Файл: Понятие и противоречивость ценовой конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В развитых странах успешно функционируют государственные органы, которые в той или иной степени участвуют в ценовых процессах и контроле за ценами. Например, во Франции при Департаменте по конкуренции Министерства планирования и финансов работает отдел по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции. В Испании – это Высший совет по ценам при Министерстве экономики и финансов, в Норвегии – Национальный совет по ценам.

Происходящий в России непрерывный рост цен и тарифов на различные товары и услуги – одна из наиболее острых проблем сегодняшнего дня. Данная проблема приобретает чрезвычайно важное значение в связи с кризисными явлениями в российской экономике и негативными внешнеэкономическим факторами, что требует, с одной стороны, оперативного реагирования, а, с другой – разработки концептуального стратегического решения.

В качестве первоочередного шага должна быть разработана Концепция государственной политики цен, раскрывающая позицию государства в данной сфере экономики, опирающаяся на конституционное положение о его социальном характере.

Потребуется разработка программы реализации Концепции государственной политики цен. В рамках этой программы необходимо будет:

– навести системный порядок в законодательной сфере в отношении формирования, применения, наблюдения, контроля и регулирования цен;

– сформировать институциональную инфраструктуру в сфере ценообразования, во главе с федеральным органом, ответственным за реализацию государственной политики цен;

Функционирование этого органа, как хозяйствующих субъектов на национальном рынке России, должно опираться на Национальную систему ценовой информации, которая должна стимулировать добросовестную конкуренцию, способствовать росту производства и эффективности деятельности отечественных производителей продукции и услуг.

Эта система должна обеспечивать: возможность выработки производителями долгосрочных маркетинговых стратегий и программ своего развития; повышение эффективности производственных связей, в том числе минимизацию расходов при осуществлении закупок для государственных нужд, при одновременном существенном снижении коррупции в данной сфере.

Прозрачность ценовой информации важна и для работы налоговых органов, для обоснованности и повышения собираемости налогов. Актуальность и полнота ценовой информации будет содействовать более своевременному и точному принятию решений соответствующими органами исполнительной власти в реализации государственной ценовой политики в соответствии с экономической ситуацией в стране и ее изменениями. Существенное место в этой программе должно быть уделено подготовке и аттестации кадров в области ценообразования.


Выводы.

В России необходимо разработать и использовать комплекс срочных мер, связанных с ценообразованием. К ним относятся:

– введение усиленного контроля за ценами на товары первой необходимости и госрегулирования цен на основные виды сельскохозяйственной и пищевой продукции;

– введение моратория на рост цен и тарифов, устанавливаемых органами государственной власти и естественными монополиями сроком на три-пять лет;

– жесткий контроль за применением тарифов, прежде всего естественных монополий и ряд других мер.

В основе экономической системы в России должна лежать эффективная государственная ценовая политика, базирующаяся на социальном партнерстве государства, бизнеса и общества[38].

Такие соглашения должны заключаться для реализации среднесрочной программы социально-экономического развития РФ, выступая «остовом», обеспечивающим прямые ценовые паритеты и экономическую стабилизацию. Это касается машиностроителей, аграрного сектора, сырьевых отраслей и банков, поскольку у них есть общая цель – развитие народнохозяйственного комплекса. Если задача эффективного государственного ценового регулирования не будет своевременно решена, Россия в очередной раз потеряет стратегические возможности для ускорения экономического роста и соответственно повышения качества жизни своего населения.

Заключение

Ценовая конкуренция представляет собой соперничество продавцов на основе установления более приемлемой для покупателя цены. Добросовестная конкуренция предполагает соблюдение правил рынка, а также действующего законодательства. Если эти требования не соблюдаются – имеет место недобросовестная конкуренция.

Добросовестная конкуренция – это соблюдение всех «правил игры» на рынке, действующего законодательства по охране прав потребителей, по контролю за монополиями, гражданского и уголовного кодексов. Недобросовестная конкуренция — это нарушение общепринятых правил и норм конкуренции.

В России складывается противоречивая картина: продовольственное эмбарго, дорогой импорт и увеличение себестоимости в АПК приводят к росту цен, а уменьшение реальных доходов населения к сокращению спроса и падению цен. В результате чего повышение будет в любом случае, но скорость этого повышения доподлинно просчитать вряд ли возможно.


Соответственно роль государства в формировании цен на продовольствие, на наш взгляд, будет только увеличиваться. Необходимость государственного вмешательства в процессы ценообразования обусловлена тем, что свободно функционирующий рынок не обязательно гарантирует высокую эффективность экономической деятельности. В связи с этим государство может нивелировать отрицательные последствия несовершенства рынка, способствовать справедливому распределению доходов между отраслями и секторами народного хозяйства, отдельными регионами, предприятиями и группами населения.

Общей основой ценообразования на рынках продовольствия зарубежных стран является приведение в соответствие закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию к общественно необходимым затратам на ее производство и реализацию. При этом государство стремится учитывать уровень и динамику мировых цен. Важнейшей функцией цены остается регулирование доходов сельского хозяйства для дальнейшего развития отрасли. Система ценообразования предусматривает оперативное слежение за динамикой цен на средства производства, издержек и доходов в сельском хозяйстве, цен на конечную продукцию и услуги АПК.

В России необходимо разработать и использовать комплекс срочных мер, связанных с ценообразованием. К ним относятся:

– введение усиленного контроля за ценами на товары первой необходимости и госрегулирования цен на основные виды сельскохозяйственной и пищевой продукции;

– введение моратория на рост цен и тарифов, устанавливаемых органами государственной власти и естественными монополиями сроком на три-пять лет;

– жесткий контроль за применением тарифов, прежде всего естественных монополий и ряд других мер.

В основе экономической системы в России должна лежать эффективная государственная ценовая политика, базирующаяся на социальном партнерстве государства, бизнеса и общества. Например, в отношении ценового регулирования необходимо рассмотреть возможность заключения (при участии государства и ряда общественных организаций) партнерских долгосрочных соглашений о ценах и поставках между крупными корпорациями[39].

Такие соглашения должны заключаться для реализации среднесрочной программы социально-экономического развития РФ, выступая «остовом», обеспечивающим прямые ценовые паритеты и экономическую стабилизацию. Это касается машиностроителей, аграрного сектора, сырьевых отраслей и банков, поскольку у них есть общая цель – развитие народнохозяйственного комплекса. Если задача эффективного государственного ценового регулирования не будет своевременно решена, Россия в очередной раз потеряет стратегические возможности для ускорения экономического роста и соответственно повышения качества жизни своего населения.


Итак, подходы к пресечению недобросовестной конкуренции равно, как и актуальная правоприменительная практика не отстают от появляющихся все новых и новых приемов и методов соперничества на конкурентных рынках, заставляя при этом субъектов хозяйствования проявлять большую внимательность к планируемым собственным активностям и активностям конкурентов. 

Список литературы

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О защите конкуренции».

Бугай Ю. А. Оценка уровня государственной поддержки сельскохозяйственного производства в экономически развитых странах // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2014. — №4 (114). - С. 164-167.

Вечканов Г. С. Ценовая дискриминация [Электронный ресурс] / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова // Центр креативных технологий. - URL: http://www.inveiitech.ru.

Гордиенко Д.В. Основы экономической безопасности государства. М.: Финансы и статистика; ИНФРА–М, 2012. 224 с.

Госрегулирование оптовых цен на продукты приведет к сокращению ассортимента. – Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/1826783.

Гуреева М.А. Экономическая безопасность системы многоуровневого общественного воспроизводства в период глобальных трансформационных процессов. Дашков и К°, 2010. - С. 87.

Калужский М. Ценовая политика в маркетинге [Электронный ресурс] //Элитариум. -URL: http://www.elitarium.ru/mark262.html.

Кукаева Л. И. К вопросу о ценовой конкуренции на современных товарных рынках // Инновационное развитие экономики. 2011. № 5. С. 30-34.

Маркс К. Теории прибавочной стоимости IV том «Капитала» / К.Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 26, ч. 3. М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1964.

Петрищев М. В. Ценовая и неценовая стороны рыночной конкуренции // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 16. С. 24-31.

Россия стремительно беднеет // Газета.ru. – Режим доступа: http://www.gazeta.ru/ business/2015/03/05/6443153.shtml.

Смирнова О. О. Показатели ценовой дискриминации и рыночное поведение доминирующей фирмы на рынках энергетических товаров// Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015. № 2.

Сухорукова А.М. Вызовы и направления решения проблем импортозамещения в агропродовольственном комплексе России // Аграрный научный журнал. – 2015. – № 1. – С. 85–90.


Темякова Т. В. Анализ механизма ценовой конкуренции с позиций институциональной теории // Современная конкуренция. 2011. № 1 (25). С. 55-71.

Хусайнов Ф. И. Ценовая дискриминация в системе железнодорожных грузовых тарифов // Экономика ж. д. - 2011. - № 7. - С. 41-49.

Цены на продукты могут быть заморожены – Режим доступа: http://actualcomment.ru/minpromtorg-grozitsya-zamorozit-tseny.html.

Цены замерли на пике // Ведомости от 05.03.2015 № 3784. – Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2015/03/05/tseni-zamerli-na-pike.

Шаш Н. Воздействие государства на механизм ценообразования в условиях рыночной экономики [Электронный ресурс] // Центр креативных технологий. - URL: http://www.inveiitech.ru/lib/pricing/pr icing-0121.

Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области). – Режим доступа: http://saratov. gov.ru/misc/prices.php.

Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). – Режим доступа: http://wciom.ru.

Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/

  1. Петрищев М. В. Ценовая и неценовая стороны рыночной конкуренции // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 16. С. 24-31.

  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

  3. Маркс К. Теории прибавочной стоимости IV том «Капитала» / К.Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 26, ч. 3. М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1964. – С. 86.

  4. Петрищев М. В. Ценовая и неценовая стороны рыночной конкуренции // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 16. С. 24-31.

  5. Темякова Т. В. Анализ механизма ценовой конкуренции с позиций институциональной теории // Современная конкуренция. 2011. № 1 (25). С. 55-71.

  6. Петрищев М. В. Ценовая и неценовая стороны рыночной конкуренции // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 16. С. 24-31.

  7. Кукаева Л. И. К вопросу о ценовой конкуренции на современных товарных рынках // Инновационное развитие экономики. 2011. № 5. С. 30-34.

  8. Темякова Т. В. Анализ механизма ценовой конкуренции с позиций институциональной теории // Современная конкуренция. 2011. № 1 (25). С. 55-71.

  9. Петрищев М. В. Ценовая и неценовая стороны рыночной конкуренции // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 16. С. 24-31.

  10. Кукаева Л. И. К вопросу о ценовой конкуренции на современных товарных рынках // Инновационное развитие экономики. 2011. № 5. С. 30-34.

  11. Петрищев М. В. Ценовая и неценовая стороны рыночной конкуренции // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 16. С. 24-31.

  12. Темякова Т. В. Анализ механизма ценовой конкуренции с позиций институциональной теории // Современная конкуренция. 2011. № 1 (25). С. 55-71.

  13. Кукаева Л. И. К вопросу о ценовой конкуренции на современных товарных рынках // Инновационное развитие экономики. 2011. № 5. С. 30-34.

  14. Петрищев М. В. Ценовая и неценовая стороны рыночной конкуренции // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 16. С. 24-31.

  15. Кукаева Л. И. К вопросу о ценовой конкуренции на современных товарных рынках // Инновационное развитие экономики. 2011. № 5. С. 30-34.

  16. Темякова Т. В. Анализ механизма ценовой конкуренции с позиций институциональной теории // Современная конкуренция. 2011. № 1 (25). С. 55-71.

  17. Петрищев М. В. Ценовая и неценовая стороны рыночной конкуренции // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 16. С. 24-31.

  18. Кукаева Л. И. К вопросу о ценовой конкуренции на современных товарных рынках // Инновационное развитие экономики. 2011. № 5. С. 30-34.

  19. Калужский М. Ценовая политика в маркетинге [Электронный ресурс] //Элитариум. -URL: http://www.elitarium.ru/mark262.html.

  20. Шаш Н. Воздействие государства на механизм ценообразования в условиях рыночной экономики [Электронный ресурс] // Центр креативных технологий. - URL: http://www.inveiitech.ru/lib/pricing/pr icing-0121.

  21. Смирнова О. О. Показатели ценовой дискриминации и рыночное поведение доминирующей фирмы на рынках энергетических товаров// Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015. № 2.

  22. Смирнова О. О. Показатели ценовой дискриминации и рыночное поведение доминирующей фирмы на рынках энергетических товаров// Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015. № 2.

  23. Госрегулирование оптовых цен на продукты приведет к сокращению ассортимента. – Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/1826783.

  24. Цены на продукты могут быть заморожены – Режим доступа: http://actualcomment.ru/minpromtorg-grozitsya-zamorozit-tseny.html.

  25. Россия стремительно беднеет // Газета.ru. – Режим доступа: http://www.gazeta.ru/ business/2015/03/05/6443153.shtml.

  26. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области). – Режим доступа: http://saratov. gov.ru/misc/prices.php.

  27. Цены замерли на пике // Ведомости от 05.03.2015 № 3784. – Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2015/03/05/tseni-zamerli-na-pike.

  28. Сухорукова А.М. Вызовы и направления решения проблем импортозамещения в агропродовольственном комплексе России // Аграрный научный журнал. – 2015. – № 1. – С. 85–90.

  29. Сухорукова А.М. Вызовы и направления решения проблем импортозамещения в агропродовольственном комплексе России // Аграрный научный журнал. – 2015. – № 1. – С. 85–90.

  30. Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). – Режим доступа: http://wciom.ru.

  31. Госрегулирование оптовых цен на продукты приведет к сокращению ассортимента. – Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/1826783.

  32. Бугай Ю. А. Оценка уровня государственной поддержки сельскохозяйственного производства в экономически развитых странах // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2014. — №4 (114). - С. 164-167.

  33. Бугай Ю. А. Оценка уровня государственной поддержки сельскохозяйственного производства в экономически развитых странах // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2014. — №4 (114). - С. 164-167.

  34. Бугай Ю. А. Оценка уровня государственной поддержки сельскохозяйственного производства в экономически развитых странах // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2014. — №4 (114). - С. 164-167.

  35. Бугай Ю. А. Оценка уровня государственной поддержки сельскохозяйственного производства в экономически развитых странах // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2014. — №4 (114). - С. 164-167.

  36. Гуреева М.А. Экономическая безопасность системы многоуровневого общественного воспроизводства в период глобальных трансформационных процессов. Дашков и К°, 2010. - С. 87.

  37. Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/

  38. Гордиенко Д.В. Основы экономической безопасности государства. М.: Финансы и статистика; ИНФРА–М, 2012. 224 с.

  39. Гордиенко Д.В. Основы экономической безопасности государства. М.: Финансы и статистика; ИНФРА–М, 2012. 224 с.