Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (Совершенствование организации бухгалтерского учета в бюджетном учреждении).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 292

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отличие бухгалтерского учета бюджетных и коммерческих организаций основано также на определении специфического состава и классификации основных средств, материальных запасов, обязательств и других классов плана счетов.

Бюджетный учет ведется методом начисления. Основным различием между кассовым методом учета и учетом по методу начисления является момент определения (признания) операции, т. е. на какой момент времени ее регистрировать (таблица 1).

Таблица 1 - Различия между кассовым методом и методом начисления

Кассовый метод

Метод начисления

1.Признание операции - в момент получения или выплаты денежных средств

1.Признание операции – в момент возникновения либо изменения экономической стоимости активов или обязательств

2.Доходы - денежные средства, поступающие в распоряжение

2.Доходы – операции, увеличивающие чистую стоимость активов

3.Расходы – денежные средства, которые направляются на обеспечение задач и функций

3.Расходы, операции, уменьшающие чистую стоимость активов

Бюджетный учет по методу начислений имеет множество преимуществ. Учетные процедуры при ведении бухгалтерского учета по методу начислений характеризуют сущность операций и экономических событий, и это привод повышению обоснованности, нейтральности, своевременности, полноты и сопоставимости учетных и отчетных данных.

Учет по методу начислений способствует принятию более обоснованных решений о распределении ресурсов, так как данный учет позволяет получать полные и достоверные данные о затратах.

Бухгалтера бюджетной сферы и менеджеры при данном методе учета наделяются повышенной ответственностью за результаты бюджетного учреждения, поскольку при данном методе учета явно видна зависимость стоимости услуг и затрат на их предоставление. При данном методе отражаются в учете и некассовые операции, которые явно оказывают экономическое воздействие на операции государственного сектора, позволяют определить истинные затраты по ним и способствуют их прозрачности[15, с.18].

Если судить о данных методах с точки зрения интересов пользователей информации, то в таблице 1.2. представлены преимущества и недостатки данных методов бюджетного учета:

Таблица 2- Преимущества и недостатки с точки зрения пользователей информации

Показатели

При кассовом методе

При методе начисления

1. Информация об операциях с активами, о доходах, и расходах которые имели место в отчетном периоде, дается своевременно

Нет

Да

2.Оценка ситуации в реальном времени, и прогнозирование финансовых последствий происходит своевременно

Нет

Да

3. Имеется возможность сравнения себестоимости услуг, оказываемых государством и затрат на приобретение данных услуг на рынке

Нет

Да


На современном этапе большинство стран, которые раньше использовали при бюджетном учете и составлении отчетности кассовый метод или другие модифицированные методы учета (объединяющие в себе использование вместе элементов кассового метода и метода начисления), осуществили переход на метод начисления, поскольку стали признавать преимущество данного метода перед другими.

Охарактеризуем особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях.

1. В бюджетной организации учет ведется в соответствии со статьями бюджетной классификации. Ранее, до принятия Закона 83-ФЗ, учреждения финансировались в соответствии с полными кодами бюджетной классификации (глава, раздел, подраздел, целевая статья и статья КОСГУ – это снижало их маневренность в использовании бюджетных средств. То есть на финансирование каждого вида расходов определялась вполне конкретная сумма. При исполнении сметы возникают ситуации, когда средств нужно больше на одну статью расходов, а меньше на другую. Бюджетным учреждениям приходилось множество раз производить перераспределение средств с кода на код. При этом необходимо было всякий раз составлять главному распорядителю заявления с указанием причин перераспределения. Все это отвлекало главных бухгалтеров и экономистов от выполнения их обязанностей по учету и планированию

Теперь бюджетные учреждения финансируется главным распорядителем по коду 00000000000000000180 (Субсидии на выполнение муниципального задания) Учреждение само может распределять средства на расходы в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности.

Это является преимуществом бюджетного учреждения нового типа по сравнению с бюджетным учреждением, действовавшим ранее [42, с.45].

Но бухгалтерский учет ведется в соответствии со статьями классификации сектора государственного бюджетного учреждения (211 «Заработная плата», 213 «Начисления» и т.д.).

2. Контроль исполнения сметы расходов. В настоящее время по смете финансируются только казенные учреждения. Основным документом для финансирования и планирования деятельности бюджетного учреждения является план финансово-хозяйственной деятельности. В соответствии с этим планом подлежит контролю расходование средств по статьям экономической классификации.

3. Переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;

Счета бюджетным учреждениям в обязательном порядке открываются в Отделении Федерального казначейства. При исполнении своих расходов бюджетные учреждения руководствуются принципами казначейского исполнения бюджета.


Исполнение бюджета по расходам в бюджетном учреждении предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств (рисунок 1.4).

Эти процедуры должны осуществляться при целевом и адресном использовании бюджетных средств, для этого при разработке Инструкции по бюджетному учету во главу угла был поставлен принцип бюджетного контроля и исключительного финансирования государством (или муниципальным образованием).

Этап 1: установление и доведение до главных распорядителей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств

Этап 2: зачисление суммы обязательств на лицевые счета получателей бюджетных средств в управлении федерального казначейства

Этап 3: санкционирование расходов получателей бюджетных средств

Этап 4: оплата обязательств получателей бюджетных средств в пределах доведенных лимитов

Рисунок 4. Исполнение бюджета по расходам бюджетного учреждения

4. Выделение в учете кассовых и фактических расходов;

Как известно отличие этих расходов состоит в том, что кассовые расходы - это расходы оплаченные учреждением, а фактические расходы – расходы, начисленные к оплате. При недостаточном бюджетном финансировании фактические расходы часто превышают кассовые расходы. Такое положение дел говорит об образовании кредиторской задолженности.

5. Отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки и др.).

Закон «О бухгалтерском учете» №402 определяет основополагающие принципы ведения бухгалтерского учета.

К ним относятся:

1. Обязательное ведение учета посредством двойной записи хозяйственных операций в соответствии со счетами Плана счетов, утвержденного Минфином России;

2. Ведение учета объектов учета в рублях и на русском языке (при составлении первичных документов на иностранных языках, необходим подстрочный перевод на русский язык);

3. Раздельный бухгалтерский учет текущих затрат на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и учет затрат, связанных с капитальными вложениями;

4. Обязательное документирование всех хозяйственных операций;

5. Систематизация информации, содержащейся в учетных документах должна осуществляться в учетных регистрах

6. Объекты учета должны оцениваться в денежном выражении;

7. Остатки на счетах бухгалтерского учета обязательно должны подтверждаться инвентаризацией имущества и обязательств в установленном законодательством порядке и в соответствии с приказами руководителя бюджетной организации[4].


Помимо вышеуказанных принципов бухгалтерского учета можно выделить и принципы, которые присущи именно бюджетному учету:

- принцип "единства кассы" подразумевает осуществление всех бюджетных операций в рамках единого счета соответствующего бюджета, что позволяет обеспечить полную прозрачность при формировании и использовании бюджетных средств и существенно повысить управляемость государственными (муниципальными) финансами;

- принцип "подведомственности расходов" исключает возможность реализации функций распорядителя бюджетных средств организациями, подведомственными органам исполнительной власти других уровней. Функции по распоряжению бюджетными средствами такими организациями должны быть переданы главным распорядителям средств бюджета.

Таким образом, из первой главы можно сделать выводы.

Система нормативного регулирования бюджетного учета в Российской Федерации включает четыре уровня. Документом первого уровня является Закон «О бухгалтерском учете». Так же при осуществлении учета бухгалтера бюджетной сферы руководствуются Приказами Министерства Финансов, которыми утверждён план счетов, инструкции по отчетности, инструкции по формам первичных документов.

Большую роль в организации бухгалтерского учета в бюджетном учреждении играет учетная политика, которая утверждается приказом руководителя и составляется обычно по разделам плана счетов.

Бюджетный учет существенно отличается от учета в коммерческих структурах. В данном учете присутствуют другие классы и счета, учет ведется в соответствии со статьями бюджетной классификации, осуществляется строгий контроль плана финансово-хозяйственной деятельности. Счета бюджетным учреждениям в обязательном порядке открываются в органах федерального казначейства, которое отслеживает все процедуры кассового исполнения расходов бюджетного учреждения - от финансирования и санкционирования до оплаты обязательств и списания средств.

2.ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ


2.1. Учет расчетных операций и источников финансирования учреждения

Осуществление расчетных операций не может осуществляться без движения денежных средств. Денежные средства в учреждении хранятся на лицевом и расчетном счете и в кассе.

В Бюджетном учреждении для учета денежных средств на лицевых и расчетных счетах применяются следующие группы счетов:

020110000 "Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства";

020120000 "Денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации".

Средства Бюджетного учреждения, поступающие из бюджета, учитываются на счетах, открытых в органе Федерального казначейства. Учет операций по безналичным денежным средствам на лицевом счете ведется бухгалтером Бюджетного учреждения на счетах: 020111000 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства"; 020113000 "Денежные средства учреждения в органе казначейства в пути".

Основным источником зачисления на лицевой счет учреждения являются бюджетные средства. Управление не является бюджетным учреждением и финансируется путем выделения финансирования по смете.

Итак, в соответствии с данными нормами в 18-м разряде счета код вида финансового обеспечения (деятельности) указывается признак 1-бюджетные средства.

Для аналитического учета расчетов в Бюджетном учреждении по поступлениям используется карточка учета средств и расчетов (ф. 0504051) и Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071). Поступления учитываются в разрезе видов доходов (поступлений) по плательщикам (группам плательщиков) и соответствующим им суммам расчетов[8].

Например, за счет выделенных бюджетных средств начислена зарплата работникам за февраль 2015 г.– 100 тыс. руб. и перечислена сумма (за вычетом налогов) на лицевые счета специалистов в размере 435 тыс. руб. Записи в бухучете сделаны такие (табл.3):

Таблица 3-Бухгалтерские проводки по перечислению средств со счета в уплату расходов

№ п.п.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма в рублях

1

Приняты обязательства в сумме начисленной заработной платы

1 40120 211 «Расходы по заработной плате»

1 30211 730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»

100000,00

2

Перечислена заработная плата на лицевые счета работников

1 30211830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»

1 20111 610 «Выбытие денежных средств учреждения с лицевых счетов в органах казначейства»

95000,00