Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (Совершенствование организации бухгалтерского учета в бюджетном учреждении).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 284
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1.1.Нормативное регулирование бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях
1.2.Основные принципы организации бухгалтерского учета в бюджетном учреждении
2.ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
2.1. Учет расчетных операций и источников финансирования учреждения
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
3.1.Пути оптимизации бюджетного учета и организация контроля
3.2.Совершенствование организации учета в бюджетном учреждении
Можно считать, что внешний контроль движения денежных средств в Бюджетном учреждении образованием проводится органами федерального Казначейства.
Данный контроль организуется и проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации для определения эффективности, целенаправленности расходования бюджетных и внебюджетных средств и своевременности совершения операций с этими средствами.
В частности, территориальный орган казначейства проводят анализ отчетов об исполнении расходов Бюджетного учреждения образованием по целевым субсидиям, по федеральным средствам, так как данные средства подлежат санкционированию в органе казначейства. В органе казначейства проверяют правдивость отраженной в отчетах информации, сверяя итоговые суммы отчетов с выписками банков по счетам этих учреждений и организаций, а также проводят различные проверки с непосредственным выходом на место.
При предоставлении в Орган федерального казначейства Управлением образования заявки на произведение кассового расхода за счет федеральных средств и средств целевых субсидий, работником казначейства проверяются договора, акты принятых работ, счета, счета-фактуры, т.е. полный набор первичных документов для законности перечисления средств со счета Бюджетного учреждения. Если документы не соответствуют требованиям, казначейство отклоняет заявку на кассовый расход и посылает учреждению протокол с указанием причин (рис.3.1).
(Санкционированные к оплате заявки на кассовый расход)
4.Операционный отдел (заявка на оплату бюджетных обязательств)
(заявки на кассовый расход, санкционированные к оплате)
3.Отдел расходов
(Отделение УФК)
(заявка на оплату бюджетных обязательств)
2. Управление образованием
5.Банк России
(договора, акты приемки работ, счета-фактуры)
1.Контрагент
Рисунок 6. Схема технологического процесса прохождения, обработки платежных документов и контроля при финансировании расходов Бюджетного учреждения.
Так же частичный внешний контроль денежных средств в Предоставляемая в финансовом органе отчетность проверяется в финансовом органе на предмет увязки:
-выбытия средств с единого счета бюджета в финансовом органе и поступления на счет Бюджетного учреждения образованием (суммы должны быть равны);
-осуществление перечислений Управлению субсидий и кассовые выплаты Бюджетного учреждения (кассовые выплаты не должны быть больше).
Так же финансовым органом проверяется соответствие поданных в отчете данных сметы Бюджетного учреждения.
Шагом по совершенствованию бухгалтерского учета может стать усиление внутреннего контроля:
Хорошо организованная система внутреннего контроля должна обеспечить в данном учреждении:
-соблюдение требований законодательства РФ при осуществлении хозяйственных и финансовых операций;
-исполнительскую дисциплину на всех уровнях управленческой структуры организации;
-своевременность, правильность и полноту оформления бухгалтерских документов и составления бухгалтерской отчетности;
-предотвращение и выявление ошибок и нарушений;
-сохранность активов организации.
Для организации внутреннего контроля необходимо разработать Положение о внутреннем контроле. В этот документ можно включить следующие разделы (см. приложение).
Контроль должен быть поручен сотруднику или нескольким сотрудникам, которые отвечают за его осуществление. Эти сотрудники должны понимать всю меру своей ответственности и то, каким образом эта ответственность распределяется между другими сотрудниками, осуществляющими контроль.
Механизмы контроля должны быть разработаны таким образом, чтобы отражать следующее: сложность организации, разнообразие операций, размах операций, различные используемые методы, типы контролируемых процедур.
Материалы ревизий и проверок, осуществляемых внешними контролирующими органами должны рассматриваться должностными лицами, определенных приказом для организации работы по внутреннему финансовому контролю в учреждении. Такое рассмотрение должно предшествовать принятию мер к своевременному устранению выявленных нарушений и недостатков, а так же совершенствованию качества и эффективности контроля.
Комиссия должна заниматься рассмотрением результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждения, и выносить на обсуждение разработанные мероприятия по ее улучшению.
Так же следует внести предложение организовать работу бухгалтерской службы с целью организации более действенного контроля за ведением бухгалтерского учета и совершенствованием учетной политики.
3.2.Совершенствование организации учета в бюджетном учреждении
Следует предложить бухгалтерам регулярно повышать свою квалификацию. Повысить квалификацию бухгалтерам помогут семинары и бухгалтерские курсы.
Обучающие семинары для главных бухгалтеров включают совокупность разных тематик: от налогового администрирования до вопросов надлежащего функционирования бухгалтерии. Главный бухгалтер должен не только хорошо организовывать, но и быть компетентным специалистом в области налогообложения, учета и отчетности. Именно поэтому курсы повышения квалификации будут всегда востребованными. Также на этих курсах слушатели смогут ознакомиться с самой новой информацией в этой области.
На подобных курсах слушатели смогут систематизировать свой, уже имеющейся, опыт и использовать его в дальнейшем уже с большей эффективностью и отдачей. Желающие будут иметь возможность изучать не только нововведения в законодательстве и технологиях бухгалтерского учёта, но и общую теорию бюджетного учреждения.
На курсах раскрываются такие важные темы, как: принятие на себя собственности, базовые правила организации работы бухгалтерии, эффективный контроль, правильное делегирование полномочий. От компетенции главного бухгалтера, от чёткой и налаженной работы всего его подразделения, а также от правильной организации учётной документации зависит многое, происходящее в организации. Ошибочно считать главного бухгалтера тем человеком, который лишь исполняет указания руководства.
Поэтому главный бухгалтер, окончивший курсы повышения квалификации, является надёжной и крепкой опорой для руководителя в очень, порой, нелёгких ситуациях.
Помимо обучения на курсах повышения квалификации обязательно проходят практикумы по интересным и волнующим темам, где обучают использовать методы процессного и целевого регулирования, а также анализировать причины неэффективности и принимать управленческие решения.
На курсах повышения квалификации профессиональных бухгалтеров можно получить знания, благодаря которым бухгалтер повысит свой профессиональный уровень и будет в курсе всех сегодняшних событий в бухгалтерском мире.
Поэтому следующим предложением должно стать обязательное повышение квалификации всех без исключения бухгалтеров, работающих в данном учреждении. Повышение квалификации можно будет проводить в несколько этапов, чтобы не оголять участки работы.
Так же в приказе об учетной политике необходимо установить жесткие санкции за несвоевременную и некачественную обработку документов.
Таким образом, ошибки и трудности в организации бухгалтерского учета предлагается устранить:
- с помощью организации внутреннего контроля за оформлением и составлением документов в отделе по учету внебюджетных средств;
-путем внесения в учетную политику жестких санкций за несвоевременную и некачественную обработку документов;
-разработкой графика посещения всеми бухгалтерами учреждения курсов повышения квалификации.
По поводу проведения инвентаризации активов можно предложить автоматизацию инвентаризации. Во многих бюджетных учреждениях в настоящее время процесс инвентаризации автоматизирован. Компанией AXELOT предложен на базе технологической платформы «1С» для автоматизации бюджетного бюджетного учреждения программный модуль «1С: бюджетирование» и специализированное решение – «1С:Предприятие 8. Инвентаризация и управление имуществом» предназначено для автоматизации инвентаризации и грамотного бюджетного учреждения объектами имущества, где используются современные средства автоматической идентификации – технология RFID и штрихкодирования.
В последнее время использование технологии RFID стало наиболее востребовано. Применение радиочастотной идентификации обладает рядом преимуществ:
- считывание данных с меток, которые находятся вне зоны видимости;
- дальность действия RFID-меток и считывателей;
- возможность одновременного считывания данных с нескольких меток;
- возможность хранения на одной метке значительного объема информации;
-устойчивость меток к воздействию окружающей среды;
-возможность перезаписывания информации и многое другое.
Комплекс представляет собой современное решение, обеспечивающее автоматизацию инвентаризации и диагностических осмотров с использованием RFID-сканеров, радиотерминалов, мобильных компьютеров. Благодаря этой возможности ощутимо оптимизируется работа по управлению имуществом. Информация обо всех объектах имущества, их количестве, статусах, типах, ответственных за них должностных лицах хранится в единой информационной базе, ведется единый учет объектов, причем данные, хранящиеся в базе, можно оперативно изменять согласно установленным требованиям. Эффективность выполнения операций, связанных с имуществом, отслеживается, так как программа позволяет формировать отчеты о типе и наименовании имущества, его статусе, месте расположения.
Использование единой платформы позволяет эффективно организовать работу и обеспечить хранение информации при работе большого количества пользователей. Система реализует механизм бюджетного учреждения базами данных, которые территориально разнесены, и объединение их в единую иерархическую многоуровневую структуру.
Сгруппируем все предложения в таблицу 19
Таблица 19-Предложения по совершенствованию организации бухгалтерского учета
Мероприятие |
Затраты |
Экономический эффект (тыс.руб.) |
Результат |
Организация внутреннего контроля за составлением документов |
Нет |
Нет |
Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме обязаны представить руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля. |
В приказе об учетной политике необходимо установить жесткие санкции за несвоевременную и некачественную обработку документов |
Нет |
Нет |
|
Обязательное повышение квалификации всех без исключения бухгалтеров, работающих в данном учреждении. |
Стоимость курсов повышения квалификации для одного участника-7600 руб. |
Всего в организации 5 бухгалтеров, т.е.7600*5=38000 Пройти предлагается главному бухгалтеру, а потом провести внутренний семинар в организации. Экономия составит 22,8 тыс.руб. |
В результате бухгалтера будут располагать свежей информацией и не пользоваться устаревшими нормативными актами, что приведет к уменьшению грубых нарушений в учете. |
Приобретение программы для инвентаризации основных средств |
Стоимость 5,0 тыс. руб. |
- |
В результате не будут допущены ошибки при инвентаризации, и будет обеспечена ее полнота |
Таким образом, проведение данных мероприятий даст экономический эффект в сумме 17,8 тыс.руб. и мероприятия помогут добиться совершенствования бухгалтерского учета в учреждении и не допускать нарушений в дальнейшем.
Заключение
К бюджетным организациям в основном относятся организации социально-культурной сферы. Ранее в бюджетной сфере существовали только бюджетные учреждения. В соответствии с Законом №83-ФЗ были созданы бюджетные учреждения нового типа, автономные учреждения и казенные учреждения. Все они имеют различия в ведении бухгалтерского учета и формировании отчетности.
Система нормативного регулирования бюджетного учета в Российской Федерации включает четыре уровня. Закон о бухгалтерском учете является документом первого (законодательного) уровня. В данном законе изложены: основные понятия бухгалтерского учета, общие требования к бухгалтерскому учету (объекты, субъекты), организация бухгалтерского учета, состав отчетности, регулирование бухгалтерского учета. В связи с принятием вышеуказанного Закона 83-ФЗ и образованием учреждений нового типа появились разные инструкции по бухгалтерскому учету для каждого типа учреждений.