Файл: Виды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика (Пути совершенствования управления налогами и пути развития налоговой системы РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, в современном мире налоговая система выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования экономики.

Налоговая политика РФ

Задачи, поставленные Президентом и Правительством Российской Федерации, по созданию конкурентоспособной, инновационной экономики, переходу на более высокие социальные стандарты для граждан требуют концентрации значительных финансовых ресурсов государства. Это является непростой задачей, так как после кризиса 2008 года бюджет России является дефицитным и рост государственных расходов может спровоцировать либо увеличение госдолга, либо повышение инфляции, что отрицательно скажется на экономической ситуации в стране. В этой связи основное значение приобретает проведение грамотной и продуманной налоговой политики с целью получения дополнительных финансовых ресурсов в бюджет, не приводя одновременно к «задавливанию» налогами хозяйствующих субъектов и населения в экономике страны. Президентом и Правительством РФ разработаны основные направления налоговой политики РФ на 2014–2016 годы.

По мнению руководства страны, основными источниками повышения доходов бюджета должно стать повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов и принятие мер в области налогового администрирования. При этом, в первую очередь для повышения доходов бюджетной системы, предлагается повышать налоги на потребление от ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения. Налоговая политика РФ предусматривает совершенствование налогового законодательства по следующим направлениям: Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала.

Мониторинг эффективности налоговых льгот.

Акцизное налогообложение.

Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, финансовыми операциями.

Налог на прибыль организаций.


Налогообложение природных ресурсов.

Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов.

Введение налога на недвижимость.

Налоговое администрирование.

Кратко рассмотрим и проанализируем эти предложения. Планируется снижение совокупного тарифа страховых взносов с 34 до 30 процентов, которым облагаются выплаты на одного работника в размере до 512 тыс. рублей в год (по начислениям за 2014 год), с одновременным установлением тарифа в размере 10 процентов от суммы выплат, превышающей установленный предел.

Для льготных категорий налогоплательщиков, которые в 2013 году уплачивают страховые взносы по совокупному тарифу в размере 26%, совокупный тариф предполагается снизить начиная с начислений по 2014 году с 26 до 20% от суммы выплат на одного работника в размере до 512 тыс. рублей в год (по начислениям за 2014 год) и одновременно установить тариф в размере 7% от суммы выплат, превышающей установленный предел. Льготный тариф в указанном размере предполагается установить также и в отношении некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций. Эти изменения носят однозначно положительный характер и благоприятно скажутся на экономике страны.

Правительство РФ предлагает разработать новую классификацию основных средств на группы и определение норм амортизации для этих групп, учитывающих скорость развития технологий, влияющих на обновление основных средств. Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, разработана на основе Общероссийского классификатора основных фондов ( далее – ОКОФ), утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. № 359, который в свою очередь основан на Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034–2007 (КПЕС 2002) (далее – ОКПД).

Росстату поручено разработать новую версию ОКОФ. В рамках указанной программы на основе Статистической классификации видов экономической деятельности Европейского союза предполагается разработка новой версии ОКПД. В целях реализации демографической и социальной политики подготовлен проект федерального закона, предусматривающий увеличение размера предоставляемого налогоплательщикам стандартного налогового вычета на детей. В частности, вычет в размере 3000 рублей будет предоставляться на каждого третьего и последующего ребенка.

Кроме того, законопроектом предусматривается отмена стандартного налогового вычета в размере 400 рублей, предоставляемого в настоящее время для всех налогоплательщиков, что, по мнению Правительства РФ, позволит частично компенсировать сокращение налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с увеличением налогового вычета для семей с детьми. Также предлагается уточнение перечня доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, их систематизация, а также устранение имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм. Считаем, что система налогообложения НДФЛ нуждается в более радикальном изменении и данных мер недостаточно.


Правительство РФ продолжает работу по анализу и изменению порядка предоставления налоговых льгот в целях инвестиционного стимулирования. Так, по итогам предварительного анализа, за 2009 год общее количество рассматриваемых налоговых стимулирующих механизмов составляет 189 пунктов, из них 60 – по налогу на прибыль организаций, 80 – по налогу на добавленную стоимость, 20 – по налогу на имущество, 16 – по земельному налогу, 10 – по налогу на добычу полезных ископаемых и 3 – по сборам за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов. Следует отметить, что более 90% от величины выпадающих доходов составляют потери, связанные с применением налоговых освобождений, обусловленных структурой налога и использованием общих принципов налогообложения отдельных операций.

Основным изменением по налогу на прибыль организаций можно считать изменение даты начала начисления амортизации в отношении амортизируемого имущества, подлежащего государственной регистрации. При применении метода начисления датой получения дохода от реализации признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Переход права собственности на объекты недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.

В связи с тем что регистрация права собственности может занимать достаточно продолжительное время, при приобретении таких объектов в целях налогообложения прибыли предусмотрена возможность начисления амортизации с момента введения основного средства в эксплуатацию и подачи документов на государственную регистрацию прав. Также планируются изменения при налогообложении операций с ценными бумагами, операций РЕПО как в отношении организаций, так и физических лиц. Правительство РФ будет проводить политику индексации ставок по налогу на добычу полезных ископаемых, водному налогу и другим ресурсным платежам.

С 1 января 2014 года система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности отменяется. Таким образом, для индивидуальных предпринимателей станет возможным выбор между общим режим налогообложения, упрощенной системой налогообложения или патентной системой налогообложения. Организации, относящиеся к малому бизнесу, смогут при определенных условиях выбирать между применением общей системы налогообложения и упрощенной системы налогообложения. При этом будут уточнены размеры ограничений по размеру доходов, дающих право перехода на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2013 года и применения указанной системы налогообложения за налоговый период начиная с 2013 года.


Большинство из этих предложений являются весьма положительными и необходимыми на современном этапе развития экономики России. Вместе с тем необходимо отметить, что многие изменения, предусмотренные проектом, не столь эффективны и не способны решить проблем, существующих в российской экономике. Российская налоговая система нуждается в ряде изменений, способных радикально улучшить состояние бюджетной системы, повысить уровень жизни населения и уровень социальной справедливости в обществе.

Ряд таких предложений умышленно игнорируются на протяжении ряда лет. Эти предложения неоднократно были озвучены в средствах массовой информации и весьма популярны в обществе.

К основным из них отнесем следующие:

Введение прогрессивного налогообложения доходов физических лиц.

Доходы ниже прожиточного минимума не должны облагаться налогом на доходы, если государство декларирует социальную направленность своей налоговой политики.

Средний уровень доходов в стране должен облагаться по стандартной ставке, более высокие доходы – по повышенным ставкам. Это общемировая практика, которая позволила бы, по некоторым оценкам, полностью покрыть бюджетный дефицит в России.

Не ясна позиция Правительства РФ по поводу страховых платежей. С одной стороны, Пенсионный фонд и его огромный дефицит, с другой стороны, заработная плата и другие выплаты свыше 463 тысяч рублей в год не облагаются взносами. При этом в отношении низких и средних выплат ставка была увеличена в 2015 году с 26 до 34 процентов. Изменения, запланированные с 2016 года, безусловно положительные, но решают проблему лишь частично.

Контроль за расходами физических лиц. Лица, приобретающие недвижимость, транспортные средства, земельные участки должны подтвердить происхождение этих средств, учитывая, что эта информация и так имеется в налоговых органах, так как поступает от органов, регистрирующих это имущество. Есть и данные о доходах физических лиц, но по действующему законодательству сопоставлять доходы и расходы нельзя.

Нет решения органов государственной власти дать соответствующие полномочия для контроля. Эти изменения «зависли» с 2002 года, хотя их принятие может в значительной мере снизить коррупцию и взяточничество в стране, борьба с которыми активно ведется последние несколько лет. Эта простая мера также обеспечит дополнительные поступления в бюджет. Введение налога на недвижимость. Как известно, в настоящее время налог исчисляется от оценки имущества по данным органов технической инвентаризации. Планируется исчислять этой налог от рыночной стоимости недвижимости. Это однозначно приведет к увеличению платежей. По нашему мнению, при введении этого налога необходимо проявлять крайнюю осторожность, так как повышение платежей за жилье может привести к росту социального недовольства населения.


В 2013 было внесено предложение снизить или отменить транспортный налог, увеличив акциз на бензин и дизтопливо. Основной идеей при этом было снизить налоговую нагрузку на владельцев транспортных средств, которые мало пользуются своими автомобилями, перераспределив ее на тех, кто использует автомобили много. В результате акциз был увеличен, а транспортный налог остался на том же уровне – федеральные ставки были снижены в 2 раза, но было разрешено увеличивать их в регионах не до пяти, а до 10 раз, что полностью нивелировало снижение федеральных ставок. Таким образом, для владельцев транспортных средств были лишь увеличены налоги, а проблема решена не была.

Вопрос об обложении добычи полезных ископаемых также давно обсуждаемая проблема. Владельцы нефтяных и газовых компаний получают доходы в десятки миллиардов долларов в год, сопоставимые с бюджетом России. Добывающие отрасли не вкладывают средства в модернизацию добычи и переработки. Государство не может изменить ситуацию уже более 10 лет. В данной сфере назрела необходимость принятия более радикальных мер, чем предложенные правительством корректировки. Налоговая политика России должна быть направлена на повышение социальной справедливости и рост благосостояния всех граждан, на сокращение разницы в доходах между бедными и богатыми. Анализ показывает, что в настоящее время наблюдается лоббирование интересов крупного бизнеса и чиновников при принятии законов о налогообложении в России. При этом интересы граждан с низкими доходами преимущественно игнорируются.

Глава 2. Пути совершенствования управления налогами и пути развития налоговой системы в РФ

2.1.Современные проблемы управления налогами на предприятии: пути их решения

Повышение внимания к управлению налоговыми обязательствами и связанными с ними рисками также обуславливает наличие двух факторов: повышение конкуренции между компаниями и уровня профессиональной компетенции, технологий работы сотрудников налоговых служб.