Файл: Виды налогов. Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика (Пути совершенствования управления налогами и пути развития налоговой системы РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что управление налогами является неотъемлемой частью организации системы управления компанией. Одно должно осуществляться параллельно со всеми остальными управленческими процессами, включающими в себя управленческий учет, мотивацию персонала, организацию маркетинга и другие направления.

2.2. Пути развития налоговой системы России

Налоговая система служит в настоящее время основным рычагом государства, которым можно действенно регулировать экономические процессы в условиях развивающегося рынка.

Вместе с тем, при разработке и принятии налоговых законов или глав Налогового кодекса зачастую совершенно не принимается во внимание такое понятие, как технологичность сбора налогов и контроль за их поступлением. Особенно ярко это проявилось в главе 24 Налогового кодекса о социальном налоге, так как трудно придумать что-либо более громоздкое и усложненное, чем действующий порядок его расчета, предусматривающий регрессию налоговых ставок по отношению к каждому отдельно взятому работнику организации[40].

С введением в действие Главы 23 Налогового кодекса сбор налога с физических лиц возрос. Однако на этом основании еще рано говорить об успехах «плоской шкалы» налога. Налогообложение доходов физических лиц имеет и ряд недостатков[41].

Недостаточно продуман вопрос об определении нерезидентов Российской Федерации, которые уплачивают налог на доходы по ставке 30% и не пользуются налоговыми вычетами. Ведь в их число невольно попадает некоторое количество граждан РФ, в силу служебной или иной необходимости проживающих более 183 дней в календарном году за пределами России. Не отработана система налогообложения случайных доходов, как, например, выигрышей, облагаемых по ставке 35%. В результате малообеспеченному человеку становится почти невозможным получить свой вещевой выигрыш в денежно-вещевой лотерее.

Не решен вопрос и об оптимальной величине налога на добавленную стоимость. Российский НДС сегодня является одним из наиболее высоких среди развитых стран, не считая скандинавских стран, где он доходит до 25% (Швеция, Дания). Многие экономисты являются сторонниками снижения НДС, считая, что это должен быть постепенный процесс – на 1–2 пункта, но ни в коем случае не резкое уменьшение в 1,5–2,0 раза. Последнего российский бюджет просто не выдержит.


Много вопросов вызывает освобождение малых предприятий и индивидуальных предпринимателей на двенадцать последовательных налоговых периодов от исполнения обязанностей налогоплательщика, если в течение предшествующих трех налоговых периодов налоговая база данных налогоплательщиков не превысила одного миллиона рублей. Подобное положение попросту создает еще одну, притом легальную, лазейку для ухода от налогообложения. Налоговые органы уже отмечают тенденцию дробления определенной части субъектов малого предпринимательства. Стремление законодателей обеспечить и усилить поддержку малого бизнеса понятно. Но государство должно в то же время защищать свои бюджетные интересы, устраняя возможности разного рода финансовых махинаций.

Не меньше проблем вызывает нулевая ставка налога на добавленную стоимость при транспортировке грузов, импортируемых в Российскую Федерацию. Само по себе это противоречит идее активного использования во внешней торговле принципа страны назначения. Этот принцип предполагает освобождение от налога на добавленную стоимость экспортируемых товаров и услуг по их транспортировке в стране происхождения. Обложению же НДС подлежат товары, ввозимые на территорию страны назначения. Услуги по доставке товара никак не могут быть отделены от самого ввозимого груза. Естественно, что транспортные операции должны облагаться налогом на добавленную стоимость таким же точно образом, как и сам товар.

Налог на добавленную стоимость остается основным и достаточно стабильным источником доходов федерального бюджета. Его поступления отражают благоприятные тенденции в нашей экономике. При возрастании объемов производства и торговли будет реально ставить вопрос о небольшом снижении ставки налога.

Вместе с тем, проводимые в области реформирования налоговой системы мероприятия не должны ограничиваться лишь совершенствованием налогового законодательства. Они включают в себя также:

  • установление жесткого оперативного контроля за соблюдением действующих законов и резкое усиление мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и теневых операций, не попадающих под налогообложение,
  • усиление пропаганды идей о серьезности. Безнравственности и высокой общественной опасности налоговых преступлений.

При реформировании налоговой системы Российской Федерации важно также учитывать и тот факт, что экономика России не может быть изолированной от мировой экономики. Поэтому важно, чтобы реформирование налоговой системы России было направлено на сближение ее с европейскими налоговыми системами.

Важнейшим направлением развития налоговой системы на современном этапе является оптимизация разграничения налогов между уровнями бюджетной системы. В качестве критериев разграничения налогов между уровнями бюджетной системы использовались следующие показатели - стабильность поступлений, экономическая эффективность, социальная справедливость и равномерность распределения налоговой базы, мобильность налоговой базы, экспорт налогового бремени.

Четкое разграничение налоговых доходов между различными уровнями бюджетной системы Российской Федерации является необходимым условием ее эффективного функционирования.

Предложения по разграничению доходных полномочии, сформулированные ниже, направлены на повышение эффективности собираемости налогов, сглаживание неравенства в бюджетной обеспеченности территорий, поддержание сбалансированности различных уровней бюджетной системы и укрепление доходной базы местных бюджетов, значительно подорванной в результате упразднения налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, а также централизации налога на добавленную стоимость. Основным подтверждением актуальности данных предложении является необходимость придания статуса местных всем имущественным налогам, так как за местными бюджетами следует закреплять те налоги и сборы, на формирование налоговой базы которых способны влиять органы местного самоуправления и которые эти органы могут эффективно администрировать.

В соответствии с перечисленными критериями ряд российских экономистов и политиков предлагают следующие изменения по перезакреплению налоговых полномочий бюджетов разного уровня.

Налог на прибыль предприятий и организаций должен поступать в местные бюджеты в пределах не менее 10% в соответствии с действующим законодательством, в том числе не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации в пределах ставки данного налога и не более 5% за счет введения дополнительной муниципальной ставки налога на прибыль.

Налог на доходы с физических лиц должен поступать в пределах не менее 70% в местные бюджеты. В действующем законодательстве - не менее 50% в среднем по субъекту Российской Федерации идет в местные бюджеты.


Акцизы на спирт, водку и ликероводочные изделия, а также на остальные виды подакцизных товаров не менее 5 и 10%. соответственно, в среднем по субъекту Российской Федерации не должны использоваться в качестве собственных доходов местных бюджетов как доли регулирующих налогов, закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе. При этом решение об их зачислении в местные бюджеты относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

Налог на имущество организаций следовало бы перевести в разряд местных налогов и полностью зачисляться в местные бюджеты. В соответствии с Налоговым кодексом РФ этот налог является региональным и поступления от него делятся между региональным и местным уровнями в соотношении 50:50. В пользу необходимости закрепления данного налога за местным уровнем говорят такие факторы, как стабильность поступлений, низкая мобильность налоговой базы и экономическая эффективность. Поскольку предприятия используют местную инфраструктуру (дороги, коммунальные услуги), логично закрепить налоги, поступающие от их имущества, за местными бюджетами. Кроме того, при введении налога на недвижимость упраздняется налог на имущество организаций и перевод его в местные налоги предотвратит потери региональных бюджетов.

Поступления по земельному налогу также необходимо полностью зачислять в местные бюджеты. В настоящее время пропорция распределения поступлений по земельному налогу между федеральными, региональными и местными уровнями бюджетной системы ранее фактически составляла 20:20:60. Вместе с тем нормативы распределения поступлений от земельного налога между бюджетами разного уровня устанавливаются ежегодно Законом о федеральном бюджете. Аргументы в пользу реального закрепления земельного налога за местным уровнем и стопроцентного зачисления поступлений от него в местные бюджеты те же, что и в случае налога на имущество организаций, с тем дополнением, что доходы по земельному налогу очень равномерно распределены, что соответствует принципу социальной справедливости[42].

Следует отметить, что предлагаемая схема перезакрепления налоговых полномочий не только ведет к усилению позиций местных бюджетов, но и обеспечивает более сбалансированную структуру налоговых доходов консолидированного бюджета.

Заключение

Одним из ключевых правовых понятий по праву считается понятие «налог». Налоги – один из важнейших элементов экономики государства, служащие источником дохода государственного бюджета и регулирующие не только экономические, правовые, но и социальные, демографические и иные процессы.


Налоги обеспечивают условия для развития бизнеса и улучшения имущественного положения граждан. Кроме того, от суммы поступления налогов напрямую зависит, сможет ли государство выполнить возложенные на него функции. От того, насколько точно зафиксировано понятие налога в законодательстве, напрямую зависит эффективность осуществления налогового администрирования уполномоченными на то органами, налоговое поведение граждан и социальные последствия.

В современном мире налоговая система выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования экономики.

Управление налогами является неотъемлемой частью организации системы управления компанией. Одно должно осуществляться параллельно со всеми остальными управленческими процессами, включающими в себя управленческий учет, мотивацию персонала, организацию маркетинга и другие направления.

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Это и понятно. Чем проще налоговая система, тем, проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах. Такая тенденция подтверждается тем, что в некоторых странах вообще существует один единственный налог на добавленную стоимость.

Список литературы

  1. Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 (ред. от 11.11.2003) «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Российская газета. № 56. 10.03.1992.
  2. Постановление Конституционного суда РФ от 01.04.1997 № 6-П «По делу о соответствии Конституции Российской Федерации пунктов 8 и 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 479 «Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет» // Вестник Конституционного суда РФ. № 4, 1997.
  3. Постановление Конституционного суда РФ от 17.07.1998 № 22-П «По делу о проверке конституционности Постановлений Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 года № 962 «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования» и от 14 октября 1996 года № 1211 «Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы» // Вестник Конституционного суда РФ. № 6, 1998.
  4. Постановление Конституционного суда РФ от 17.12.1996 № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Вестник Конституционного суда РФ. № 5, 1996
  5. Актуальные налоговые проблемы: взгляд с разных сторон // Финансы. 2014. №8.
  6. Борей М.Р. О некоторых актуальных проблемах совершенствования налогового администрирования // Налоги и налогообложение". 2011. №5.
  7. Горлов В.В. Налоговое планирование: направления совершенствования и перспективы развития // Налоговое планирование. 2013. №2.
  8. Гуреев В.И. Проблемы понятия и пути решения: ния: правовой аспект // Символ науки, 2015. – № 9. – С. 102.
  9. Изотова О.И. Налогообложение физических лиц в зарубежных странах: перспективы применения в России // Вопросы экономики и права. 2011. № 34. С. 355-359.
  10. Исаев В.А. Очерки теории и политики налогов. – Ярославль, 1887. – С. 1.
  11. Качур О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / О.В. Качур. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2014. - 432 с
  12. Кванталиани И.Э. О некоторых проблемах налогового законодательства Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2012. №6.
  13. Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег. – Петрозаводск, 1993.
  14. Лескина О.Н. Мировая экономика: курс лекций. Учебное пособие. – Пенза: Издательство «Пензенский государственный университет», 2010.
  15. Лескина О.Н. Экономика: учебное пособие для школьников старших классов, абитуриентов высших учебных заведений, поступающих на экономические специальности. – Саратов: Вузовское образование, 2014.
  16. Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / Л. Н. Лыкова. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 353 с. — Серия : Профессиональное образование.
  17. Налоги и налоговая система Российской Федерации : учеб­ник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 541 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
  18. Налоги и налогообложение : учебник для СПО / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 503 с. — Серия : Профессиональное образование.
  19. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для СПО / под ред. Д. Г. Черника, Ю. Д. Шмелева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 495 с. — Серия : Профессио­нальное образование.
  20. Налоги и налогообложение в России: учебник / В.А. Парыгина, К. Браун, Дж. Масгрейв, А.А. Тедеев. – М.: Эксмо, 2006. – С. 62.
  21. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. № 31, 03.08.1998. – Ст. 3824.
  22. Никитский А.А. Основы финансовой науки и политики. – М., 1909. – С. 77.
  23. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. Л.И. Скворцова. – М.: Оникс, 2011. – С. 362.
  24. Осетрова Н.И. К вопросу о сущности и определении налогов // Налоговый вестник, 2000. – № 6. – С. 150.
  25. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. Режим доступа: www.minfin.ru
  26. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для вузов / В. Г. Пан­сков, Т. А. Левочкина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 319 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
  27. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение. Теория и практика / В.Г. Пансков. - М.: Юрайт, 2014. - 378 с.
  28. Поздняев А.С. Теоретические основы существования систем налогообложения // Экономические и гуманитарные науки. 2010. № 9 (224). С. 112-117.
  29. Тедеев А.А., Парыгина В.А. Налоговое право России. Учебник. – М.: Юрайт, 2012. – С. 29; Налоговое право. Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. Е.Ю. Грачевой, д.ю.н., проф. О.В. Болтиновой. – М.: Проспект, 2013. – С. 9.
  30. Тедеев, А.А. Налоги и налогообложение: учебник для вузов. – М.: Приориздат, 2012. - 341 с.
  31. Туркина О.В., Константинова А.О. Сравнительный анализ местных налогов зарубежных стран и России // В сборнике: Совершенствование организации предпринимательской деятельности, системы управления и маркетинга на предприятии Материалы межвузовской научно-практической конференции. Ответственный редактор Писаревская М.А.. 2013. С. 38-47.
  32. Ходский Л.В. Основы государственного хозяйства. – Спб., 1913. – С. 121.
  33. Шилова Н.Н. Методологические подходы к определению терминов «налог» и «налоговое бремя» // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2010. – № 5. – С. 172.
  34. Шкарин Е.О. Правовые проблемы определения термина «налог» в дореволюционном и советском российском налоговом праве // Вестник Нижегородской академии МВД России, 2011. – № 1 (14). – С. 311.