Файл: Изучение теоретической основы бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее роли в управлении предприятием.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Нестабильные и постоянно меняющиеся условия внешней среды, которые связаны с изменениями в правовой базе, обуславливают появление сложностей в экономических отношениях, с которыми приходится сталкиваться в процессе ведения бухгалтерского учета.

Актуальность данной темы обусловлена тем фактом, что в современных условиях рыночной экономики, в условиях высокой конкуренции, неправильно принятое экономическое решение может обернуться огромными потерями для предприятия, в связи с этим повышается роль источников информации необходимых для выбора правильного управленческого решения.

Для того чтобы эффективно управлять любым предприятием, необходимо обеспечить сотрудников информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Бухгалтерская отчетность является составляющей информационного обеспечения процесса принятия таких решений.

Бухгалтерской (финансовой) отчетности присуща наибольшая информативность, поскольку она составляется по итогам хозяйственной и производственной деятельности предприятия и благодаря результатам ее анализа появляется возможность идентификации финансового положения предприятия, выявления изменения финансового состояния с точки зрения пространственно – временного разреза, прогноза главных тенденций в развитии экономического субъекта.

Благодаря всестороннему и тщательному изучению финансовой отчетности, можно раскрыть причины достигнутых предприятием успехов, а также определить недостатки в его работе, наметить пути совершенствования деятельности предприятия. Данный анализ необходим как собственникам, так и самой администрации организации с целью принятия соответствующих управленческих решений.

Основной целью курсовой работы является изучение теоретической основы бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее роли в управлении предприятием, а также проведение анализа основных финансовых показателей форм финансовой отчетности с последующими выводами.

Для достижения данной цели, решаются следующие задачи:

  1. Рассмотрение понятия, роли и назначения бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  2. Исследование нормативных документов, регулирующих бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  3. Проведение сравнительной характеристики показателей финансовой отчетности российскими и международными стандартами;
  4. Рассмотрение общеэкономической характеристики ОАО «Авиаагрегат»;
  5. Изучение состава и порядка формирования и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  6. Проведение анализа финансового состояния ОАО «Авиаагрегат» с использованием всех форм бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Объектом исследования является машиностроительный завод ОАО «Авиаагрегат».

Предметом исследования данной курсовой работы является бухгалтерская (финансовая) отчетность ОАО «Авиаагрегат» за период 2016 – 2017 гг.

Теоретической основой при написании курсовой работы являются нормативные документы, законодательные акты, специальная литература по бухгалтерскому учету, статьи из периодических печатных изданий на указанную тематику, интернет источники, экономические и финансовые показатели деятельности предприятия.

Структура и объем исследования обусловлены содержанием темы, задачами и логикой проведенной работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

1.1. Понятие, роль и назначение бухгалтерской отчетности

Развитие рыночных отношений сопровождается изменениями экономической, правовой и информационной среды, в результате чего изменяются цели деятельности предприятия, и повышается роль информационного обеспечения.

Важнейшим условием успешной деятельности экономического субъекта в настоящее время является наличие достоверной информации о финансовом состоянии хозяйствующего субъекта. Для целей экономического анализа, аудита, принятия решений, налогообложения необходимо периодически обладать сводными данными об имущественном положении организации и финансовых результатах ее деятельности. Данная необходимость и приводит к составлению финансовой отчетности.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность методологически и организационно является необходимым элементом всей системы бухгалтерского учета. Она представляет собой завершающий этап учетного процесса, что обусловливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами. (15, стр. 26) Отчетность объединяет информацию всех видов учета – бухгалтерского, статистического, оперативно- технического.

Основное определение понятия «финансовая отчетность» приведено в Федеральном законе № 402 – ФЗ « О бухгалтерском учете». В п.1. ст.3 Федерального закона № 402 -ФЗ, финансовая отчетность определяется как «информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом». (27, стр.9)


Согласно п.1 ст.13 Закона бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия решений. (1)

Бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия является завершающей стадией всего учетного процесса. Она считается главным источником информации о деятельности организации. Изучение отчетов позволяет выявить несовершенства в работе, раскрыть причины достигнутых успехов, а также помогает наметить пути совершенствования деятельности предприятия.

Основными целями бухгалтерской (финансовой) отчетности являются:

  1. Предоставление внутренним и внешним пользователям для принятия решений достоверной, полной и непредвзятой информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия.
  2. Обеспечение информационными потребностями пользователей относительно:
  • участия в капитале предприятия;
  • приобретения, продажи и владения ценными бумагами;
  • способности предприятия в срок выполнять свои обязательства;
  • оценки качества управления;
  • обеспеченности обязательств предприятия;
  • определения суммы дивидендов, подлежащих распределению;
  • регулирования деятельности предприятия;
  • других решений.
  1. Удовлетворение потребности тех пользователей, которые не могут требовать отчетов, составленных с учетом их конкретных информационных потребностей.

По периодичности составления выделяют следующие виды отчетности:

  1. Промежуточная отчетность. Данный вид отчетности составляется и представляется каждым юридическим лицом по итогам отчетного периода.
  2. Годовая отчетность – составляется за отчетный год.

Состав промежуточной и годовой отчетности различается.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» - ПБУ 4/99, а также приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н « О формах бухгалтерской отчетности организаций» промежуточная отчетность включает в себя следующие формы: (6)

- бухгалтерский баланс;

- отчет о финансовых результатах.

Помимо вышеуказанных форм, годовая бухгалтерская отчетность включает в себя приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

К ним относятся:


- отчет об изменениях капитала;

- отчет о движении денежных средств;

- отчет о целевом использовании средств;

- иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах – пояснения;

- аудиторское заключение, которое подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности, если она в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307- ФЗ «Об аудиторской деятельности» подлежит обязательному аудиту. (3)

В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 2 июля 2010 г. № 66н годовая бухгалтерская отчетность формируется предприятием, начиная с 2011 года.

В пункте 3 приказа № 66н указано, что организация, которая представляет отчетность, самостоятельно определяет детализацию показателей по статьям всех вышеперечисленных форм.

Финансовая отчетность подписывается лицом, совершившим сделку, операцию и ответственным за ее оформление.

Отчетным годом для предприятий является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица. Первым отчётным годом для вновь созданного предприятия считается период с даты его государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для предприятия, созданного после 30 сентября, - по 31 декабря следующего года.

Предприятие обязано сформировать промежуточную бухгалтерскую отчётность не позднее 30 дней по окончании отчётного периода, а годовую - в течение 90 дней по окон­чании года.

Таким образом, главным назначением финансовой отчетности при формировании отчетной информации с учетом базовых положений является удовлетворение заинтересованных пользователей полезной информацией.

1.2. Этапы формирования и порядок представления годовой

бухгалтерской отчетности

Основные правила формирования и представления отчетности, а также основные требования к ней определены в ФЗ № 402 от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете», а также в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

В практике формирования и представления бухгалтерской (финансовой) отчетной информации существуют несколько этапов. (18, стр.89)

1 этап: Формирование учетной политики.

Учетная политика - основной внутренний документ предприятия, который регламентирует организацию и ведение бухгалтерского учета.


В случае изменения учетной политики, для того чтобы обеспечить сопоставимость данных, показатели бухгалтерской отчетности должны быть пересчитаны по методологии отчетного периода как минимум за два предыдущих года. В пояснительной записке раскрываются изменения учетной политики, включая причину изменения, оценку последствий изменения и то, какие данные отчетности предыдущих годов скорректированы.

2 этап: Вступительный или начальный баланс, который представляет собой имущественное положение предприятия на момент регистрации и строится на основе устава. Он строится на основе данных сальдо счетов на конец предыдущего отчетного года.

3 этап: Текущая регистрация.

Суть данного этапа состоит в том, что все факты хозяйственной деятельности предприятия, которые подлежат включению в бухгалтерскую отчетность, должны отражаться в первичных документах, которые составляются либо в момент совершения факта, либо после его завершения.

4 этап: Инвентаризация.

Перед составлением годовой финансовой отчетности для подтверждения достоверности данных бухгалтерского учета инвентаризация должна проводиться в обязательном порядке. При проведении инвентаризации необходимо следовать согласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Инвентаризации подлежат все активы организации независимо от их местонахождения и все виды обязательств.

Выявленные искажения при отражении хозяйственных операций регулируется одним из следующих вариантов:

  1. Исправление записи в период обнаружения ошибки, если ошибка выявлена в отчетном году;
  2. Исправление записи в декабре отчетного года, если ошибка выявлена после отчетного года, но отчетность еще не утверждена;
  3. Исправление записи в периоде, следующим за отчетным, если ошибка обнаружена после утверждения отчетности.

5 этап: Пробный баланс.

По всем счетам Главной книги в конце отчетного года подсчитываются обороты и выводятся конечные остатки. Бессальдовые счета закрываются, их обороты по дебету и кредиту должны быть равны, а сальдо отсутствует. Пробный баланс, разновидностью которого в России является оборотная ведомость, составляется на основе данных счетов. В оборотную ведомость включаются остатки и обороты каждого счета и подсчитываются их итоги по дебету и кредиту. Равенство начальных остатков по дебету и кредиту, оборотов по дебету и кредиту, конечных остатков по дебету и кредиту говорит об отсутствии ошибок при разноске операций по счетам и выведении конечных остатков. Затем, после выполнения всех контрольных моментов строится конечный баланс.