Файл: Понятие и противоречивость ценовой конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы работы. В современных условиях наличие конкуренции является одним из показателей нормального развития рыночной экономики и наиболее важным средством регулирования основных экономических процессов, включая удовлетворения и защиту прав потребителей. Конкурентная среда - это совокупность качественных и количественных показателей, характеризующих состояние развития конкуренции. Конкуренция определяется множеством факторов, важнейшим из которых является цена. Ценовая конкуренция — это конкурентная борьба за счет снижения цен до более низкого относительно конкурентов уровня. Однако, такая конкуренция далеко не всегда является добросовестной. На рынке имеют место такие проблемы, как демпинг, ценовая дискриминация.

Цель курсовой работы – исследование проблемы добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции.

Задачи работы:

  • исследовать понятие и противоречивость ценовой конкуренции;
  • рассмотреть сущность и особенности недобросовестной ценовой конкуренции;
  • проанализировать проблемы ценовой конкуренции на рынке продовольственных товаров России;
  • исследовать регулирование ценовой конкуренции на рынке продовольственных товаров зарубежных стран;
  • определить пути решения проблем недобросовестной ценовой конкуренции в России.

Предмет исследования – добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция.

Объект исследования – ценовая конкуренция на рынке продовольственных товаров России.

Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области государственного регулирования экономики, отраслевых рынков.

Методами исследования явились сбор и обработка экономической информации, анализ абсолютных и относительных величин, коэффициентный метод, графический метод.

Информационной базой исследования послужили действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, информация периодических изданий, сети Интернет.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанные рекомендации могут быть использованы исследованиях по развитию конкурентной среды, в оценке конкурентных преимуществ отдельных товаропроизводителей, их конкурентных стратегий.

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.


Глава 1. Теоретические аспекты добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции

1.1. Понятие и противоречивость ценовой конкуренции

Ценовая конкуренция является достаточно частым явлением на рынке. 

Без сомнения, многие фирмы при оценке своих товаров отталкиваются от цен аналогичных товаров у конкурентов. Или же от средней цены на рынке. Это разумно и достаточно быстро. Такой подход установления цены на основе уровня текущих цен является достаточно популярным.

Но при такой ценовой политике есть большая вероятность скатиться в ценовую конкуренцию. То есть ставить цену немного ниже, чем у конкурента. Или говоря попросту, демпинговать. Конкурент делает то же самое. Каждый из участников такой ценовой гонки надеется, что потенциальный покупатель приобретет товар именно у него. [1] 

Одним из ключевых факторов при покупке какого-либо товара является его цена. С одной стороны, это правильно. Есть, например, килограмм яблок или помидоров. В одном из магазинов он стоит пять рублей, а в другом – десять. При прочих равных условиях большинство купит товар по цене пять рублей. И это логично.

Зачастую цена не является основным фактором при покупке. Без сомнения, это важный параметр, но далеко не единственный. Вы можете не купить, потому, что продавец нахамил или знакомый плохо отзывался о магазине. Да по любой причине, которая кажется Вам важной и значимой.

К сожалению, до сих пор многие продавцы считают, что цена – самый главный фактор при покупке. И уходят в жесткую ценовую конкуренцию. С постоянным демпингом. Урезая прибыль до минимума, и даже продавая себе в убыток. Если у Вас есть лет десять и параллельно приносящий ощутимый доход бизнес, то такое допустимо. За этот срок можно постараться задавить конкурентов и остаться монополистом на рынке. Но в большинстве случаев такая стратегия приводит к разорению.

На конкурентном рынке соперники используют разные методы борьбы: ценовые, неценовые, нечестные.


Ценовая конкуренция представляет собой соперничество продавцов на основе установления более приемлемой для покупателя цены. [2]

Добросовестная конкуренция предполагает соблюдение правил рынка, а также действующего законодательства. Если эти требования не соблюдаются – имеет место недобросовестная конкуренция [3].

Всякая экономическая категория содержит в себе противоречия, ведь, по утверждению К. Маркса, если «экономическое отношение, - а значит и категории, его выражающие, - заключает в себе противоположности, то оно является противоречием и именно единством противоречий». [4]

Внутренними противоречиями ценовой конкуренции являются противоречия, возникающие между ее субъектами, то есть между элементами структуры, а внешними - противоречия между рассматриваемым явлением и другими экономическими явлениями, то есть ценовой конкуренцией и ее окружением. Здесь возникает закономерный вопрос: если множество хозяйствующих субъектов рынка, в том числе и государство, влияние которого зачастую считается внешним по отношению к различным экономическим процессам и явлениям, принять за компоненты ценовой конкуренции, то есть противоречия между ними становятся внутренними, что тогда считать внешними противоречиями ценовой конкуренции? Ответом становится - противоречия между ценовой конкуренцией и другими рыночными явлениями. Субъектами ценовой конкуренции являются производители, потребители, посредники, поставщики, государственные органы.

По критерию противоположности интересов субъектов ценовой конкуренции можно выделить противоречия между конкурентами, рождающие переход конкуренции в монополию и, наоборот, между производителями и покупателями, органами власти и предприятиями, поставщиками и предприятиями-производителями, а также предприятиями, покупателями и посредниками[5]. При ценовой конкуренции одинаковые цели противоположно ориентированы, что рождает помимо единства борьбу противостоящих друг другу в ценовой конкуренции предприятий. По существу, интерес каждого конкурента заключается в стремлении обладать монополией на источники сырья, производство определенной продукции, квалифицированный персонал, клиентуру. Учитывая негативные последствия монопольного положения какого-либо предприятия на некотором рынке, в интересах общества предотвратить монополизацию экономики. Даже при возникновении небольшой группы единомышленников конкурентов, она также желает монополии для себя против других. [6]


Однако именно стремление избежать конкуренции, занять лидирующие позиции на рынке и в конечном итоге стать монополистом, побуждает каждое предприятие осуществлять постоянный процесс совершенствования технологий, расширения ассортимента, то есть участвовать в конкурентной борьбе, следовательно, конкуренция, в том числе ценовая, и монополия противостоят друг другу, являя собой не просто другое в качестве противостоящего себе, но свое другое, так как противоположность есть вообще то, что содержит в самом себе, одно и его другое, себя и свое другое, себя и свое противоположное[7].

Таким образом, противоположно направленные интересы конкурентов, предприятий и общества, их единство и борьба являются источником развития, источником прогресса.

Также отметим, что каждый производитель стремится получать монопольно высокие прибыли. При этом в рамках анализа противоречий именно ценовой конкуренции выявляем противостояние прибыли и цены. В самом общем виде прибыль образуется как разница между валовой выручкой и валовыми издержками, в свою очередь выручку формирует произведение цены и объема производства, следовательно, сокращение цены приводит к уменьшению выручки при неизменной величине издержек, а значит и прибыли предприятия[8]. Данное рассуждение не учитывает степень эластичности спроса, когда при эластичном спросе сокращение цены влечет рост совокупной выручки, а, следовательно, и прибыли, при сохранении издержек на прежнем уровне, а при неэластичном – наоборот[9]. Сказанное позволяет утверждать, что при анализе противоречий субъектов ценовой конкуренции неизбежно интерес предпринимателя не как конкурента, но производителя, заключающийся в получении, сохранении и преумножении своих конкурентных преимуществ, прежде всего, за счет роста прибыли, противоречит осуществляемым им мероприятиям, что проявляется в сокращении цены, в итоге теоретически желание каждого производителя получать больший размер прибыли приводит при ценовой конкуренции к снижению прибыли. Однако известно, что ценовая конкуренция также осуществляется посредством роста цен в непропорционально меньшем размере, чем растет качество, в данном случае предприятие также теряет в размере прибыли, так как более высококачественный товар объективно требует более высокой оплаты при любом направлении изменения издержек, даже при их сохранении на прежнем уровне, поскольку психологически более дешевый товар воспринимается потребителями как менее качественный, а значит, велика вероятность сокращения спроса на продукцию предприятия, и как следствие, его прибыли, хотя данные выводы не однозначны[10].


Процесс развития противоречий характеризуется их возникновением, становлением и разрешением. Недостаточно в рамках анализа противоречий ценовой конкуренции ограничиться постановкой проблемы о существовании вышеназванных противоречий, необходимо описать способы разрешения данных противоречий[11]. Чтобы разрешить проблему противоречивости интересов конкурентов, необходимо придать их одинаковым целям однонаправленность, то есть конкуренты должны превратиться из соперничающих компаний в партнеров по бизнесу, что достигается, например, с помощью осуществления сделок по слияниям и поглощениям. При слияниях и поглощениях всегда существует ведущая фирма, которая в большей степени реализует свои интересы в подобных сделках, следовательно, противоречие противоположно ориентированных интересов конкурентов разрешается образованием нового хозяйствующего субъекта путем суммирования элементов прежних предприятий с преобладанием компонент доминирующего. Слияния и поглощения ведут к ликвидации конкурентов на определенных рынках, рыночных сегментах, отраслях, а значит, создают тенденцию к монополизации, то есть наблюдается переход конкуренции (противоположного) в свое противоположное (монополию), таким образом, итогом разрешения противоречия является возникновение нового противоречия, данный процесс непрерывен, постоянно воспроизводится.

Разрешение же противоречия между однонаправленным изменением цены и прибыли, о котором говорилось выше, достигается посредством многих мероприятий. Во-первых, каждое предприятие при принятии решения о проведении мероприятий ценовой конкуренции должно учитывать степень эластичности спроса на выпускаемую ими продукцию, и возможно, отказаться от ценовых войн при неэластичном спросе[12]. Также предприятие может активно использовать диверсификацию производства. Предприятие, неся убытки, либо же получая недостаточный размер прибыли по одному виду деятельности, может за счет цен, адекватных качеству и величине издержек, увеличивать получаемую прибыль в другой сфере деятельности, следовательно, суммарный размер прибыли от различных производств данного предпринимателя будет иметь положительную динамику. Таким образом, посредством диверсификации повышается устойчивость предприятия к изменениям в предпринимательской среде[13].

Не менее важным противоречием является противоречие интересов производителей и потребителей. Известно, что практика установления монопольно низких цен (ниже среднерыночных и ниже средних издержек производства, во втором случае речь идет о грабительском ценообразовании) связана с желанием предприятия после устранения конкурентов с рынка поднять в последующем цены до монопольно высокого уровня, что противоречит интересам потребителей, не желающим приобретать сверхдорогую продукцию[14].