Файл: Понятие и противоречивость ценовой конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также можно выделить противоречие между интересами таких субъектов ценовой конкуренции, как потребители и посредники. Согласно закону спроса, величина спроса растет по мере сокращения цены, следовательно, не принимая во внимание все множество неценовых факторов, влияющих на выбор покупателя в пользу той или иной продукции, ценовой интерес потребителя заключается в приобретении товара по возможно более низкой цене. С другой стороны, интерес посредника также характеризуется закупкой продукции у производственного предприятия по низким ценам, и продажей этого товара конечному потребителю по более высоким ценам, а это противоречит интересу потребителя[15]. Таким образом, выгоду от снижения цены получает не конечный потребитель, а посредник. Кроме того, согласно закону спроса, рост цены посредника при эластичном спросе сокращает объем продаж, а значит и прибыли предприятия-производителя, следовательно, деятельность посредника противоречит ценовой политике предприятия, у которого закупается продукция. Разрешением названного противоречия является осознание производителем потребности в рациональном, разумном поведении, в объективной оценке реальных результатов проведения подобной ценовой политики, при необходимости в отказе от открытых ценовых войн и создании собственных или контролируемых сбытовых сетей. В отличие от независимых оптовиков такие сети не будут пытаться присвоить все выгоды сами, а передадут полученные скидки в розничное звено и далее - конечному потребителю[16].

Изучая проблематику монопольно низких цен, появляются новые противоречия субъектов ценовой конкуренции. Государство в лице антимонопольной службы задает правовые рамки реализации ценовой конкуренции, следовательно, неизбежно возникают противоречия между субъективно воспринятыми и реально осуществленными действиями предприятий, их поставщиков и функционирующим законодательством. Чаще всего поставщики проигрывают от ценового снижения на товар определенного предприятия. В этом случае происходит столкновение и противопоставление интересов данного предприятия и его поставщиков, что выражается в противоречии между желанием предприятия в будущем реализовывать продукцию по монопольно высоким ценам, тем самым увеличивая свою прибыль, и сопротивлением поставщиков падению объемов поставляемой продукции[17].

Разрешением данного противоречия может стать либо отказ от поставки комплектующих по ценам, ниже рыночных, либо фиксация в договоре минимальной цены реализации продукции будущему монополисту, либо преднамеренное завышение цены товаров тем производителям, которые используют практику ценовых войн. Однако подобные действия порождают новое противоречие, противоречие подобных мероприятий поставщиков существующему законодательству, так как влекут уменьшение объемов производства той продукции, которая пользуется спросом[18].


Таким образом, ценовая конкуренция противоречива по своей природе,
что выражается в противоречивости интересов ее субъектов, а это, в свою очередь, придает самой ценовой конкуренции как экономическому явлению динамический характер.

1.2. Добросовестная и недобросовестная конкуренция

На сегодня участники рынка прибегают к различным приемам и методам соперничества для достижения преимуществ по сравнению с конкурентами. При этом некоторые из субъектов хозяйствования пытаются завоевать рынок, используя нечестные методы конкурентной борьбы. В ответ на такие действия разработаны правовые механизмы защиты от недобросовестной конкуренции.

Основным методом современной экономической деятельности является конкуренция. Она, безусловно, важна, с ее помощью потребитель получает более хороший и недорогой товар. Конкурентная борьба может быть добросовестной и недобросовестной. Добросовестная конкуренция включает в себя методы борьбы, которые не выходят за рамки законодательства. Недобросовестная конкуренция может принести существенный вред сопернику.

В основном именно в несовершенной конкуренции проявляется недобросовестная конкуренция.

Несовершенная конкуренция, в отличие от свободной, совершенной, ограничена влиянием монополий и государства.[19]

Определение понятия недобросовестной конкуренции было впервые закреплено на нормативном уровне в Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. Так, в соответствии со ст. 10 данной Конвенции актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.[20]

В современном мире пресечение недобросовестной конкуренции рассматривается как одно из правовых средств защиты целого комплекса правоотношений. Страны континентальной Европы избрали различные пути развития механизма пресечения недобросовестной конкуренции с помощью: судебного толкования общих положений гражданского кодекса; принятия отдельных законодательных актов, посвященных вопросам защиты от недобросовестной конкуренции; включения отдельных положений, посвященных вопросам защиты от недобросовестной конкуренции, в более широкие законодательные акты. [21]


Впоследствии было принято решение усовершенствовать модель правовой защиты от недобросовестной конкуренции на международном уровне и разработать интегрированную модель регулирования данного механизма. После присоединения к Европейскому Союзу (ЕС) стран общего права объединяющей сферой для гармонизации законодательства стран ЕС в этом направлении стала сфера правового регулирования рекламы. Таким образом, в 1984 г. была принята Директива 84/450/ЕЭС о сравнительной и вводящей в заблуждение рекламе. На этом процесс гармонизации законодательства стран ЕС не прекратился. В 2005 г. была принята Директива ЕС 2005/29/ЕС «Директива о недобросовестной коммерческой практике», которая действует и по сей день.

Лидирующим рынком по выявленным и прекращенным проявлениям недобросовестной конкуренции по результатам трех прошлых лет является агропромышленный комплекс (около 53% в 2016 г., 46% в 2015 г., 32% в 2014 г.). Вторым по количеству нарушений в сфере защиты от недобросовестной конкуренции с большим отрывом, но стабильно является рынок здравоохранения, лекарственных средств и медицинских изделий (около 16% в 2016 г., 13% в 2015 г., 11% в 2014 г.).

Конечным выгодоприобретателем при добросовестной конкуренции продавцов становится потребитель, получающий в идеале надежный, качественный и относительно недорогой товар. Соответственно, репутация продавца зависит от отношения к нему клиента, который имел дело с конкретной фирмой[22].

Добросовестная конкуренция включает в себя следующие методы:

•    Повышения качества продукции (путем внедрения в производство достижений НТП). 

•    Снижение цен (или «ценовая война»). Довольно опасное мероприятие, которое требует от производителя товара некоторой доли филантропии.

Ценовая конкуренция предназначена для выталкивания слабых соперников с рынка или для проникновения на уже отработанную торговую территорию.

•    Реклама – мощнейший двигатель бизнеса. На рекламу во всем мире тратятся триллионы долларов.

•    Развитие обслуживания – тоже мощный инструмент, помогающий вырвать кусок рынка из зубов конкурента. Людям нравятся обходительный и услужливый персонал.

Наряду с законными методами борьбы существует ряд нелегальных способов обойти конкурента:

  • Обман потребителя – дело неблагородное и краткосрочное.
  • Подделка конкурентной продукции.
  • Валютные махинации – самый опасный метод ведения недобросовестной конкуренции.
  • Промышленный шпионаж – запрещенное во всех цивилизованных странах средство добычи ценной корпоративной информации. А приобретенное знание о том, у кого какие депозиты открыты и что в них лежит не всегда стоит «выделки».

Недобросовестная конкуренция является одним из наиболее распространенных нарушений в области антимонопольного регулирования в большинстве стран мира. Зачастую сопряженная с нарушениями прав интеллектуальной собственности, недобросовестная конкуренция может создать существенную угрозу не только репутации добросовестных компаний, но и негативно сказаться на их коммерческой деятельности.

Компетентным и уполномоченным органом по защите прав субъектов конкурентных отношений в административном порядке в Российской Федерации является Федеральная антимонопольная служба России («ФАС России»). Решение, принятое ФАС России в административном порядке, не носит окончательного характера, и может быть обжаловано в суде. При этом, при разрешении споров стороны чаще обращаются к административно-процессуальной форме защиты (то есть, в ФАС России) в связи с минимальными издержками со стороны заявителя. В Законе о защите конкуренции содержатся пять форм недобросовестной конкуренции, однако, учитывая современные реалии, на практике формы недобросовестной конкуренции гораздо разнообразнее предусмотренных законодателем. Очевидно поэтому перечень форм недобросовестной конкуренции остается открытым.

Следует отметить, что в пакете поправок к Закону о защите конкуренции («4-й антимонопольный пакет»), вступающем в силу 10 января 2016 года, содержатся нормы, направленные на ужесточение борьбы с недобросовестной конкуренцией. В соответствии с ним ФАС России может принимать решения по вопросам антимонопольного регулирования более оперативно, и, кроме этого, в отдельных статьях более подробно закреплены различные формы недобросовестной конкуренции. Поправки выделяют семь видов недопустимых практик недобросовестной конкуренции и конкретизируют, какие действия относятся к каждому из них, но, по сути, эти изменения не существенны и скорее носят формальный характер.

В российском законодательстве установлена административная и уголовная ответственность за недобросовестную конкуренцию. Административная ответственность установлена статьей 14.33 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ («КоАП РФ»).

Одной из форм недобросовестной конкуренции является незаконное использование товарного знака, за которое установлена уголовная ответственность на основании статьи 180 «Уголовного кодекса Российской Федерации» от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ («УК РФ») (штраф в размере до трехсот тысяч рублей, обязательные, исправительные или принудительные работы и (или) лишение свободы на срок до двух лет). Практика по делам о недобросовестной конкуренции очень разнообразна. Наиболее часто встречаются дела в связи с неправомерным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг.


Подводя итог правоприменительной практики по делам о недобросовестной конкуренции, важно отметить, что, в целом, отсылка законодателя к оценочным суждениям оставляет возможности для различного толкования действий участников хозяйственного оборота как со стороны их конкурентов, так и со стороны ФАС России, которые вольны самостоятельно определять понятия добропорядочности, разумности и справедливости.

В общем можно сделать выводы: Ценовая конкуренция представляет собой соперничество продавцов на основе установления более приемлемой для покупателя цены. Добросовестная конкуренция предполагает соблюдение правил рынка, а также действующего законодательства. Если эти требования не соблюдаются – имеет место недобросовестная конкуренция. В условиях обострения конкурентной борьбы за новые рынки сбыта продукции и услуг применяются методы и средства недобросовестной конкуренции. Она включает применение незаконных средств и методов, направленных на получение, самовольное использование или разглашение научно- технической, производственной или торговой информации, а также действий, ведущих к дискредитации деятельности предприятия и способствующих его вытеснению с рынка, для получения собственных конкурентных преимуществ.

Глава 2. Исследование проблем ценовой конкуренции в России (на примере рынка продовольственных товаров)

2.1. Проблемы ценовой конкуренции на рынке продовольственных товаров

В любой экономической системе государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью регулировать те или иные процессы. По вопросам методов, границ и направлений государственного вмешательства существует множество подходов. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению.