Файл: Планирование эксплуатационной программы гостиничного хозяйства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 413

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Факторы положения предприятия, влияющие на объем продаж номерного фонда гостиницы, характеризуются следующим:

– общее положение гостиничного предприятия на региональном рынке, т.е. его доля на рынке, сильные и слабые стороны деятельности по сравнению с конкурентами, насколько само предприятие гостеприимства удовлетворено своим положением на рынке и как оно его оценивает;

– степень остроты конкурентной борьбы на рынке, т.е. насколько конкурентная среда «давит» на данное гостиничное предприятие;

– репутация предприятия гостеприимства, т.е. оценка услуг и самого предприятия глазами потребителей;

– степень финансовой устойчивости предприятия гостеприимства, т.е. наличие финансовых средств для повышения качества услуг и обслуживания клиентов, дальнейшего развития предприятия, степень ликвидности его имущества и другие финансовые коэффициенты, дающие оценку его финансового состояния и платежеспособности;

– гибкость деятельности гостиничного комплекса, т.е. возможности по развитию и расширению видов услуг и обслуживания клиентов[5].

Среди факторов рынка, влияющих на объем продаж гостиничных услуг, следует назвать:

– общая емкость регионального рынка гостиничных услуг, тип рынка (развивающийся, стабильный, стагнирующий и др.);

– соотношение сил предприятия и его конкурентов, т.е. позиция анализируемой гостиницы в сравнении с конкурентами (лидирующее, отстающее, проигрывающее, перспективное и т.д.);

– степень эластичности спроса — влияние ценовой политики на величину спроса[6].

ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИСТВА

2.1. Расчет показателей эксплутационной программы гостиницы

В процессе планирования эксплуатационной программы необходимо учесть увеличение номерного-фонда (или его уменьшение) или изменение структуры категорийности номерного фонда. Для учета этих факторов используется показатель среднего количества мест гостиницы в плановом периоде (Мсрпл). Он рассчитывается как частное от суммы произведений числа мест на число месяцев их наличия в планируемом периоде. Расчет производится по формуле


Мнt — Мкt

Мсрпл = --------------------------

Т

де Мн — число мест на начало планируемого периода;

Мк — число мест на конец планируемого периода;

Т— число месяцев в планируемом периоде;

t — период наличия мест в гостинице.

Например, на начало планируемого года в гостинице имелось 500 мест. С 1 мая планируемого периода после проведения реконструкции число мест увеличится на 20. Следовательно, среднее число мест гостиницы в планируемом периоде составит

(500 • 4) + (520 • 8)

Мсрпл = -------------------------- =513

12

Пропускную способность гостиницы на планируемый период (ПСпл) определим так:

ПСпл = Мсрпл • Дпл,

где Дпл — количество дней в планируемом периоде;

Мсрплсреднее количество мест гостиницы в плановом периоде.

Следовательно, пропускная способность гостиницы на планируемый год составит 187 245 место-дней (513 - 365). Запланированные простои — 45 дней, в результате чего плановая пропускная способность гостиницы будет равна

ПСпл = (365 - 45) • 513= 164 160 место-дней.

Затем следует определить коэффициент использования максимальной пропускной способности, и коэффициент вместимости гостиницы, который будет равен:

Кв= 164 160 /187 245 = 0,877.

Зная максимальную пропускную способность и плановый коэффициент ее использования, можно рассчитать эксплуатационную программу (ЭП) по формуле:

ЭПпл = МПСпл • Квпл.

где МПСпл — максимальная пропускная способность гостиницы в планируемом периоде;

Квпл — коэффициент вместимости гостиницы в планируемом периоде.

Например, гостиница имеет 100 мест, период работы 365 дней, максимальная пропускная способность гостиницы будет равна 36 500 место-дней (365 • 100). В планируемом году коэффициент вместимости гостиницы составит 0,9, значит, эксплуатационная программа гостиницы на планируемый год будет равна 32850 место-дней (36 500 • 0,9).

Коэффициент загрузки прогнозируется на основании результатов работы гостиницы в предыдущий период, договоров с туристическими фирмами о размещении туристов, информации о спросе и предложении аналогичных услуг. От точности прогноза зависит правильность планирования остальных покалей и в конечном итоге — финансовый результат деятельности гостиницы.

Количество предоставленных (оплаченных) место-суток определяется исходя из прогноза коэффициента загрузки. Минимальная цена одного места в сутки определяется с помощью калькуляции себестоимости одного места и плановой рентабельности.


Выручка, полученная за эксплуатацию номерного фонда, рассчитывается как произведение минимальной цены на количество предоставленных (оплаченных) место-суток.

Выручка за оказание дополнительных услуг планируется на основании данных предыдущих периодов и планируемого количества оплаченных место-суток.

При планировании эксплуатационной программы необходимо учесть следующие факторы. Во-первых, заполняемость гостиницы подвержена влиянию различных внешних факторов: сезонный характер спроса, изменение потоков туристов в связи с различными событиями, как в нашей стране, так и за рубежом. Во-вторых, калькулирование себестоимости производится, как правило, на основании информации о затратах предыдущего периода, поэтому достаточно сложно учесть воздействие изменения цен и тарифов на себестоимость.

Весенние и летние месяцы характеризуются большим притоком туристов и соответственно, загрузка гостиницы на этот период наивысшая, поэтому во втором и третьем кварталах планируется наибольший коэффициент вместимости, в то время как в первом и четвертом квартале наблюдается заметный спад. Поэтому логично предположить, что все мероприятия, связанные с ремонтом или подобными изменениями в гостинице, которые могут доставить неудобства клиентам, переносятся как раз на первый и четвертый квартал года. Но в то же время, следует учитывать  и такой фактор как близлежащая инфраструктура. К примеру, если рядом с гостиницей находится комплекс, устраивающий зимой или осенью выставки и ярмарки, то коэффициент загрузки следует корректировать, учитывая и этот фактор[7].

2.2. Ассортиментная политика и тарифный план как факторы, формирующие эксплуатационную программу гостиничного предприятия

Исходными данными для определения объема реализации услуг являются данные плана маркетинга, деятельность гостиничного предприятия по формированию и реализации ассортиментной политики, тарифный план.

Важным для обеспечения конкурентоспособности гостиницы, повышения качества обслуживания гостей и одним из факторов, формирующих эксплуатационную программу гостиничного предприятия, является ассортиментная политика. Формирование оптимальной структуры ассортимента и номенклатуры основных и дополнительных услуг основывается, с одной стороны, на потребительских требованиях определенных групп потребителей (сегментов рынка), а с другой, — необходимостью обеспечения эффективного использования гостиницей материальных, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы оказывать услуги с низкими издержками.


Ассортимент услуг, оказываемых гостиничным предприятием — это один из факторов ценности ее в глазах потребителей, широта ассортимента дополнительных услуг является одним из весомых аргументов при присвоении разряда (класса) гостиницы.

Ассортимент услуг гостиничного предприятия — это набор услуг и других сервисных продуктов разного вида, назначения и наименования.

Гостиничные услуги подразделяются на основные и дополнительные (рис. 1). В свою очередь дополнительные услуги можно разделить на две основные части — базовые услуги и услуги, обеспечивающие повышенный комфорт (рис. 2).

Рис. 1. Структура гостиничных услуг[8]

Рис. 2. Структура дополнительных услуг гостиницы[9]

Следует отметить, что гостиничные услуги носят комплексный характер и состоят из различных услуг, предоставляемых различными сферами, образуя единый продукт в виде «пакета услуг», подобранных для клиента в зависимости от уровня его потребностей. Однако такой «пакет» не носит жесткого характера, и клиент самостоятельно варьирует его составляющими.

Планирование ассортимента услуг предполагает принятие решений об их характеристиках, о принципах формирования ассортимента, ориентируясь на которые гостиница сможет добиться более гармоничной структуры ассортимента и об основных направлениях изменения ассортиментных групп. Оно заключается в планировании всех видов деятельности, направленных на отбор услуг для будущей деятельности и сбыта, разработки характеристик этой услуги в соответствии с требованиями потребителей.

Планирование ассортимента является непрерывным процессом, продолжающимся в течение всего жизненного цикла услуги, начиная с зарождения замысла о создании новой услуги и кончая снятием ее с реализации.

Тарифный план гостиничного предприятия представляет собой структуру цен на услуги гостеприимства с учетом сезонности, категорийности номеров, обслуживаемых сегментов рынка. В представленных ниже таблицах приведены формы, по которым может разрабатываться тарифный план гостиницы по номерам и дополнительным услугам.

Таблица 1.

Тарифный план предприятия по номерам

Сезоны

Сегменты

Цена по категории номера, руб.

Стандартный

Бизнес-класс

Студия

Люкс

Апартаменты

Высокий (см. план выставок г. Москвы)

Одиночные клиенты

Корпорации

Туристические агентства

Средний

Одиночные клиенты

Корпорации

Туристические агентства

Низкий

(июль,

август,

январь,

май)

Одиночные клиенты

Корпорации

Туристические агентства


Таблица 2.

Тарифный план ресторана

Вид питания

Стоимость, руб.

Завтрак

Обед

Ужин

Таблица 3.

Тарифный план дополнительных услуг

Наименование услуги

Количество

Цена с НДС, руб.

Сауна, час

Бильярд, час

Интернет, мин

Телефон, мин

Прачечная (аутсортинг)

Химчистка (аутсортинг)

Аренда переговорной комнаты, час

Аренда банкетного зала, час

Форма для расчета объема гостиничных услуг в натуральном выражении представлена в таблице 4.

Таблица 4.

План реализации гостиничных услуг в стоимостном выражении

Ед. изм.

отчетный год

плановый год

в том числе по месяцам

1

2

3

...

11

12

Размещение

ночей

– апартаменты

– люкс

– студия

– бизнес-класс

– стандартный

Питание

– завтрак

– обед

– ужин

Продолжение табл. 4

Ед. изм.

отчетный год

плановый год

в том числе по месяцам

1

2

3

...

11

12

Дополнительные услуги

сауна

час

бильярд

час

интернет

мин.

телефон

мин.

прачечная

к г.

химчистка

к г.

аренда переговорной комнаты

час

аренда банкетного зала

час