Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции
1.1. Понятие и противоречивость ценовой конкуренции
1.2. Добросовестная и недобросовестная конкуренция
2.1. Проблемы ценовой конкуренции на рынке продовольственных товаров
2.2. Регулирование ценовой конкуренции на рынке
В развитых странах успешно функционируют государственные органы, которые в той или иной степени участвуют в ценовых процессах и контроле за ценами. Например, во Франции при Департаменте по конкуренции Министерства планирования и финансов работает отдел по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции. В Испании – это Высший совет по ценам при Министерстве экономики и финансов, в Норвегии – Национальный совет по ценам.
Происходящий в России непрерывный рост цен и тарифов на различные товары и услуги – одна из наиболее острых проблем сегодняшнего дня. Данная проблема приобретает чрезвычайно важное значение в связи с кризисными явлениями в российской экономике и негативными внешнеэкономическим факторами, что требует, с одной стороны, оперативного реагирования, а, с другой – разработки концептуального стратегического решения.
В качестве первоочередного шага должна быть разработана Концепция государственной политики цен, раскрывающая позицию государства в данной сфере экономики, опирающаяся на конституционное положение о его социальном характере.
Потребуется разработка программы реализации Концепции государственной политики цен. В рамках этой программы необходимо будет:
– навести системный порядок в законодательной сфере в отношении формирования, применения, наблюдения, контроля и регулирования цен;
– сформировать институциональную инфраструктуру в сфере ценообразования, во главе с федеральным органом, ответственным за реализацию государственной политики цен;
Функционирование этого органа, как хозяйствующих субъектов на национальном рынке России, должно опираться на Национальную систему ценовой информации, которая должна стимулировать добросовестную конкуренцию, способствовать росту производства и эффективности деятельности отечественных производителей продукции и услуг.
Эта система должна обеспечивать: возможность выработки производителями долгосрочных маркетинговых стратегий и программ своего развития; повышение эффективности производственных связей, в том числе минимизацию расходов при осуществлении закупок для государственных нужд, при одновременном существенном снижении коррупции в данной сфере.
Прозрачность ценовой информации важна и для работы налоговых органов, для обоснованности и повышения собираемости налогов. Актуальность и полнота ценовой информации будет содействовать более своевременному и точному принятию решений соответствующими органами исполнительной власти в реализации государственной ценовой политики в соответствии с экономической ситуацией в стране и ее изменениями. Существенное место в этой программе должно быть уделено подготовке и аттестации кадров в области ценообразования.
Выводы.
В России необходимо разработать и использовать комплекс срочных мер, связанных с ценообразованием. К ним относятся:
– введение усиленного контроля за ценами на товары первой необходимости и госрегулирования цен на основные виды сельскохозяйственной и пищевой продукции;
– введение моратория на рост цен и тарифов, устанавливаемых органами государственной власти и естественными монополиями сроком на три-пять лет;
– жесткий контроль за применением тарифов, прежде всего естественных монополий и ряд других мер.
В основе экономической системы в России должна лежать эффективная государственная ценовая политика, базирующаяся на социальном партнерстве государства, бизнеса и общества[38].
Такие соглашения должны заключаться для реализации среднесрочной программы социально-экономического развития РФ, выступая «остовом», обеспечивающим прямые ценовые паритеты и экономическую стабилизацию. Это касается машиностроителей, аграрного сектора, сырьевых отраслей и банков, поскольку у них есть общая цель – развитие народнохозяйственного комплекса. Если задача эффективного государственного ценового регулирования не будет своевременно решена, Россия в очередной раз потеряет стратегические возможности для ускорения экономического роста и соответственно повышения качества жизни своего населения.
Заключение
Ценовая конкуренция представляет собой соперничество продавцов на основе установления более приемлемой для покупателя цены. Добросовестная конкуренция предполагает соблюдение правил рынка, а также действующего законодательства. Если эти требования не соблюдаются – имеет место недобросовестная конкуренция.
Добросовестная конкуренция – это соблюдение всех «правил игры» на рынке, действующего законодательства по охране прав потребителей, по контролю за монополиями, гражданского и уголовного кодексов. Недобросовестная конкуренция — это нарушение общепринятых правил и норм конкуренции.
В России складывается противоречивая картина: продовольственное эмбарго, дорогой импорт и увеличение себестоимости в АПК приводят к росту цен, а уменьшение реальных доходов населения к сокращению спроса и падению цен. В результате чего повышение будет в любом случае, но скорость этого повышения доподлинно просчитать вряд ли возможно.
Соответственно роль государства в формировании цен на продовольствие, на наш взгляд, будет только увеличиваться. Необходимость государственного вмешательства в процессы ценообразования обусловлена тем, что свободно функционирующий рынок не обязательно гарантирует высокую эффективность экономической деятельности. В связи с этим государство может нивелировать отрицательные последствия несовершенства рынка, способствовать справедливому распределению доходов между отраслями и секторами народного хозяйства, отдельными регионами, предприятиями и группами населения.
Общей основой ценообразования на рынках продовольствия зарубежных стран является приведение в соответствие закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию к общественно необходимым затратам на ее производство и реализацию. При этом государство стремится учитывать уровень и динамику мировых цен. Важнейшей функцией цены остается регулирование доходов сельского хозяйства для дальнейшего развития отрасли. Система ценообразования предусматривает оперативное слежение за динамикой цен на средства производства, издержек и доходов в сельском хозяйстве, цен на конечную продукцию и услуги АПК.
В России необходимо разработать и использовать комплекс срочных мер, связанных с ценообразованием. К ним относятся:
– введение усиленного контроля за ценами на товары первой необходимости и госрегулирования цен на основные виды сельскохозяйственной и пищевой продукции;
– введение моратория на рост цен и тарифов, устанавливаемых органами государственной власти и естественными монополиями сроком на три-пять лет;
– жесткий контроль за применением тарифов, прежде всего естественных монополий и ряд других мер.
В основе экономической системы в России должна лежать эффективная государственная ценовая политика, базирующаяся на социальном партнерстве государства, бизнеса и общества. Например, в отношении ценового регулирования необходимо рассмотреть возможность заключения (при участии государства и ряда общественных организаций) партнерских долгосрочных соглашений о ценах и поставках между крупными корпорациями[39].
Такие соглашения должны заключаться для реализации среднесрочной программы социально-экономического развития РФ, выступая «остовом», обеспечивающим прямые ценовые паритеты и экономическую стабилизацию. Это касается машиностроителей, аграрного сектора, сырьевых отраслей и банков, поскольку у них есть общая цель – развитие народнохозяйственного комплекса. Если задача эффективного государственного ценового регулирования не будет своевременно решена, Россия в очередной раз потеряет стратегические возможности для ускорения экономического роста и соответственно повышения качества жизни своего населения.
Итак, подходы к пресечению недобросовестной конкуренции равно, как и актуальная правоприменительная практика не отстают от появляющихся все новых и новых приемов и методов соперничества на конкурентных рынках, заставляя при этом субъектов хозяйствования проявлять большую внимательность к планируемым собственным активностям и активностям конкурентов.
Список литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О защите конкуренции».
Бугай Ю. А. Оценка уровня государственной поддержки сельскохозяйственного производства в экономически развитых странах // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2014. — №4 (114). - С. 164-167.
Вечканов Г. С. Ценовая дискриминация [Электронный ресурс] / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова // Центр креативных технологий. - URL: http://www.inveiitech.ru.
Гордиенко Д.В. Основы экономической безопасности государства. М.: Финансы и статистика; ИНФРА–М, 2012. 224 с.
Госрегулирование оптовых цен на продукты приведет к сокращению ассортимента. – Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/1826783.
Гуреева М.А. Экономическая безопасность системы многоуровневого общественного воспроизводства в период глобальных трансформационных процессов. Дашков и К°, 2010. - С. 87.
Калужский М. Ценовая политика в маркетинге [Электронный ресурс] //Элитариум. -URL: http://www.elitarium.ru/mark262.html.
Кукаева Л. И. К вопросу о ценовой конкуренции на современных товарных рынках // Инновационное развитие экономики. 2011. № 5. С. 30-34.
Маркс К. Теории прибавочной стоимости IV том «Капитала» / К.Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 26, ч. 3. М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1964.
Петрищев М. В. Ценовая и неценовая стороны рыночной конкуренции // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 16. С. 24-31.
Россия стремительно беднеет // Газета.ru. – Режим доступа: http://www.gazeta.ru/ business/2015/03/05/6443153.shtml.
Смирнова О. О. Показатели ценовой дискриминации и рыночное поведение доминирующей фирмы на рынках энергетических товаров// Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015. № 2.
Сухорукова А.М. Вызовы и направления решения проблем импортозамещения в агропродовольственном комплексе России // Аграрный научный журнал. – 2015. – № 1. – С. 85–90.
Темякова Т. В. Анализ механизма ценовой конкуренции с позиций институциональной теории // Современная конкуренция. 2011. № 1 (25). С. 55-71.
Хусайнов Ф. И. Ценовая дискриминация в системе железнодорожных грузовых тарифов // Экономика ж. д. - 2011. - № 7. - С. 41-49.
Цены на продукты могут быть заморожены – Режим доступа: http://actualcomment.ru/minpromtorg-grozitsya-zamorozit-tseny.html.
Цены замерли на пике // Ведомости от 05.03.2015 № 3784. – Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2015/03/05/tseni-zamerli-na-pike.
Шаш Н. Воздействие государства на механизм ценообразования в условиях рыночной экономики [Электронный ресурс] // Центр креативных технологий. - URL: http://www.inveiitech.ru/lib/pricing/pr icing-0121.
Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области). – Режим доступа: http://saratov. gov.ru/misc/prices.php.
Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). – Режим доступа: http://wciom.ru.
Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/
-
Петрищев М. В. Ценовая и неценовая стороны рыночной конкуренции // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 16. С. 24-31. ↑
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
-
Маркс К. Теории прибавочной стоимости IV том «Капитала» / К.Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 26, ч. 3. М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1964. – С. 86. ↑
-
Петрищев М. В. Ценовая и неценовая стороны рыночной конкуренции // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 16. С. 24-31. ↑
-
Темякова Т. В. Анализ механизма ценовой конкуренции с позиций институциональной теории // Современная конкуренция. 2011. № 1 (25). С. 55-71. ↑
-
Петрищев М. В. Ценовая и неценовая стороны рыночной конкуренции // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 16. С. 24-31. ↑
-
Кукаева Л. И. К вопросу о ценовой конкуренции на современных товарных рынках // Инновационное развитие экономики. 2011. № 5. С. 30-34. ↑
-
Темякова Т. В. Анализ механизма ценовой конкуренции с позиций институциональной теории // Современная конкуренция. 2011. № 1 (25). С. 55-71. ↑
-
Петрищев М. В. Ценовая и неценовая стороны рыночной конкуренции // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 16. С. 24-31. ↑
-
Кукаева Л. И. К вопросу о ценовой конкуренции на современных товарных рынках // Инновационное развитие экономики. 2011. № 5. С. 30-34. ↑
-
Петрищев М. В. Ценовая и неценовая стороны рыночной конкуренции // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 16. С. 24-31. ↑
-
Темякова Т. В. Анализ механизма ценовой конкуренции с позиций институциональной теории // Современная конкуренция. 2011. № 1 (25). С. 55-71. ↑
-
Кукаева Л. И. К вопросу о ценовой конкуренции на современных товарных рынках // Инновационное развитие экономики. 2011. № 5. С. 30-34. ↑
-
Петрищев М. В. Ценовая и неценовая стороны рыночной конкуренции // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 16. С. 24-31. ↑
-
Кукаева Л. И. К вопросу о ценовой конкуренции на современных товарных рынках // Инновационное развитие экономики. 2011. № 5. С. 30-34. ↑
-
Темякова Т. В. Анализ механизма ценовой конкуренции с позиций институциональной теории // Современная конкуренция. 2011. № 1 (25). С. 55-71. ↑
-
Петрищев М. В. Ценовая и неценовая стороны рыночной конкуренции // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 16. С. 24-31. ↑
-
Кукаева Л. И. К вопросу о ценовой конкуренции на современных товарных рынках // Инновационное развитие экономики. 2011. № 5. С. 30-34. ↑
-
Калужский М. Ценовая политика в маркетинге [Электронный ресурс] //Элитариум. -URL: http://www.elitarium.ru/mark262.html. ↑
-
Шаш Н. Воздействие государства на механизм ценообразования в условиях рыночной экономики [Электронный ресурс] // Центр креативных технологий. - URL: http://www.inveiitech.ru/lib/pricing/pr icing-0121. ↑
-
Смирнова О. О. Показатели ценовой дискриминации и рыночное поведение доминирующей фирмы на рынках энергетических товаров// Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015. № 2. ↑
-
Смирнова О. О. Показатели ценовой дискриминации и рыночное поведение доминирующей фирмы на рынках энергетических товаров// Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015. № 2. ↑
-
Госрегулирование оптовых цен на продукты приведет к сокращению ассортимента. – Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/1826783. ↑
-
Цены на продукты могут быть заморожены – Режим доступа: http://actualcomment.ru/minpromtorg-grozitsya-zamorozit-tseny.html. ↑
-
Россия стремительно беднеет // Газета.ru. – Режим доступа: http://www.gazeta.ru/ business/2015/03/05/6443153.shtml. ↑
-
Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области). – Режим доступа: http://saratov. gov.ru/misc/prices.php. ↑
-
Цены замерли на пике // Ведомости от 05.03.2015 № 3784. – Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2015/03/05/tseni-zamerli-na-pike. ↑
-
Сухорукова А.М. Вызовы и направления решения проблем импортозамещения в агропродовольственном комплексе России // Аграрный научный журнал. – 2015. – № 1. – С. 85–90. ↑
-
Сухорукова А.М. Вызовы и направления решения проблем импортозамещения в агропродовольственном комплексе России // Аграрный научный журнал. – 2015. – № 1. – С. 85–90. ↑
-
Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). – Режим доступа: http://wciom.ru. ↑
-
Госрегулирование оптовых цен на продукты приведет к сокращению ассортимента. – Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/1826783. ↑
-
Бугай Ю. А. Оценка уровня государственной поддержки сельскохозяйственного производства в экономически развитых странах // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2014. — №4 (114). - С. 164-167. ↑
-
Бугай Ю. А. Оценка уровня государственной поддержки сельскохозяйственного производства в экономически развитых странах // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2014. — №4 (114). - С. 164-167. ↑
-
Бугай Ю. А. Оценка уровня государственной поддержки сельскохозяйственного производства в экономически развитых странах // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2014. — №4 (114). - С. 164-167. ↑
-
Бугай Ю. А. Оценка уровня государственной поддержки сельскохозяйственного производства в экономически развитых странах // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2014. — №4 (114). - С. 164-167. ↑
-
Гуреева М.А. Экономическая безопасность системы многоуровневого общественного воспроизводства в период глобальных трансформационных процессов. Дашков и К°, 2010. - С. 87. ↑
-
Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ ↑
-
Гордиенко Д.В. Основы экономической безопасности государства. М.: Финансы и статистика; ИНФРА–М, 2012. 224 с. ↑
-
Гордиенко Д.В. Основы экономической безопасности государства. М.: Финансы и статистика; ИНФРА–М, 2012. 224 с. ↑