Файл: Современное состояние электроэнергетической отрасли в России.pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Реформа электроэнергетики в России: цели и задачи
1.1. Предпосылки реформы электроэнергетики в России
1.2. Цели и задачи реформы электроэнергетики
Глава 2. Анализ электроэнергетической отрасли России
2.1. Современное состояние электроэнергетической отрасли в России
Глава 3. Пути обеспечения устойчивости энергетических компаний
1. Замена старого оборудования на новые образцы;
Рассмотрим количество инвестиции в электроэнергетику за период 2012-2015 гг. (таблица 1).
Таким образом, данный процесс приобретает замкнутый и постоянно ускоряющийся характер.
Цена на электроэнергию – это один из основных факторов конкурентоспособности страны на мировом рынке. Учитывая вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), необходимость нормализации цен на электрическую энергию приобретает повышенную важность.
Стоимость электроэнергии – не единственный основной критерий, по которому можно оценивать реформу электроэнергетики по влиянию на конечного потребителя. Таковыми также являются доступность технологического присоединения и надежность электроснабжения.
Согласно рейтингу Doing Business Всемирного Банка по простоте, продолжительности и стоимости технологического подключения к системе электроснабжения Россия поднялась за последний год на 71 пункт (с предпоследнего 188 на 117 место)[31]. Это подтверждают существенные изменения, наметившиеся в данном направлении: количество процедур снижено с 10 до 5, продолжительность снижена с 281 до 162 дней, стоимость снижена на 80%.
По этим показателям Россия показала первую в мире динамику повышения в рейтинге. По данным ОАО «Россети» число заявок на подключение к сетям с 2009 по 2012 г. выросло более чем вдвое, объемы подключенной мощности – в 2,3 раза. Однако не стоит забывать о том, что по продолжительности и стоимости технологического подключения РФ все еще далека от развитых стран. Сравнительно высокая стоимость технологического присоединения к электрическим сетям снижает инвестиционную привлекательность России и вносит весомый вклад в рост цен на многие продукты и услуги[32].
Что касается оценки реформы по надежности и качеству электроснабжения, то здесь трудно дать однозначный ответ. Причиной этого является отсутствие базы данных по динамике показателей надежности и качества в зависимости от затрат на ремонты и новое строительство.
Министерство энергетики РФ приводит следующие данные[33]:
1) средняя длительность перерывов электроснабжения потребителей в распределительных электросетях сократилась с 2009 г. более чем вдвое;
2) количество технологических нарушений на магистральных электросетях снизилось с 2009 по 2012 г. более чем на 28%;
3) недоотпуск электроэнергии потребителям из Единой национальной электрической сети (ЕНЭС) по итогам 2012 г. ниже значения 2009 г. на 4,8%.
Реализованные в ходе реформы механизмы по вводу новых генерирующих мощностей и развитию электросетевого хозяйства, а также создание рынка мощности благоприятно сказываются на надежности электроснабжения конечного потребителя. Однако до сих пор не решен вопрос компенсации потребителю ущерба от ненадлежащих показателей качества электроэнергии, плановых и аварийных отключений. На данный момент потребитель оплачивает надежность и качество электроснабжения, но не имеет гарантий на соответствие этих показателей.
Выводы. Подводя итоги реформирования электроэнергетики России, можно сделать неутешительный вывод: реформу нельзя назвать завершенной, так как почти не одна из поставленных перед реформой задач не была достигнута до конца.
Ключевые проблемы российской электроэнергетики носят системный характер. Системной проблемой генерирующего сектора остается отсутствие механизмов, стимулирующих предпринимательскую инициативу и конкуренцию за потребителя, способствующих энергосбережению, снижению издержек и повышению эффективности производства. Системной проблемой электросетевого комплекса, препятствующей росту эффективности и снижению темпов роста тарифов, является его непрозрачность. Непрозрачность начинается на этапе формирования инвестиционных программ, продолжается на региональном тарифообразующем уровне, где все еще не решена проблема перекрестного субсидирования, и достигает пика при утверждении тарифов на местном уровне. Аналогично генерации системной проблемой сбытового сектора является отсутствие механизмов, способствующих появлению реальной конкуренции за потребителя. Также важная проблема данного сектора – это недостаточная платежная дисциплина.
Еще одной системной проблемой отрасли является отсутствие эффективного государственного регулирования и должного государственного контроля.
Все эти проблемы должны быть решены в процессе дальнейшего реформирования отрасли при полноценной вовлеченности государства. Именно должное государственное регулирование в электроэнергетике является необходимым требованием для её дальнейшего развития в интересах всей экономики страны. Очевидно и то, что дальнейшую модернизации отрасли необходимо проводить в пользу потребителей. Так как ликвидация или перенос энергоемкого производства за рубеж из-за высоких цен на электроэнергию, в конечном счете, может привести к тому, что некому её будет продавать.
Понятно, что от этого проиграют все: генерирующий, сетевой и сбытовой сектора электроэнергетики, а также потребители в частности, и государство в целом.
Глава 3. Пути обеспечения устойчивости энергетических компаний
Для определения механизмов обеспечения устойчивости энергетичексих компаний России используем методику А. А. Гибадуллина[34].
Используя предложенную автором методику, проведем анализ технической устойчивости генерирующих, теплосетевых и электросетевых компаний. Оценка технической устойчивости проведена при помощи коэффициентов выбытия, износа и обновления основных средств (рисунок 1).
Для проведения оценки устойчивости энергетических предприятий выберем следующие компании: оптово-генерирующую компанию №3, территориально генерирующую компанию №11, РусГидро, Московскую объединенную электросетевую компанию, Сетевую компанию Республики Татарстан, Белгородскую теплосетевую компанию и Московскую теплосетевую компанию, в качестве исходной информации будем использовать годовые отчеты за 2012-2015 гг.
1. Коэффициент выбытия основных средств (рисунок 9).
2012 2013 2014 2015
Рисунок 9 - Коэффициент выбытия основных средств
Как видно из представленного графика, коэффициент выбытия основных средств имеет тенденцию к понижению, что отражает увеличивающий срок использования производственного оборудования.
2. Коэффициент износа основных средств (рисунок 10).
Рисунок 10 - Коэффициент износа основных средств
Представленный рисунок показывает, что у всех компании, за исключением Сетевой компании Республики Татарстан и Московской объединенной электросетевой компании, наблюдается стабильное повышение износа основных средств, а у Московской теплосетевой компании данный показатель превышает все допустимые значения.
3. Коэффициент обновления основных средств (рисунок 11).
Рисунок 11 - Коэффициент обновления основных средств