Файл: Изучение теоретической основы бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее роли в управлении предприятием.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
1.1. Понятие, роль и назначение бухгалтерской отчетности
1.2. Этапы формирования и порядок представления годовой
1.3. Взаимосвязь показателей российской бухгалтерской отчетности и международных стандартов
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ФОРМ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОАО «АВИААГРЕГАТ»
2.1. Общеэкономическая характеристика ОАО «Авиаагрегат»
2.2. Анализ бухгалтерского баланса
2.3. Анализ отчета о финансовых результатах
2.4. Анализ отчета об изменениях капитала
6 этап: Конечный баланс.
На данном этапе осуществляется итоговое обобщение всех показателей бухгалтерских счетов в формах отчетности. Бухгалтерский баланс, характеризующий имущественное положение предприятия формируется на основе конечных остатков. Данные оборотов бессальдовых счетов, которые участвуют в формировании финансового результата, вносятся в отчет о прибылях и убытках. С использованием остатков и оборотов, а также аналитических данных по отдельным объектам бухгалтерского наблюдения строятся отчеты об изменениях капитала и движении денежных средств, приложение к балансу.
Годовой баланс формируется с учетом рассмотрения итогов деятельности организации за отчетный год, принятых решений о покрытии убытков, выплате дивидендов и т.д. При отражении в бухгалтерской отчетности информации, которая вычитается из соответствующих показателей или имеет отрицательное значение, она показывается в круглых скобках.
Предприятия разрабатывают формы отчетности самостоятельно на основе требований ПБУ 4/99 и рекомендованных Минфином образцов.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность прилагается к сопроводительному письму предприятия, которое содержит информацию о составе отчетности.
Годовая отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от и местонахождения.
Финансовая отчетность составляется в валюте РФ. Она считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем предприятия.
Утверждение и опубликование отчетности осуществляется в порядке и случаях, установленных федеральными законами.
Российские предприятия обязаны представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность собственникам не ранее 60 дней по окончании года. Годовую бухгалтерскую отчетность территориальным органам статистики должны представлять в течение 90 дней по окончании года, а промежуточную в течение 30 дней по окончании квартала.
В обязательном порядке подлежат публикации бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.
Перед тем как опубликовать отчетность, ее степень достоверности подтверждает независимый аудитор или аудиторская фирма. Согласно законодательству РФ основными критериями, по которым отчетность подлежит обязательной аудиторской проверке:
- Организационно правовая форма – открытые акционерные общества подлежат обязательной проверке независимо от числа участников и размера уставного капитала.
- Вид деятельности – банки, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, страховые организации, внебюджетные и благотворительные фонды.
- Источники формирования капитала – обязательность проверки касается организаций с участием иностранного капитала.
- Финансовые показатели деятельности. Размер выручки от продаж за минувший год перевалил отметку в 400 миллион рублей. Размер активов по балансу на конец года – от 60 миллион рублей
Важной частью публикуемой отчетности является итоговая часть аудиторского заключения, содержащаяся оценку достоверности.
В случае если организация публикует отчетность полностью, то приводится полный текст итоговой части аудиторского заключения.
Затраты, которые связаны с публикацией отчетности – подготовка, издание, рассылка буклетов включаются в состав управленческих расходов предприятия. На счет операционных доходов зачисляется возмещение расходов на копирование и пересылку отчетности от пользователей.
1.3. Взаимосвязь показателей российской бухгалтерской отчетности и международных стандартов
Национальные экономики отдельных стран постепенно перерастают в транснациональную экономику, что обуславливает необходимость развития информационного обеспечения международного бизнеса. Важнейшим источником информации, которую требует бизнес, как известно, является бухгалтерская (финансовая) отчетность.
Особое значение в условиях интеграции национальных рынков в единое экономическое пространство имеют вопросы, которые связаны с унификацией стандартов в различных областях деятельности предприятий. Принципы и требования к бухгалтерской отчетности в условиях глобализации экономики стали постепенно меняться в направлении единства с точки зрения применения единых элементов учетной политики, единого состава показателей форм финансовых отчетов, единых требований к качеству информации, правилам оценки, переоценки, раскрытия информации и т.д.
Вследствие этого появилась необходимость создания унифицированной системы финансовой отчетности путем применения двух подходов:
- гармонизации;
- стандартизации.
Что касается гармонизации бухгалтерской отчетности, то она предполагает существование в стране своей национальной системы отчетности, которая в большей степени приближена к унифицированной.
Стандартизация финансовой отчетности направлена на разработку унифицированного набора стандартов, которые применимы ко всем возможным хозяйственным ситуациям во всех странах мира.
В сфере бухгалтерской отчетности международная стандартизация в полной мере отвечает интересам транснациональных компаний, количество которых увеличивается из года в год.
Требования к бухгалтерской отчетности в России во многих аспектах гармонизированы с международными правилами, что обеспечивается имеющимися в стране ПБУ, максимально приближенными к Международным стандартам.
В соответствии с Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в России на среднесрочную перспективу «необходимым условием широкого применения МСФО в экономике РФ является создание инфраструктуры, которая обеспечивает использование этих стандартов в регулировании бухгалтерского учета и отчетности и непосредственно хозяйствующими субъектами». (5) В связи с этим появляется необходимость определения препятствий, которые возникают у организаций, при применении МСФО. При этом предприятия оказываются в двоякой ситуации: с одной стороны, необходимо соблюдение правил национальной системы учета и отчетности, а с другой, необходимо умение формироваться понятную информацию, которая будет соответствовать международным требованиям.
В рамках процесса гармонизации финансовой отчетности в РФ с 1998 года принята и исполняется программа реформирования бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с МСФО. В связи с этим, в России переход на Международные стандарты регламентируется следующими нормативными документами:
- Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу, которая одобрена приказом Минфина России от 1 июля 2004 года №180;
- Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчётности»;
- Приказом Минфина России от 28 декабря 2015 г. №217н «О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации».
Для того чтобы обеспечить надлежащую достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимо строгое соблюдение принятых стандартов формирования отчетности, в первую очередь, российских, а также международных ради грамотного проведения трансформации отчетности. Следовательно, необходимо сравнить и обозначить взаимосвязи в положениях, в частности, в требованиях подготовки бухгалтерской отчетности. Так, в настоящий момент на территории России действуют 42 стандарта и 26 разъяснений в переводе на русский язык, которые были утверждены Советом по МСФО. Международными стандартами бухгалтерского учета (IAS) именуют 28 стандартов из 42, так как они выпущены до 2002 года, а те, которые были выпущены после 2002 года – Международными стандартами финансовой отчетности (IFRS).
В таблице 1 представлена сравнительная характеристика финансовой отчетности, формируемой предприятиями согласно МСФО и российскими нормативными документами.
Таблица 1
Сравнительная характеристика комплектов финансовой отчетности
по МСФО и российскому законодательству
Комплект финансовой отчетности по МСФО |
Комплект российской финансовой отчетности |
---|---|
Отчет о финансовом положении |
Бухгалтерский баланс |
Отчет о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе |
Отчет о финансовых результатах |
Отчет об изменениях в собственном капитале |
Отчет об изменениях капитала |
Отчет о движении денежных средств |
Отчет о движении денежных средств |
Не существует аналога МСФО |
Отчет о целевом использовании средств (для общественных организаций, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров, работ, услуг). |
Аудиторское заключение не включается |
Аудиторское заключение в том случае, если отчетность предприятия подлежит обязательному аудиту |
Примечания, состоящие из краткого обзора значимых положений учетной политики и прочей пояснительной информации |
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах |
Сравнительная информация за предшествующий период и отчет о финансовом положении на начало предшествующего периода |
Предусмотрено представление информации в отчетности как минимум за отчетный и предшествующий ему периоды |
Как видно из данной таблицы, четыре формы отчетности являются абсолютно обязательными независимо от того, какими стандартами руководствуется составитель, но, тем не менее, имеются отличия в наименовании форм.
Переход российских компаний на МСФО открыл новые возможности как для компаний, так и для государства в целом. Основными преимуществами МСФО являются повышение качества управленческой информации и увеличение числа инвесторов, но основной причиной применения МСФО является возможность разрешения проблем формирования отчетности. (18, стр. 3)
Однако в России возникают и сложности в ходе формирования финансовой отчетности по МСФО:
- Слабость кадрового обеспечения, необходимая для подготовки и представления информации по МСФО;
- Чрезмерная налоговая направленность российской системы регулирования экономики и в числе бухгалтерского учета;
- Неготовность руководства предприятия раскрывать полную информацию о своей деятельности, необходимую для формирования информации в рамках МСФО;
- Необходимость признания дополнительных активов, обязательств и капитала для приближения положениям МСФО и т.д.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ФОРМ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОАО «АВИААГРЕГАТ»
2.1. Общеэкономическая характеристика ОАО «Авиаагрегат»
ОАО «Авиаагрегат» расположен по адресу: Республика Дагестан, г.Махачкала, ул.И. Казака, д.37. Изначально в 1971 г. данное предприятие было создано как Машиностроительный завод по производству аэродромного оборудования, а в 1972 году реорганизовано в ОАО «Авиаагрегат», члены трудового коллектива которого стали учредителями.
ОАО «Авиаагрегат» является акционерным обществом открытого типа с неограниченным сроком действия. Производственно – хозяйственная и финансово – экономическая деятельность общества основывается на самостоятельно утверждаемых текущих и перспективных, а также целевых и других программ социально – экономического, научно – технического, культурно – бытового развития, который каждый год утверждаются Советом директоров Общества с учетом рыночной конъюнктуры, спроса и предложения на продукцию, работы и услуги, которые производятся ОАО «Авиаагрегат».
В соответствии со своими целями и задачами Общество выполняет следующие виды деятельности:
1. Производство и реализация продукции производственно – технического характера, удовлетворяющая различные потребности сфер экономики;
2. Производство реализация комплектующих деталей и узлов к автомобилям, тракторам, промышленному оборудованию и бытовой технике, а также другим техническим и транспортным средствам;
3. Ремонт и техническое обслуживание технологического оборудования, автомобилей, военной техники и других разнообразных технических средств;