории государства.
Налог на прибыль (доход) юридических лиц, НДС, акцизы, подоходный налог с физических лиц; таможенные пошлины, налог с продаж, платежи в социальные фонды являются основными налогами, за счет которых формируется основная масса бюджетных доходов, как в российской, так и мировой практике.
Налоговую систему образует совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, а также методов и форм их построения[32].
На основе Налогового Кодекса обеспечивается единство правовой базы налоговой системы РФ. Его главной задачей является создание простой, рациональной, единой налоговой системы в РФ. Со- гласно НК основным элементом налоговых правоотношений со стороны государства выступают налоговые органы.
Система налоговых органов является одним из главных звеньев налоговых администраций. Налоговой администрацией называется институт государственного управления в сфере налоговых правоотношений, целью деятельности которого является реализация государственной функции по до- стижению и поддержанию состояния налоговой безопасности и правопорядка в налоговой сфере[33].
Система налогообложения в России развивалась, формировалась и претерпевала те или иные изменения вместе с переменами в экономическом и политическом устройстве страны[34]. Такие процессы не всегда гладко происходили в России. Если проводить анализ становления налоговой системы в России в дореволюционном периоде, то его можно условно разграничить на несколько этапов. Началом становления налоговой системы России является конец IX-XII в.. Объединение Древне- русского государства послужило предпосылкой ее развития.
Характерной особенностью налоговой системы этого периода можно назвать нерегулярный характер налоговых платежей, который чаще все- го выражался в сборе поборов и дани в княжескую казну. Основное место отводилось пошлинам. Во времена татаро-монгольского ига, а именно в XIII-XIV вв., развитие налоговой системы было практически приостановлено. Сборы и налоги стали носить угнетающий характер. Поборы не давали возможности дальнейшего развития и ,как следствие, истощали экономику Руси. На данном этапе уплата сборов контролировалась баскаками и преобладало косвенное налогообложение.