Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (Совершенствование организации бухгалтерского учета в бюджетном учреждении).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 280

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В соответствии с гражданским законодательством в организационно-правовой форме бюджетных учреждений создаются и функционируют главным образом учреждения социально-культурной сферы и, в настоящее время, важная роль отводится проблеме бюджетного учреждения эффективностью использования ресурсов с помощью анализа, планирования деятельности организаций этой сферы, а также с помощью различных форм контроля.

Уже доказано международной практикой, что действующая система учета не создает условий для эффективного анализа налогово-бюджетной политики, измерения, мониторинга и оценки воздействия на экономику мер государственной бюджетной политики, а также долгосрочной устойчивости этих мер, поскольку кассовые операции не отражают адекватным образом ни момент осуществления операции, ни ее воздействие на экономику. Во всем мире изменяются требования к действиям и отчетности органов государственного (муниципального) бюджетного учреждения (общественного сектора). Эти требования формируются исходя из усиления ответственности за эффективное управление финансами, причем, идет повсеместный переход от бюджетного учреждения затратами к управлению результатами и среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результат. Ясно, что при таких требованиях система национального бюджетного учета должна строиться на других принципах, и нацелена на применение других методов учета, применяемых в коммерческом секторе экономики, в коммерческом учете.

В современных условиях бюджетная классификация и бюджетный учет должны стать надежным и качественным инструментом финансового менеджмента, гарантирующим эффективность бюджетного учреждения бюджетными потоками, прозрачность деятельности органов власти и администраторов бюджетных средств и обеспечивающим возможность проведения качественного анализа финансовых результатов, финансового и имущественного состояния бюджетных учреждений, осуществления оценки кредитоспособности и качества бюджетного учреждения их бюджетом.

Необходимость проведения критического анализа существующих подходов к уточнению действующих процедур бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях подтверждает актуальность данной работы.

Целью работы является разработка предложений по совершенствованию организации учета в бюджетном учреждении.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • рассмотрено нормативное регулирование бухгалтерского учета бюджетного учреждения;
  • раскрыты принципы учета в бюджетном учреждении;
  • исследованы особенности учета имущества и расчетов;

Теоретической и методической основой исследования являются Законы и Законодательные акты РФ: Конституция Российской Федерации, Бюджетный, Гражданский кодексы Российской Федерации, федеральные и региональные законы о деятельности бюджетных учреждений и другие нормативные и правовые документы, относящиеся к сфере исследования, монографическая и периодическая литература в области финансов, учета, анализа в бюджетных учреждениях.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1.1.Нормативное регулирование бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

Система нормативного регулирования бюджетного учета в Российской Федерации включает четыре уровня (рисунок 1).

Различие нормативного регулирования бюджетного учета в учреждениях разного типа представлено в приложении 1.

На рисунке 1 к первому уровню относятся:

- Бюджетный кодекс РФ;

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;

- Гражданский кодекс РФ;

- постановления Правительства РФ.

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Четвертый уровень

Рисунок 1 Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта в РФ

Ко второму уровню относятся стандарты бухгалтерского учета.

К третьему уровню относятся:

- методические указания;

- инструкции и письма Министерства финансов РФ и других федеральных ведомств.

Четвертым уровнем является учетная политика бюджетного учреждения.

Рассмотрим, как эти нормативные акты регулируют осуществление кассовых операций.

Бюджетный учет с 1 января 2013 года осуществляется в соответствии с требованиями Федерального Закона «О бухгалтерском учете» №402 ФЗ от 06.12.2011 г.

Закон о бухгалтерском учете является документом первого (законодательного) уровня. В данном законе изложены: основные понятия бухгалтерского учета, общие требования к бухгалтерскому учету (объекты, субъекты), организация бухгалтерского учета, состав отчетности, регулирование бухгалтерского учета [4].


Единый план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений является документом второго уровня. Он утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) от 16 декабря 2010 г. N 174н г. "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" а так же «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самобюджетного учреждения, органов бюджетного учреждения государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н».

В плане утверждены счета, которые применяются для синтетического и аналитического учета. Структура счета бюджетного учета включает в себя 26 разрядов [6].

С помощью единого плана счетов обеспечивается прозрачность осуществляемой бухгалтерской операции. Достижение этой прозрачности обеспечивается самим формированием счета по разрядам. Например:

1-17 разряд – код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов;

18 разряд – код вида деятельности, в том числе бюджетная деятельность – 1, приносящая доход деятельность – 2, деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении – 3.

В 19-23 разрядах номера счета плана счетов подлежит отражению синтетический код счета Единого плана счетов [8].

В 24-26 разряде счета отражается код Классификации операций сектора государственного бюджетного учреждения. Структура счетов бюджетного учета представлена на рис. 2

Наименование счета

Номер счета

Код

аналити-ческий по БК

вида

дея-тель-ности

синтетического счета

аналитический по КОСГУ

объекта

учета

группы

вида

номер разряда счета

1-17

18

19

20

21

22

23

24

25

26


Выдача денежных средств из кассы в подотчет на суточные

0

1

2

0

1

3

4

6

1

0

Рисунок 2 Построения номера счета бюджетного учета.

Например, учреждением культуры выданы денежные средства из кассы на суточные при командировке по бюджетной деятельности. Код счета учета будет выглядеть так:

Аналитический БК 87208014409900612

Вид деятельности 1

Объект учета -201

Группы вида -34

КОСГУ -610

К третьему уровню нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях, относятся методические указания, инструкции и письма Министерства финансов РФ и других федеральных ведомств.

Четвертым уровнем является учетная политика бюджетного учреждения.

Необходимость формирования учреждением учетной политики исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности прописана и в статье 8 Закона о бухгалтерском учете [30, С.15].

Акты, формирующие учетную политику в учреждении приведены на рисунке 3

Рисунок 3 Акты, формирующие учетную политику в учреждении

Таким образом, из рисунка видно, что учетная политика в той или иной степени регулирует и ведение кассовых операций (учетные регистры, первичные документы, инвентаризация, контроль и т.д.)[18, с.4]

Например, рассмотрим значение учетной политики на примере учета денежных средств.

Денежные средства являются тонким местом для злоупотреблений, как со стороны сотрудников организации, так и сторонних лиц. Поэтому детальный и оперативный учет движения денежных средств с максимальным уровнем детализации крайне необходим. Требования по оперативности к учету денежных средств выше, чем к другим видам учета. При внедрении учета (или его модификации) необходимо также установить жесткие правила документооборота первичных подтверждающих документов для возможности контроля правильности вводимых данных.

Сам факт необходимости учета движения денежных средств, будь то на бумаге, в электронных таблицах или любым иным способом, не требует доказательства. Основной вопрос состоит в возможности сделать этот вид учета достаточно прозрачным и связанным с учетом всех других аспектов деятельности учреждения. Неэффективность учета денежных средств отдельно от других активов проявляется в первую очередь в невозможности установления достаточной степени контроля как за приходом, так и за расходом денег. Наибольшее количество злоупотреблений возникает в ситуациях, когда невозможно документально подтвердить расход или приход средств.


Для опытных бухгалтеров не будет новостью тот факт, что очень часто даже при хороших показателях прибыли учреждения за определенный период эта прибыль никак не отражается в кассе.

Прибыль может быть выражена в увеличении товарных запасов, уменьшении кредиторской задолженности, а также десятках других возможных вариантов. Учет движения денежных средств позволяет ответить на вопрос: куда ушли деньги [21, с.8].

Оперативный и детальный учет денежных средств также исключительно важен для составления бюджетов и прогнозов деятельности учреждения. Именно по наличию остатков денежных средств и статистике их движения может быть предоставлена информация о возможности и сроках погашения учреждением кредиторской задолженности, прогнозах объемов распределения прибыли от предпринимательской деятельности и т.д.

Именно учетная политика и подробное описание учета денежных средств является одним из элементов контроля за данным видом учета. В учетной политике следует подробно описать все источники средств учреждения, указать учредителя, что доходы поступают в самостоятельное распоряжение на основании плана финансово-хозяйственной деятельности и государственного задания и что средства поступают по графику, указанному в соглашении между учредителем и учреждением.

Кроме того, в учетной политике указывается, что учреждением открыт лицевой счет в органе казначейства для расчетов, в том числе и по приносящей доход деятельности. Далее следует перечислить все виды приносящей доход деятельности в соответствии с уставом и разрешением учредителя.

Важную роль в раскрытии информации о бюджетном учреждении играет бюджетная отчетность, которая составляется на основании Приказа Министерства финансов 33-Н.

1.2.Основные принципы организации бухгалтерского учета в бюджетном учреждении

Бухгалтерский учет и отчетность существенно отличаются от учета и отчетности коммерческих предприятий. В бухгалтерском учете бюджетных организаций действуют другие классы и счета. Это в первую очередь связано с особенностями функционирования самих бюджетных учреждений. Здесь нет счетов, связанных с осуществлением коммерческой деятельности, получением прибыли (за исключением определенных видов деятельности).