Файл: Планирование эксплуатационной программы гостиничного хозяйства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 406

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Являясь совокупностью видов деятельности по обслуживанию населения, гостиничное хозяйство является важной составляющей сферы услуг.

Именно предоставление комплекса услуг, а также, условий для проживания, является результатом деятельности гостиницы.

Итоги работы гостиничного предприятия определяются целым рядом качественных и количественных показателей, взаимосвязанных друг с другом. Основным таким показателем считается объем реализации гостиничных услуг или эксплуатационная программа гостиницы.

Всё вышесказанное обуславливает актуальность темы курсового исследования.

Объект исследования: планирование деятельности гостиничных предприятий.

Предмет исследования: процесс планирования эксплуатационной программы гостиничного хозяйства

Целью работы является характеристика процесса планирования эксплуатационной программы гостиничного хозяйства.

Для достижения заявленной цели были поставлены следующие задачи:

1) раскрыть понятие и сущность эксплуатационной программы гостиницы;

2) проанализировать основные оперативные показатели в средствах размещения;

3) рассмотреть факторы, влияющие на объем продаж гостиничных услуг;

4) привести примеры расчета показателей эксплутационной программы гостиницы;

5) охарактеризовать ассортиментную политику и тарифный план как факторы, формирующие эксплуатационную программу гостиничного предприятия;

6) рассмотреть порядок разработки эксплуатационной программы гостиницы.

Теоретико-методологические основы курсового исследования включают в себя системный, сравнительный, проблемный и другие общенаучные подходы.

Методологической базой исследования являются общенаучные и общелогические методы: сравнение и аналогия, обобщение и классификация, анализ и синтез, причинно-следственный анализ.

Структура курсового исследования. Цель и задачи исследования обусловили проблемное и логическое структурирование курсовой работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ГОСТИНИЦЫ


1.1. Понятие и сущность эксплуатационной программы гостиницы

В условиях рыночной экономики результаты работы предприятия характеризуются целым комплексом взаимосвязанных количественных и качественных показателей. Основным среди них является объем реализации услуг (работ) или эксплуатационная программа гостиницы.

Эксплуатационная программа — это предоставляемый гостиницей объем услуг в натуральном и стоимостном выражении[1]. Для номерного фонда гостиницы эксплуатационная программа в натуральном выражении — количество место-дней для проживания[2]. От объема услуг зависят многие экономические показатели деятельности гостиниц, такие как выручка, себестоимость, платежеспособность, финансовая устойчивость и др.

В процессе составления эксплуатационной программы определяются основные показатели, которые позволяют дать реальную оценку возможностям использования номерного фонда гостиницы.

Исходной базой формирования эксплуатационной программы гостиничного предприятия являются:

– потребности рынка в услугах гостеприимства;

– прогноз продаж с учетом уровня спроса;

– способы продвижения услуг и методы стимулирования спроса;

– сегменты рынка, определенные в плане маркетинга.

Эксплуатационная программа гостиницы может быть охарактеризована рядом показателей, такими как:

единовременная вместимость,

максимальная пропускная способность гостиницы,

коэффициент вместимости,

среднее время проживания,

коэффициент использования номерного фонда и другими[3].

Единовременная вместимость определяется умножением количества номеров каждой категории на число мест в каждом из них;

Общее количество место-дней в гостинице определяется умножением показателя единовременной вместимости на число календарных дней года. Полученное количество место-дней характеризует максимальную пропускную способность гостиницы при 100%-ном использовании всех гостиничных мест за период. На практике максимальная загрузка гостиницы невозможна потому, что возникают простои в связи с ремонтом, реконструкцией и по Другим объективным причинам. Число место-дней простоев номеров вследствие проведения капитального ремонта определяется умножением вместимости номеров, которые подлежат капитальному ремонту, на число дней, необходимых для его проведения. Из-за отсутствия нормативов число дней простоя может определяться делением человеко-часов, необходимых на весь ремонт, на среднюю продолжительность смены (8 ч) и умножением на численность работников, которые заняты капитальным ремонтом. Простои номеров во время текущего ремонта определяются на основе графиков его проведения и нормативного числа дней простоев каждой категории номеров соответствующей вместимости. Вследствие отсутствия нормативов простоев номеров из-за текущего ремонта в качестве исходной информации служат данные анализа фактического простоя номеров из-за текущего ремонта за предыдущий период.


Пропускная способность гостиницы определяется как разность между максимальной пропускной способностью гостиницы (общим количеством место-дней) и количеством место-дней пребывания в капитальном, текущем ремонте, реконструкции и в связи с другими объективными причинами. Этот показатель характеризует число мест, возможных для эксплуатации, с учетом технично допустимых простоев мест и других причин.

Для анализа использования номерного фонда рассчитывают коэффициент использования максимальной пропускной способности, или коэффициент вместимости гостиницы (Кв), как отношение пропускной способности гостиницы к максимальной пропускной способности:

ПС

Кв = --------------------------

МПС

где ПС — возможная пропускная способность гостиницы;

МПС — максимальная пропускная способность гостиницы.

Рассчитаем коэффициент использования максимальной пропускной способности гостиницы с числом мест 240, работающей 365 дней. Максимальная пропускная способность гостиницы составит 87 600 место-дней (240-365). Время простоя вследствие капитального ремонта определим исходя из того, что цикличность ремонта номерного фонда гостиницы — 5 лет, а средняя продолжительность ремонта — 10 дней. Значит, простой составит 480 место-дней [(240 / 5) - 10)]. Рассчитаем простой номерного фонда, находящегося на санитарной обработке и во время подготовки к размещению гостей. Если среднее время проживания гостя в гостинице составляет 8 дней, а среднее время подготовки номера к размещению гостей — 1,5 ч, то простой номерного фонда вследствие подготовки помещения составит 684 место-дня [(365 / 8) • (1,5 / 24) • 240]. Следовательно, коэффициент использования максимальной пропускной способности составит 0,987 [(87 600 - 480 - 684) / 87 600].

Среднее время проживания (Bпрср) одного гостя является важным показателем эксплуатационной программы. Оно определяется следующим образом:

Чо.м-д

Bпрср = --------------------------

Чг

где Чо.м-д — число оплаченных место-суток;

Чг — численность гостей, чел.

Например, гостиница имеет 264 места, число гостей в гостинице за год — 10 950 чел. Число оплаченных место-дней — 82 500. Среднее время проживания гостя составит 7,5 дня (82 500 / 10 950).

Об эффективности эксплуатации номерного фонда свидетельствует коэффициент использования номерного фонда, или коэффициент загрузки (Кэ), который рассчитывается делением количества оплаченных место-дней на пропускную способность гостиницы.


Чо.м-д

Кз = --------------------------

ПС

Например, количество мест в гостинице — 240, период работы — 365 дней, простой номерного фонда — 2790 место-дней, количество оплаченных место-дней — 38 165, тогда коэффициент загрузки равен 0,45 [38 165 / (365 • 240 - 2790)].

Так же рассчитываются такие показатели, как средняя выручка с одного гостиничного места, средняя выручка с одного гостя, средняя стоимость гостиничного места. Средняя стоимость гостиничного места (CMсp) рассчитывается следующим образом:

В

СМср = --------------------------

Чг • Впрср

где В — выручка гостиницы (объем реализованных услуг);

Впрср — среднее время проживания одного гостя.

Все вышеописанные показатели применяются для анализа эффективности использования номерного фонда. В процессе такого анализа изучается динамика показателей эксплуатационной программы и оценивается влияние факторов на показатели.

1.2. Основные оперативные показатели в средствах размещения

В процессе анализа номерного фонда и эксплуатационной программы рассчитывают основные оперативные показатели.

Коэффициент заполняемости номеров гостиницы (Кз.н) определяется делением занятых номеров на имеющиеся в наличии номера:

Чнпр

Кз.н = --------------------------

Чн

Коэффициент фактического заполнения гостиницы (Кф.з.) определяется следующим образом: от фактического количества гостей отнимают количество номеров, которые они занимают, и делят полученный результат на количество номеров, в которых живут два и более человека. Например, гостиница имеет 300 номеров, в ней проживают 265 гостей, 220 номеров гостиницы заполнены, а остальные 80 заняты двумя н более гостями. В этом случае коэффициент заполняемости гостиницы составит 0,73, или 73 % (220 / 300). А фактическое заполнение гостиницы будет равно 56 % [(265 - 220) / 80].

Коэффициент двойной загрузки (Кд.з.):

Чг — Чнпр

Кд.з. = --------------------------

Чнпр

Коэффициент занятости гостиничных мест (Kз.г.м)

Чм3

Кз.г.м. = --------------------------

Чмсв

Показатель «среднее количество гостей на один проданный номер» (Чгн.пр.) также выражает загрузку гостиницы:


Чгобщ

Чгн.пр = --------------------------

Чнпр

Коэффициент загрузки по категориям граждан (граждане Республики Беларусь, стран СНГ, иностранные туристы) определяется делением числа гостей соответствующей категории на число проданных номеров.

Большинство этих показателей обычно рассчитываются за день и являются оперативными. Часть показателей может быть определена также за более длительный промежуток времени (месяц, квартал, полугодие, год). Сравнение этих показателей с предшествующими или с планом позволяет правильно оценить успехи или неудачи в гостиничном бизнесе, найти способы решения проблем.

Чем выше данные коэффициенты, тем больший объем услуг может оказать гостиница в планируемом периоде и получить прибыль. Поэтому при разработке плана эксплуатации гостиницы следует детально изучить загрузку за предшествующие периоды, учесть все влияющие факторы.

1.3. Факторы, влияющие на объем продаж гостиничных услуг

Факторы, влияющие на объем продаж гостиничных услуг, можно подразделить на три группы:

– факторы услуги;

– факторы положения предприятия;

– факторы рынка.

Среди факторов услуги, влияющих на объем продаж номеров в гостинице, следует учитывать:

– уровень качества услуг по сравнению с конкурентами, т.е. этика и культура обслуживания гостя, обеспечение его безопасности, комплексности обслуживания за счет предоставления широкого набора различного рода дополнительных услуг;

– местоположение гостиничного предприятия, т.е. удобство расположения в городе, наличие удобных подъездов на общественном транспорте, наличие стоянки для личного транспорта и др.;

– структура услуг, предоставляемых потребителю, т.е. структура номерного фонда, состав и степень разнообразия дополнительных услуг;

– отличие цен на услуги размещения и дополнительные услуги от цен конкурентов. Более высокие цены на услуги, с одной стороны, могут выступать фактором, ограничивающим реализацию данных услуг, а с другой, более высокая цена может быть обусловлена созданием лучших, наиболее благоприятных условий для проживания гостя;

– уровень платежеспособного спроса на услуги, т.е. обладает ли клиент необходимыми средствами для приобретения соответствующих услуг[4].