Файл: Планирование эксплуатационной программы гостиничного хозяйства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 408

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Форма для расчета объема продаж номерного фонда гостиницы приведена в таблице 5.

Таблица 5.

План реализации гостиничных услуг в натуральном выражении

Наименование номера

Наименование показателя

Ед. изм.

отчетный год

плановый год

в том числе по месяцам

1

2

...

11

12

Апартаменты

количество ночей

ед.

цена номера

выручка

уровень загрузки

т.р. т.р. %

Люкс

количество ночей

ед.

цена номера

выручка

уровень загрузки

т.р. т.р. %

Продолжение табл. 5

Наименование номера

Наименование показателя

Ед. изм.

отчетный год

плановый год

в том числе по месяцам

1

2

...

11

12

Студия

количество ночей

ед.

цена номера

выручка

уровень загрузки

т.р. т.р. %

Бизнес-класс

количество ночей

ед.

цена номера

выручка

уровень загрузки

т.р. т.р. %

Стандартный

количество ночей

ед.

цена номера

выручка

уровень загрузки

т.р. т.р.

Экономный

количество ночей

цена номера

выручка

уровень загрузки

т.р. т.р.

Итого:

количество ночей

ед.

цена номера

выручка

уровень загрузки

т.р. т.р. %


Форма для расчета выручки от реализации дополнительных услуг представлена в таблице 6.

Таблица 6.

Расчет объема реализации дополнительных услуг

Подразделение, оказывающее дополнительные услуги

Наименование видов услуг

Планируемое количество услуг по видам, ед.

Цена за

единицу услуги, руб.

Выручка от реализации услуг, т.р.

1. Парикмахерская

стрижка

укладка

окраска волос

химическая завивка

2.3. Порядок разработки эксплуатационной программы гостиницы

Разработка эксплуатационной программы имеет определенный порядок:

– проводится анализ выполнения программы деятельности в отчетном периоде. При этом рассматривается ассортимент оказываемых услуг, их качество, сезонность. На основе данного анализа определяются резервы эксплуатационной программы гостиницы;

– анализируется объем выручки от эксплуатации номерного фонда. Рассматривается структура основных и дополнительных услуг, формы обслуживания клиентов, эффективность услуг с целью определения структуры в плановом периоде;

– анализируется пропускная способность гостиницы;

– планируется выполнение услуг в натуральном выражении;

– на основе цены и рассчитанной эксплуатационной программы планируется объем услуг в стоимостном выражении;

– для определения эффективности эксплуатационной программы с помощью показателей рентабельности проводится ее оценка;

– завершающим процессом является контроль за реализацией эксплуатационной программы[10].

Основными задачами контроля за реализацией эксплуатационной программы:

1. Определение отклонений от показателей планового задания.

2. Анализ тенденций динамики показателей, их оценка с точки зрения стратегии гостиницы.

3.  Выявление причин изменения показателей, их несоответствия плану и разработанной стратегии, оценка влияния внутренних и внешних факторов.

4. Разработка комплекса мер по оптимизации использования плановой пропускной способности гостиницы и в конечном результате, удовлетворение спроса населения в комплексном гостиничном продукте[11].


При планировании эксплуатационной программы изыскиваются возможности для:

– повышения качества обслуживания гостей за счет совершенствования процессов организации выполнения основных и дополнительных услуг;

– сокращения затрат материальных и энергетических ресурсов;

– улучшения использования номерного фонда гостиницы;

– совершенствования систем управления процессами обслуживания клиентов[12].

Программа деятельности гостиничного предприятия должна быть обоснована расчетом материальных, топливных, энергетических, ресурсов, необходимых для ее выполнения. При этом учитывается их потребность на выполнение услуг, на ремонтно-эксплуатационные нужды, на строительство, реконструкцию и освоение нового оборудования, а также, при необходимости, на прирост материальных запасов.

Таким образом, можно отметить, что планирование является необходимым инструментом управления гостиничным предприятием. Эксплуатационная программа, обеспечивающая эффективное планирование позволяет ставить верные цели и решать поставленные задачи внутри выбранной стратегии, оперативно оценивать возникающие изменения и избегать возможные риски, служит инструментом согласования возможного объема продаж с возможностями предприятия сферы гостеприимства. Она не только определяет объем продаж и процент загрузки номерного фонда, но и является основой для расчета других разделов текущего плана гостиничного предприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эксплуатационная программа гостиничного хозяйства представляет собой перечень услуг, который гостиница предоставила в прошлом периода и может обеспечить в планируемом периоде в виде определенного Количества мест для проживания, а также различных дополнительных услуг. От объема услуг зависит выручка и себестоимость услуг гостиницы, сумма прибыли и другие финансовые результаты функционирования гостиницы.

В эксплуатационной программе указываются следующие показатели:

- единовременная вместимость номерного фонда — количество мест, которые могут быть предложены для проживания одновременно;

- пропускная способность гостиницы — количество место-суток, которое может быть предложено для проживания в текущем или планируемом периоде;

- коэффициент использования максимальной пропускной способности (коэффициент вместимости) гостиницы определяется как отношение фактической или планируемой пропускной способности гостиницы к максимальной пропускной способности. При стабильной работе гостиницы этот показатель колеблется в пределах 97-99%;


- количество предоставленных (оплаченных) место-суток — количество место-суток, которые были куплены в текущем периоде или которые предполагается продать в планируемом периоде;

- коэффициент использования номерного фонда (коэффициент загрузки) - Частное от деления количества оплаченных место-суток нa пропускную способность, выраженный в процентах;

- среднее время проживания гостя определяется как отношение количества оплаченных место-суток к числу гостей;

- средняя цена одного места в сутки определяется как отношение выручки от реализации номеров к количеству оплаченных место-дней по данным текущего периода;

- выручка, полученная от эксплуатации номерного фонда;

- выручка от оказания дополнительных услуг.

Планирование эксплуатационной программы происходит следующим образом. Сначала определяется единовременная вместимость гостиницы исходя из количества мест в гостинице. Пропускная способность планируется с учетом единовременной вместимости гостиницы, продолжительности периода и плана по ремонту номерного фонда.

Коэффициент загрузки прогнозируется на основании результатов работы гостиницы в предыдущий период, договоров с туристическими фирмами о размещении туристов, информации о спросе и предложении аналогичных услуг. От точности прогноза зависит правильность планирования остальных показателей, и в конечном итоге — финансовый результат деятельности гостиницы. Количество предоставленных (оплаченных) место-суток определяется исходя из прогноза коэффициента загрузки. Минимальная (средняя) цена одного места в сутки определяется с помощью калькуляции себестоимости одного места в плановой рентабельности и с учетом прогнозируемого спроса и конъюнктуры рынка.

Выручка, полученная за эксплуатацию номерного фонда, рассчитывается как произведение минимальной цены на количество предоставленных (оплаченных) место-суток. Выручка за оказание дополнительных услуг планируется на основании данных предыдущих периодов и планируемого количества оплаченных место-суток.

При планировании эксплуатационной программы необходимо учесть следующие факторы:

во-первых, заполняемость гостиницы подвержена влиянию различных внешних факторов — это и сезонный характер спроса, и изменение потоков туристов в связи с различными происшествиями как в нашей стране, так и за рубежом;

во-вторых, калькулирование себестоимости производится, как правило, на основании информации о затратах предыдущего периода, поэтому достаточно сложно учесть воздействие изменения цен и тарифов на себестоимость.


Планирование эксплуатационной программы в современных условиях может дать достаточно приблизительный ответ на вопрос о размере выручки и прибыли гостиницы в планируемом периоде, однако это позволит сопоставить размер предполагаемых доходов и расходов, чтобы сделать вывод об эффективности функционирования гостиницы в планируемом периоде и скорректировать действия в целях достижения эффективности в перспективе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Астахова П.М. Планирование эксплуатационной программы гостиничного предприятия / П.М. Астахова, Т.Г. Тырина // Актуальные проблемы науки: от теории к практике материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный социальный университет; Под редакцией Ю. П. Кожаева, О. Ю. Зевеке. — М., 2016. - С. 15-22.
  2. Вакуленко Р.Я. Управление гостиничным предприятием: учебное пособие по дисциплине специализации специальности «Менеджмент организации» / Р.Я. Вакуленко, Е.А. Кочкурова. – М.: Логос, 2008. - 319 с.
  3. Гаврилова С.В. Организация туристического и гостиничного бизнеса: учебно-методический комплекс / С.В. Гаврилова, А.Г. Томская, А.В. Дмитриев. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2011. - 357 с.
  4. Ефимова О.П. Экономика гостиниц и ресторанов: учеб. пособие / О.П. Ефимова, Н.А. Ефимова; Под. ред. Н.И. Кабушкина. — М.: Новое знание, 2014. — 392 с. — (Экономическое образование).
  5. Ефимова Н.А. Анализ и планирование эксплуатационной программы как фактор повышения эффективности гостиничного хозяйства / Н.А. Ефимова // Менеджмент и маркетинг: опыт и проблемы: сборник научных трудов / Каталонский политех. ун-т, Ун-т Монпелье 1, Консорц. белорус. ун-тов, Балтийский рус. ин-т ; под общ. ред. И.Л. Акулича. — Минск: Мэджик Бук, 2003. - С. 95-97.
  6. Маркетинг в туристской индустрии: учебное пособие / Е.А. Дробышев, М.В. Закипной, О.Ю. Зевеке, Ю.П. Кожаев, А.Г. Коршунов, Е.М. Крюкова, С.А. Матяш, Г.Н. Осмоловский, П.С. Пробин, В.М. Прохоров, Н.В. Телепченкова, Т.Г. Тырина; под ред. Ю.П. Кожаева. — М.: ЮНИТИ, 2016. - 312 с.
  7. Медлик С. Гостиничный бизнес: учебник / С. Медлик, Х. Инграм. — М.: Юнити-Дана, 2015. - 388 с.
  8. Мельникова И.Н. Организационное проектирование и планирование в туризме: текст лекций / И.Г. Мельникова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. — Ярославль: ЯрГУ, 2013. - 82 с.
  9. Орешкин О.А. Стратегическое планирование и прогнозирование предпринимательской деятельности в гостиничном бизнесе: монография / О. А. Орешкин. — Воронеж: Научная книга, 2015. - 167 с.
  10. Основы индустрии гостеприимства: учебное пособие / Д.И. Елканова [и др.]. – М.: Научная книга, 2011. - 247, [1] с.
  11. Панкова Л.В. Особенности стратегического планирования на предприятиях гостиничного хозяйства / Л.В. Панкова; М-во образования Рос. Федерации. С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2011. - 126 с.
  12. Планирование дельности гостиничных предприятий учебно-методическое пособие. – М.: ОАО «ГАО Москва», 2007. – 100 с.
  13. Прогнозирование и планирование в индустрии гостеприимства и туризма: учебник / [В. П. Белянский и др.; под общ. ред. В. П. Белянского]; Федер. агентство по образованию, Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. – М.: Рос. экон. акад., 2015. - 277 с.
  14. Скобкин, С.С. Стратегия развития предприятия индустрии гостеприимства и туризма: учебное пособие / С.С. Скобкин. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. - 429, [1] с.
  15. Тырина Т.Г. Социальное значение развития гостиничной индустрии в России // Региональные аспекты функционирования гостиничной индустрии Материалы III Всероссийского научно-практического семинара. ФГБОУ ВПО Российский государственный социальный университет; редактор О. Ю. Колосова, Т. В. Вергун, Ю. С. Авраменко. — Ставрополь, 2015. С. 104-108.
  16. Шеин Ю.П.. Планирование маркетинга туристского предприятия: учебно-методический комплекс по направлению подготовки магистров 100200.68 «Туризм. Инновационные технологии в туристской индустрии» / Ю.П. Шеин; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Уфимская гос. акад. экономики и сервиса», Ин-т туризма и коммуникаций, Каф. «Туризм и гостеприимство». — Уфа: УГАЭС, 2011. - 149 с.
  17. Янкевич В.С. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт / В.С. Янкевич, Н. Л. Безрукова; под ред. В. С. Янкевича. — М.: Финансы и статистика, 2015. - 415 с.