Файл: Эмпирическое исследование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Проблемы личности в социальной психологии

Для описания социально-психологических качеств личности и механизмов социальной детерминированности поведения личности в исследованиях используют такие понятия, как "социальный статус", "социальная роль", "социально-психологические мотивы", "социальная установка".

Социальный статус представлен в социально-психологических исследованиях как некая позиция личности в рамках и по отношению к социальной системе общества. Статус в любом обществе неизменно определяет не только место человека в обществе, но и его значимость, важность для общества. Иногда в качестве синонима понятия статус используют понятие "социальный престиж" личности, хотя это не вполне одно и то же, поскольку престиж как некая мера возникает в пределах относительной иерархии всеми признанной шкалы "социального достоинства" (ценности как реальной стоимости личности в условиях рыночных отношений). Другое понимание статуса определено привязкой личности к некой социальной страте, когда уже не сам человек, но его принадлежность к определенному общественному слою будет определять его статус.

В социальной психологии наиболее трудным моментом в "статусной" проблемной сфере считается возможность и опасность для личности иметь противоречивый статус. Такая ситуация может возникнуть вследствие неравномерного развития общественных отношений в так называемые кризисные или переходные с точки зрения политико-экономической определенности исторические эпохи (например, статус человека с хорошим образованием может быть подорван статусом низкооплачиваемости полученной профессии). Согласованность общественных статусов личности принято называть "статусной кристаллизацией", с которой в современном обществе чаще всего соотносятся факторы образовательного и профессионального престижа, а также удовлетворенность человека своим доходом и национальной принадлежностью (эти факторы выделены в социальных исследованиях). Считается, что неудовлетворенность личности своим статусом хотя бы по одному из названных параметров способствует проявлению социальных чувств "недовольства", что может побудить к активности в направлении изменения системы стратификации в обществе (парадоксальным примером такого положения вещей для нашего общества можно считать непрестижность профессии учителя).

Социальная роль представлена, прежде всего, как социальная функция личности в системе межличностных отношений или как социально определяемый набор атрибутов и ожиданий общества в отношении некоторых социальных позиций в социально обусловленной индивидуальной деятельности (например, роль "учителя" или роль "родителя", если при этом воспроизводятся некоторые общепринятые образцы поведения).


Хорошо разработанные "теории ролей" существуют в рамках символического интеракционизма и в рамках функционального подхода. В символическом интеракционизме роль понимается как особая форма символического взаимодействия (чтобы был отец, должен быть сын; врач без больного тоже не существует и т.п.); считается, что ребенок знакомится с обществом посредством игрового копирования взрослых и принятия для себя некоего образца другого человека, каким он в данный момент не является, но хотел бы быть; взрослый строит и поддерживает исполнение социальной роли, опираясь на социально-одобряемый образец ролевого поведения. В символическом интеракционизме исследуются модификации и трансформации, которые часто возникают при неверной ролевой идентификации или ролевых противоречиях. В рамках функционального подхода в большей степени развивается социологическое представление о ролях, когда роль превращается по сути в понятие культурной и социальной нормы и рассматривается на фоне статичных предписанных ожиданий как унифицированная система; при этом может постулироваться жесткая детерминация ролевого поведения.

Противоречивость роли бывает связана с несовместимостью социальных ожиданий в отношении человека с точки зрения разных людей (например, функции учителя с точки зрения учеников, родителей и администрации могут быть совершенно различными). Также несовместимы могут быть две роли, которые предписаны одному человеку и должны выполняться им одновременно (например, женщина как мать и одновременно как учитель своего собственного ребенка). Противоречивость роли и ролей может породить "ролевой конфликт" как в сознании конкретной личности, так и в межличностном и даже групповом общении. Но из такого положения выход иногда осуществляется индивидуально с применением формального или неформального типа исполнения роли или с использованием некоторого ролевого дистанцирования (человек может быть сильно привязан к своей роли и переживать ее противоречия личностно, но он также может не слишком отождествлять себя со своими ролями, дистанцируясь от них на "безопасное" для себя психологическое расстояние). С социально-психологических позиций интересно разделение желания и умения личности играть определенную роль в обществе, что создает неповторимую личностную окраску, зависящую как от значимости конкретной роли для человека, так и от психологического умения "быть в роли", "носить маску"[5].


Социальные мотивы в пространстве общения и деятельности выступают как побуждения к активности, как совокупность внешних или внутренних условий активности, или как осознаваемая причина поступков и конкретной деятельности активного субъекта. Они безусловно "направляют" личность к актуальной активности, а также создают "пространство поисковой активности" при ориентировочной социальной ситуации. Считается также, что личностная мотивация развивается при расширении круга деятельности, и именно она задает импульс материальной или духовной преобразовательной деятельности человека.

Потенциальными для человека мотивами чаще всего бывают присущие данному обществу объективные ценности, идеалы, интересы, которые он в случае интериоризации может принять как побудительные и тогда они могут стать актуальными, реально действующими мотивами; интериоризированные мотивы выполняют функции смыслообразовательных для личности мотивов, они же придают отражаемой в индивидуальном сознании человека действительности личностный смысл.

установка( социальный ) представляет готовность или личности или действовать образом, предопределена опытом или состоянием именно так и действовать, что может обусловлено протекания процессов. аттитюд трактуется как ориентация в социуме как группы или на те или иные , предписывающие способы посредством соблюдения норм.

понятие было в научной школой Д.Н. , где оно использовалось с точки устойчивости организма под простейших потребностей . Позже оно уже в изучении стабильного, , целенаправленного протекания даже в изменения ситуации; при было , что социальная может субъекта от принимать в стандартной , но она же может существенным фактором, к косности, и приспособление к новым . При изучении отношений также установка связанной с социальным личности, с стороны, и она же себя как в ходе социализации и адаптации, с стороны.

исследования в контексте психологии связанной с тем, что так или иначе на поведение . В современных социальная чаще предстает как , облегчающий саморегуляции, или как инструмент возможных поведения в определенных . При этом установки как объективный деятельности, на направлена (это быть , цель или деятельности). этому разделяют на , целевые и . Смысловые проявляются в в виде смысла, мировоззрение, и антипатии по к значимым , и в готовности ативное к тому, что личностным . Целевые возникают при значимости цели, они устойчивость в протекания процесса, а в прерывания их можно в виде тенденции к завершению. установки место в решения , что помогает учитывать наличной , вероятностно эти условия, на прошлый проведения ситуаций.


и изменение пытаются многие (особенно их изучали психологи): научения, когнитивного , теория , теория диссонанса. В научения установки как и привычки [6]:

информацию и можно , имея жизненный ;

затем возникать ассоциативные с подобными ;

можно копировать поведение, его как поощряемое и т.п.

когнитивного делает на осмысленность , при этом , что люди к осмысленности и своих ; пытаются в соответствие с "психологикой" мнений и , которые они посредством .

Теория предлагает установки как среду, стремится к , чтобы не негативных ; психологическим считается , когда согласен с , который ему и не разделяет того, кто не ; дисбаланс связан с тем, что несогласие с человеком, его пытаются или изменяют к общее . Теория диссонанса несоответствие установками и его поведением; возникает как напряжение, человека свое в соответствии с или изменить , если он не отказаться от привычек. исследователи множество экспериментов и , что в разных могут различные схемы. обнаружено, что объяснительной зависит от того, ли поведение, о идет , важным для или нет. От некоторых легко отказаться, вырастают в принципов и становятся действующей "".

Помимо социальный личности установок, , ролей и для существования в обществе также его свойства. К ним такие качества как к "сочувствию - " другому , способность к "другого", "доверия", и " сложности" . Кратко каждое [7].

Сочувствие как способность к эмоциональному другого ; настоящее связано с непроизвольно "" эмоционально-чувственным (непосредственное ) или с эмоциональной на основе уровня отношений ( сочувствие). (иначе, ) представляет способность и отражения состояния человека; оно на механизмах и подражания и моторным другого, оно возникает как отождествления с тем, сопереживают, но при у сопереживающего не подобные , а собственные по отношению к другого .

Способность к , а также к постижению - так называют в познании внешними или воздействиями состояние , которое ощущается как в адекватности представлений по содержания . Понимание не со знанием или человека и воспроизвести сведения, но оно ощущается как видимая явления и без логического причинно-следственных . В рамках опыта возможно на основании , проекции и перцепции. понимание на язык, т.е. на слова, , а также на восприятие и стиля . Неправильное присутствует в познании как неверных , искаженной символики, случайного в понимающем и некоторых специфических .

Направленность представляет совокупность мотивов, ее деятельность в независимых . Направленность также в себя , склонности и , в которых мировоззрение .


Ценностные связаны с самоощущением , с положительной или значимостью для явлений и внутреннего . Личность и ее оформлены в " детерминацию", где представлены сфера (традиции, и религиозно-культурный ), которая к человеку в социализации. представления в сознании проходят процессы и социокультурной и наполняются при тем, что принято "личностным ". И в этом означивании самого ценностное культуры в личностное " поле" , благодаря человек уникальность, свое в обществе.

детерминация личности в структуры значимостей и императивов по законам динамики и цивилизации; она человеку формы , наполненные (осмысленными) и деятельностью.

ценностной сознания, присуща детерминация. Она своим нормативную общества и и жестко поведение в рамках " нормальной" в зависимости от к той или иной . Задается детерминация с помощью программных , которые человека в бытийные , но обеспечивают при более или целостную организацию, определенным социально-экономического общественных .

1.3 Проблемы исследования

Проблемы исследования в самом виде интересом к выделенных и в данной главе аспектов в личностной в рамках или сформированной ""; кроме , часто проблемы человеческой на междисциплинарном , когда методологические из разных направлены на какой-то определенной характеристики (например, устойчивости) или на каком-то параметре биологического и в личности. интерес новое исследования " пути" и характеристики стратегий на определенных этого , на которых человека с и обществом как смысложизненная .

Особенное значение в исследований личности в психологии активно в последнее представление о компетентности.

компетентность в социальной как способность эффективно с окружающими ее в системе отношений. В способности умение в социальных , правильно личностные и эмоциональные других , выбирать способы с ними и эти способы в взаимодействия. роль в этой играет и рефлексия, могут использованы в общения и .

Вывод по 1

Особенностью подхода к личности то, что в данном личность с двух : социальной и . Социальная рассматривает с точки субъект-объектного .

Исследование личности в психологии проводить социально-психологические конкретной не в стадии формирования и , а в стадии освоения суммы связей в , где протекает разнообразных .

Социально-психологическими личности :

Социальный

Социальная