Файл: Понятие и противоречивость ценовой конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продовольственный рынок Южной Америки богат и разнообразен. Наиболее развитые страны – это Аргентина, Бразилия, Уругвай, Чили.

Экономика стран региона, пережив мировой кризис, благодаря своим сырьевым товарам располагает широкими возможностями для выхода на мировую продовольственную арену. Объемы производства, резко сократившиеся к концу 2008 г. уже к середине последующего года во многих странах региона восстановилась. Не все страны смогли успешно развиваться. К примеру, страны, которые имели тесные экономические связи с развивающимися странами Азиатского региона, особенно с Китаем, демонстрировали более высокий уровень развития, другие, которые более сотрудничали с развитыми странами (США) восстанавливались медленнее. 

В последние годы отмечается общая тенденция роста цен на сельхозпродукцию, поэтому растет спрос на сельскохозяйственные земли. Растут вложения в сельское хозяйство, основного поставщика продовольственного рынка. Если в прошедшие годы объем инвестиций составлял в пределах 2-3 миллиардов долларов, то сейчас эти вложения по прогнозам экспертов стремительно приближаются к 5-7 миллиардам долларов.

В Южной Америке ценовая политика направлена также приоритетно на сельскохозяйственную продукцию, так как имеет большие площади свободных и благоприятных для земледелия земель, в ближайшее время может стать лидирующим регионом в мировых поставках продовольствия. Уже сейчас стремительно развиваются такие страны как Аргентина, Перу, Уругвай, Эквадор, Чили, Парагвай, Колумбия, Венесуэла, Бразилия, с ростом в: Аргентина — 8,3%, Перу — 7,1%, Уругвай — 6,8%, Эквадор — 6,4%, Чили — 6,3%, Парагвай — 5,7%, Колумбия — 5,3%, Венесуэла — 4,5%, Бразилия — 4%.

Доля экспорта из Южной Америки в мировом экспорте масличных культур достигла 59%, мяса – 37%, зерна -11%.

Такие страны как Аргентина, Бразилия, Уругвай, Чили вошли в лидирующую десятку экспортеров продовольственной продукции.

На долю лидеров Южной Америки в сельскохозяйственном производстве приходится примерно 81,3%, в том числе на Бразилию – 45% (100,4 миллиардов долларов), Аргентину – 18% (39,1 миллиардов долларов), Колумбию- 10% (22 миллиардов долларов), Венесуэлу – 9% (19,8 миллиардов долларов), на остальные страны региона приходится 19%. Общее сельхозпроизводство южноамериканского региона составляет примерно 223,2 миллиардов долларов. К числу ведущих стран региона по производству и поставкам сельхозпродукции на продовольственные рынки относятся – Бразилия, Аргентина, Колумбия, Венесуэла.[34]


Во всех странах Западной Европы действует механизм гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию. Так, в Финляндии действуют три вида цен: целевые, дотационные и дополнительные. Ежегодно Министерство сельского и лесного хозяйства определяет целевые цены и утверждает их по согласованию с Центральной организацией сельскохозяйственных товаропроизводителей. В течение года эти цены можно корректировать с учетом темпов инфляции. Базисом целевых цен является ценовая модель, разработанная по калькуляции себестоимости производства важнейших сельскохозяйственных продуктов в хозяйствах южных районов страны, то есть с лучшими условиями производства. Для районов с худшими условиями предусмотрены дотации.

В Германии в значительной степени компенсируются цены на зерно с учетом мировых цен. При этом государство контролирует зерновой рынок не менее чем на 70%. В этих странах большое внимание также уделяется внешней защите «своего» рынка посредством воздействия на импортируемое зерно через разного рода налоги, сборы, а также установлением квот.

В Японии прямое вмешательство государства в ценообразование минимально. Более того, государство проводит курс на ограничение любых форм контроля над оптовыми и розничными ценами со стороны корпораций. Основная законодательная база, ограничивающая участие субъектов рынка и государства в ценообразовании, — это Антимонопольный закон (1947 г.). Закон о регулировании рынка продовольственных товаров. Закон о стабилизации цен на продукты животноводства. Специальный орган — Комиссия по
справедливым сделкам — следит за соблюдением этих законов[35].

Основой ценообразования в Японии является взаимодействие спроса и предложения. Однако это не означает, что государство отказывается от воздействия на цены отдельных видов товаров. Существует Бюро цен при Управлении экономического планирования, учрежденное в 1973 г, которое является правительственным органом, осуществляющим значительную деятельность в области ценообразования: контроль за соблюдением антимонополистического законодательства, изучение тенденций спроса, предложения
и ценообразования, поддержание спроса и цен на необходимом уровне путем проведения соответствующей фискальной и финансовой политики. Административно в Японии регулируется примерно 20% потребительских цен, в том числе на рис, пшеницу мясные и молочные продукты, воду тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, стоимость образования и медицинского обслуживания.


Объектом пристального внимания со стороны правительства является ценообразование на сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары. Объясняется это тем, что без вмешательства государства разорилась бы основная часть фермеров, затраты которых выше, чем во многих развитых странах, из-за небольших размеров хозяйств, высокой стоимости рабочей
сипы, кормов. Поэтому государство применяет такие методы поддержки, как количественное ограничение на импорт ряда товаров сельскохозяйственного производства, устанавливает «рекомендательные» цены, проводит закупку в
буферные запасы в периоды спада цен и распродает товары из этих запасов в периоды роста цен (мясные и молочные продукты).

«Рекомендательные» цены устанавливаются на важнейшие сельхозпродукты и их «добровольно» придерживаются торговцы. В процесс ценообразования на товары широкого потребления государство практически не вмешивается. Наплыв дешевых товаров ширпотреба, в первую очередь из азиатских стран, видоизменение их распределения позволили уменьшить степень контроля над розничными ценами со стороны крупных компаний.

К особенностям ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в развитых странах относится дифференциация целевых (гарантированных) цен по месяцам хозяйственного года в пределах до 10% их среднегодового уровня. Это предусмотрено с целью компенсации затрат фермерам за хранение нереализованной продукции непосредственно в своих хозяйствах или на оплату тарифов коммерческих государственных складов. В последнем случае производится частичная компенсация убытков от потерь сельскохозяйственной продукции при хранении.

Основными факторами, лежащими в основе затянувшегося падения цен в РФ на основные продукты питания, являются в целом обильное предложение сельскохозяйственных товаров, замедление мировой экономики, а также укрепление курса доллара США. В этом месяце ФАО также повысила прогноз по мировым запасам зерновых на 2016 год в результате снижения прогнозируемого потребления и повышения прогнозов на урожай.

Индекс цен ФАО на сахар снизился на 4,1% по сравнению с декабрьским показателем. Это является его первым снижением после периода четырехмесячного роста, которое произошло вследствие улучшения прогноза на урожай в Бразилии, являющейся на сегодняшний день ведущим мировым производителем и экспортером сахара.

Индекс цен ФАО на молочные продукты снизился на 3% на фоне больших запасов в ЕС и Новой Зеландии и вялого мирового спроса на импорт.


Индекс цен ФАО на зерновые снизился на 1,7% до 149,1 пунктов на фоне обильных мировых запасов и вследствие усиления конкуренции за экспортные рынки, особенно для пшеницы и кукурузы, а также укрепления доллара США.

Индекс цен ФАО на растительные масла снизился на 1,7%, главным образом, в результате падения цен на соевое масло вследствие сохранения его запасов в мире на достаточном уровне.

Индекс цен ФАО на мясо снизился на 1,1% по сравнению с его пересмотренным значением за декабрь, при этом цены на все категории мясных товаров падают, за исключением свинины, цены на которую оставались на стабильном уровне главным образом благодаря реализуемой в ЕС с января программе по компенсации затрат по хранению продукции из свинины.

С учетом модернизации производства и снижения прогноза по потреблению мировые запасы зерновых прогнозируются на уровне 642 миллионов тонн в конце 2016 года - это выше чем на начало сезонов. Такой уровень предполагает устойчивое глобальное соотношение запасов к потреблению на уровне - 25%. Однако наращивание запасов варьируется в зависимости от региона и сельскохозяйственной культуры. Заметное увеличение запасов пшеницы прогнозируется в Соединенных Штатах Америки, Европейском союзе и Китае, в то время как незначительное сокращение запасов ожидается в Канаде, Индии и Исламской Республике Иран. ФАО незначительно улучшила прогноз относительно запасов риса в мире в 2016 году по сравнению с декабрьским прогнозом. При этом объем переходящих запасов риса в мире может сократиться, поскольку прогнозируемых объемов производства в этом году будет недостаточно для удовлетворения ожидаемого потребления, главным образом за счет Индии и Таиланда, двух ведущих экспортеров риса.

Глава 3. Пути решения проблем недобросовестной ценовой

конкуренции в России

Факторы, влияющие на экономическую безопасность государства, разделяются на внутренние и внешние. Среди внутренних факторов важное значение имеют социальные факторы – это факторы, наличие которых обусловлено сложившимися в государстве социальными и социально-экономическими условиями функционирования национального хозяйства. Эти факторы, в частности, включают обеспечение приемлемых для большинства населения условий жизни и развития личности[36]. Существенное значение на социальные и социально-экономические факторы оказывает сфера ценообразования. Сфера ценообразования в России из-за отсутствия ее государственного регулирования и контроля, стала источником серьезных проблем развития российской экономики, влияющих на количественные и качественные параметры ее динамики. В России до сих пор отсутствует системная эффективная государственная ценовая политика, что тормозит экономическое развитие страны, а также ставит под угрозу ее экономическую безопасность.


Отсутствие эффективной государственной политики в области цен стало одной из косвенных причин постепенного замедления темпов роста ВВП в России (рис. 2), сменившегося в 2015 г. его падением. Причины сложившегося в стране положения коренятся в либерализации цен, практически полном освобождении этой сферы от государственной опеки в начале 90-х гг. прошлого века, когда сложилась практика, при которой цены практически не контролируются и не регулируются государством.

В результате на продукцию и услуги инфраструктурных отраслей цены фактически устанавливаются крупными монополистическими компаниями, при этом реальных конкурентных отношений по этой категории продукции и услуг создать невозможно в силу специфики данных отраслей, а попытки создать подобие рынка носит искусственный характер. Значительная часть производства компаний в этих отраслях работает на мировой рынок, ориентируясь на его цены.

Рисунок 2 - Темпы прироста ВВП в России[37]

Средние и малые производственные предприятия в значительной мере отсечены от конечных потребителей своей продукции мощным слоем посредников, которые забирают большую часть прибыли, не позволяя проявляться конкурентным отношениям, способствующим снижению издержек и росту качества продукции и услуг.

При сохраняющейся устойчивой тенденции к снижению доходов населения это вызывает снижение потребления, а, следовательно, сохранение предпосылок для дальнейшего спада ВВП.

Вопрос о наведении порядка в ценовой сфере страны с 2000 г. неоднократно поднимался в Государственной Думе России. Торгово-промышленная палата России (как представитель среднего и малого предпринимательства) с 2006 г. ставит вопрос о необходимости разработки государственной политики цен в России.

Именно отсутствие системного похода к решению этой важной проблемы, попытки осуществить реформирование ценообразования в ряде отраслей экономики в условиях отсутствия четко сформулированной государственной ценовой политики не дают ожидаемых результатов.

Анализ опыта зарубежных стран свидетельствует о том, что во всех экономически развитых странах в том или ином виде национальные системы ценообразования (именно как системы) опираются на регулирующую роль государства. Эта роль не сводится только к выработке общей стратегии в вопросах ценообразования, принятия законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен, но предполагает прямое или косвенное регулирование цен, а также контроль за ними в тех случаях, когда это необходимо. И все это делается при соблюдении основного принципа свободного установления цен в условиях рыночного хозяйства.