Файл: Современное состояние электроэнергетической отрасли в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Реформа электроэнергетики в России: цели  и задачи

1.1. Предпосылки реформы электроэнергетики в России

1.2. Цели и задачи реформы электроэнергетики

Глава 2. Анализ электроэнергетической отрасли России

2.1. Современное состояние электроэнергетической отрасли в России

Глава 3. Пути обеспечения устойчивости энергетических компаний

Представленный рисунок показывает, что у всех компании, за исключением Сетевой компании Республики Татарстан и Московской объединенной электросетевой компании, наблюдается стабильное повышение износа основных средств, а у Московской теплосетевой компании данный показатель превышает все допустимые значения.

Как мы видим на (рисунок 11), существенное обновление основных средств происходит только у Сетевой компании Республики Татарстан, у остальных компаний наблюдается тенденция к сокращению обновления основных средств.

Таким образом, можно сделать вывод, что у всех энергетических компаний происходит устаревание производственного оборудования, что требует скорейшей замены и обновления агрегатов на более инновационные образцы (рисунок 10).

Модернизацию и обновление производственных мощностей и оборудования возможно проводить по следующим направлениям:

1. Замена старого оборудования на новые образцы;

2. Замена оборудования на инновационные образцы, позволяющие существенно сократить использование энергетических ресурсов, воздействие на окружающую среду, повышение эффективности производства и передачи электрической энергии;

3. Развитие возобновляемой энергетики, которая заключается в использовании солнечной энергии, энергии ветра, биомассы, геотермальной энергии, потенциала воды.

Для реализации политики модернизации производственных мощностей и оборудования в электроэнергетику необходимо привлекать инвестиционные ресурсы. Инвестиции – это совокупность всех денежных, имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в реализацию различных программ и проектов производственной, коммерческой, социальной, научной, культурной или какой-либо другой сферы с целью получения прибыли (дохода).

Инвестиции будут способствовать обеспечению замены устаревшего оборудования в электроэнергетике и стимулировать распространение новых технологий.

Рассмотрим количество инвестиции в электроэнергетику за период 2012-2015 гг. (таблица 1).

Заключение

Список литературы

Для реализации политики модернизации производственных мощностей и оборудования в электроэнергетику необходимо привлекать инвестиционные ресурсы. Инвестиции – это совокупность всех денежных, имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в реализацию различных программ и проектов производственной, коммерческой, социальной, научной, культурной или какой-либо другой сферы с целью получения прибыли (дохода).

Инвестиции будут способствовать обеспечению замены устаревшего оборудования в электроэнергетике и стимулировать распространение новых технологий.

Рассмотрим количество инвестиции в электроэнергетику за период 2012-2015 гг. (таблица 1).

Таблица 1

Показатели инвестиций в электроэнергетику[35]

Инвестиции, млрд руб.

2012

2013

2014

2015

Иностранные

48

58

38

56

В оборудование

365

268

153

238

В здания и сооружения

628

351

255

318

Итого

1041

677

446

612

Из таблицы видно, что инвестиции в отрасль вместо увеличения сокращаются.

Рассмотрим источники финансирования проектов по модернизации производственных мощностей у генерирующих, теплосетевых и электросетевых компаний (таблица 2).

Таблица 2

Источники финансирования инвестиционных проектов по видам компаний за 2015 г., %[36]


Источники финансирования

Генерирующие

Теплосетевые

Электросетевые

Собственные средства, в том числе

51,8

58,2

62,7

чистая прибыль текущего года

2,1

3,6

10,1

прибыть прошлых лет

11,6

12,5

9,7

амортизация

26,6

30,8

27,1

средства от дополнительной
эмиссии акций

4,2

1,1

5,2

неиспользованная амортизация прошлых лет

0,2

1,5

0,8

НДС к возмещению

7,1

8,7

9,8

Привлеченные средства, в том числе:

48,2

41,8

37,3

займы (кредиты)

48,2

41,8

37,3

Финансирование инвестиционных проектов у всех компаний происходит за счет собственных и привлеченных средств. Общий объем инвестиций составляет от 1 до 15 млрд. рублей в год. Однако для строительства энергоблока мощностью 380 МВт необходимо около 12 млрд. рублей, таким образом, объем инвестиций недостаточен для эффективной реализации программ по обновлению производственных мощностей и оборудования.

Проблема нехватки инвестиций в производственный комплекс может быть решена за счет создания механизмов государственной поддержки энергетического комплекса.

Государственное регулирование должно содержать в себе целый ряд норм, правил, ограничений, организационно-правовых форм и методов взаимодействия субъектов электроэнергетики по вопросам устойчивого развития производственного комплекса. Данное взаимодействие может осуществляться разнообразными методами, среди которых: экономические, административные, законодательные, информационно ориентирующие, административно-экономические методы. Цели можно разделить на федеральные, региональные и местные. Каждая из ветвей власти должна отвечать за выполнение конкретной цели, поставленных государством. Реализация мероприятий государственного регулирования предусматривает разработку нормативно-правовых актов, необходимых для развития производственного комплекса. Главными целями осуществления государственной поддержки предприятий отрасли служат:


1. Создание благоприятной экономической среды для функционирования электроэнергетики;

2. Введение системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость, стимулирующих реализацию приоритетов и ориентиров развития отрасли, повышения устойчивости генерирующих компаний;

3. Стимулирование и поддержка инициатив генерирующих компаний в инвестиционной, инновационной, энергосберегающей и других сферах.

Регулирование должно основываться на следующих принципах:

1. Прозрачность и обоснованность принимаемых решений;

2. Развитие и воспроизводство инженерных и управленческих компетенций персонала отрасли;

3. Развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;

4. Безопасное функционирование электростанций;

5. Предупреждение технологических нарушений и нарушений требований действующего законодательства;

6. Оптимальное использование топливно-энергетических ресурсов.

В мировой практике для привлечения инвестиций в электроэнергетику существуют следующие схемы финансирования: самофинансирование, акционерное финансирование, венчурное финансирование, кредитное и смешанное финансирование.

Рассмотрим основные механизмы, направленные на привлечение инвестиций в электроэнергетику:

1. Эмиссия акций. В настоящее время, все больше компаний пытаются получить дополнительные средства за счет эмиссии акций. Однако существует и отрицательная сторона данного механизма, из-за падения котировок на фондовом рынке существует опасность негативного воздействия на компании.

2. Ускоренная амортизация. Данный механизм позволит энергетическим компаниям проводить модернизацию собственных средств в более ускоренное время. Срок амортизации целесообразно установить 8 лет.

3. Налоговые льготы, которые освобождают от уплаты налога при реализации того или иного инвестиционного проекта. В настоящее время до 30% прибыли уходит на оплату налога, в этой связи предоставление налоговых льгот может стать приоритетным направлением получения дополнительных средств для реализации инвестиционных проектов.

4. Раскрытие информации. Механизм полного раскрытия информации энергетическими компаниями поспособствует сокращению ненужных расходов, так как у инвесторов не возникнет опасности неэффективного расходования инвестированных средств.

5. Создание фонда инвестиционных ресурсов электроэнергетики. Сегодня компаниям, находящимся в государственной собственности, выделяется средства из федерального бюджета для поддержания работоспособности оборудования и реализации инвестиционных проектов. Целесообразно создание государственного фонда инвестиционных ресурсов электроэнергетики, который будет направлен на оценку эффективности реализации инвестиционного проекта энергетическими компаниями и поиску дополнительных средств для финансирования реализуемых проектов.


Выводы. В целях устойчивого развития российских энергетических компаний целесообразно использовать следующие механизмы: ускоренную амортизацию, что позволит энергетическим компаниям проводить модернизацию собственных средств в более ускоренное время; налоговые льготы, что может стать приоритетным направлением получения дополнительных средств для реализации инвестиционных проектов; раскрытие информации (механизм полного раскрытия информации энергетическими компаниями поспособствует сокращению ненужных расходов, так как у инвесторов не возникнет опасности неэффективного расходования инвестированных средств); создание фонда инвестиционных ресурсов электроэнергетики.

Целесообразно создание государственного фонда инвестиционных ресурсов электроэнергетики, который будет направлен на оценку эффективности реализации инвестиционного проекта энергетическими компаниями и поиску дополнительных средств для финансирования реализуемых проектов.

При реализации предложенных механизмов привлечения инвестиционных ресурсов у энергетических компаний появится возможность ускоренной реализации инвестиционных проектов, направленных на строительство, замену и модернизацию действующего энергетического оборудования.

Заключение

Реформа электроэнергетики в России обусловлена следующими проблемами развития отрасли: низкие технические показатели энергокомпаний; отсутствие стимулов к повышению эффективности, энергосбережению, рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии; перебои электроснабжения в отдельных регионах, практика «веерных отключений»; отсутствие платежной дисциплины, распространенные неплатежи потребителей энергии; информационная и финансовая «непрозрачность» предприятий отрасли; отсутствие доступа на рынок для новых, независимых игроков.

В ходе реформы электроэнергетики в России произошла консолидация активов тепловой генерации в рамках генерирующих компаний оптового рынка электроэнергии и территориальных генерирующих компаний; полностью под контролем государства оказались атомная энергетика и оперативно-диспетчерское управление единой энергосистемой; были созданы Некоммерческое партнерство «Совет рынка» и Администратор торговой системы, представляющие собой коммерческую инфраструктуру отрасли, главной целью которой является обеспечение работы оптового и розничного рынков электроэнергии и мощности. Государство сохранило за собой естественно-монопольные сферы (передача энергии, оперативно-диспетчерское управление), тем самым оставив за собой возможность регуляции и нивелирования рисков в определенных сегментах такой стратегически важной отрасли как энергетика.


Подводя итоги реформирования электроэнергетики России, можно сделать неутешительный вывод: реформу нельзя назвать завершенной, так как почти не одна из поставленных перед реформой задач не была достигнута до конца.

Ключевые проблемы российской электроэнергетики носят системный характер. Системной проблемой генерирующего сектора остается отсутствие механизмов, стимулирующих предпринимательскую инициативу и конкуренцию за потребителя, способствующих энергосбережению, снижению издержек и повышению эффективности производства. Системной проблемой электросетевого комплекса, препятствующей росту эффективности и снижению темпов роста тарифов, является его непрозрачность. Непрозрачность начинается на этапе формирования инвестиционных программ, продолжается на региональном тарифообразующем уровне, где все еще не решена проблема перекрестного субсидирования, и достигает пика при утверждении тарифов на местном уровне. Аналогично генерации системной проблемой сбытового сектора является отсутствие механизмов, способствующих появлению реальной конкуренции за потребителя. Также важная проблема данного сектора – это недостаточная платежная дисциплина.

Еще одной системной проблемой отрасли является отсутствие эффективного государственного регулирования и должного государственного контроля.

Все эти проблемы должны быть решены в процессе дальнейшего реформирования отрасли при полноценной вовлеченности государства. Именно должное государственное регулирование в электроэнергетике является необходимым требованием для её дальнейшего развития в интересах всей экономики страны. Очевидно и то, что дальнейшую модернизации отрасли необходимо проводить в пользу потребителей. Так как ликвидация или перенос энергоемкого производства за рубеж из-за высоких цен на электроэнергию, в конечном счете, может привести к тому, что некому её будет продавать.

Понятно, что от этого проиграют все: генерирующий, сетевой и сбытовой сектора электроэнергетики, а также потребители в частности, и государство в целом.

В целях устойчивого развития российских энергетических компаний целесообразно использовать следующие механизмы: ускоренную амортизацию, что позволит энергетическим компаниям проводить модернизацию собственных средств в более ускоренное время; налоговые льготы, что может стать приоритетным направлением получения дополнительных средств для реализации инвестиционных проектов; раскрытие информации (механизм полного раскрытия информации энергетическими компаниями поспособствует сокращению ненужных расходов, так как у инвесторов не возникнет опасности неэффективного расходования инвестированных средств); создание фонда инвестиционных ресурсов электроэнергетики.