Файл: Основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях. Международные стандарты бухгалтерского учета (Проблемы перехода на международные стандарты учета и отчетности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, на основе методических указаний организации разрабатывают внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для надлежащей организации учета и контроля за использованием ценностей. [26, c.51]

Положения методических рекомендаций носят более общий характер и предназначены для использования органами отраслевого или ведомственного управления при разработке и принятии на своем уровне нормативных актов по бухгалтерскому учету, учитывающих специфику осуществления хозяйственной деятельности отдельных отраслей. [11, c. 43]

Акты методического характера условно можно разделить на две группы:

  1. Разъясняющие применение отдельных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, на основе ПБУ. Например, Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (МПЗ) определяют порядок организации бухгалтерского учета МПЗ на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. [9, c.31]
  2. Устанавливающие порядок организации учета отдельных хозяйственных операций или иных объектов бухгалтерского учета — неурегулированные ПБУ.

В частности, к первой группе можно отнести:

  • Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию (на основе Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99));
  • Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (на основе Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина от 29.07.1998 № 34н));
  • Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (на основе ПБУ 5/01);
  • Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01). [17]

Ко второй группе относятся:

  • Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды;
  • Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций;
  • Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства;
  • формы бухгалтерской отчетности; [23, c. 43]
  • Указания по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом. [17]

Рассмотренный уровень нормативного регулирования более детально раскрывает основные требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету законодательными и подзаконными актами более высоких уровней. Кроме того, осуществляемое реформирование бухгалтерского учета в РФ, его трансформация к МСФО определяют объективную необходимость в дополнительных разъяснениях требований отдельных законодательных актов и документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета по их применению в конкретных условиях хозяйственной деятельности. [19,c.43]

Нормативные акты органов государственной власти и управления субъектов РФ или муниципалитетов могут регулировать финансовые, бюджетные или налоговые отношения в пределах своих полномочий. Например, перечень видов деятельности, которые подлежат переводу на единый налог на вмененный доход (ЕНВД), отражен в п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ, а обязанность по применению ЕНВД при осуществлении вида деятельности из утвержденного перечня вводится соответствующими нормативно-правовыми актами муниципальных образований или законами Москвы и Санкт-Петербурга. При этом на ЕНВД могут быть переведены как все виды деятельности из перечня, так и только отдельные виды деятельности (т. е. выборочно). Кроме того, при расчете облагаемой базы по ЕНВД применяется корректирующий коэффициент базовой доходности (К2), учитывающий влияние на размер дохода от деятельности разных особенностей, связанных с ее ведением (например, ассортимент товара, сезонность, режим работы, место ведения деятельности и пр.). Значения коэффициента также устанавливаются нормативно-правовыми актами муниципальных образований или законами Москвы и Санкт-Петербурга. [23,c. 210]

Локальные нормативные акты регламентируют бухгалтерский учет и составление бухгалтерской отчетности в самой организации. Они состоят из внутренних документов, регламентирующих бухгалтерский учет в организации, учитывают специфику условий хозяйствования, отраслевую принадлежность, структуру, размеры организации и другие факторы. Эти документы носят обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации и формируют ее учетную политику.

Согласно п. 3 ст. 6 Закона № 129-ФЗ [6]учетная политика оформляется приказом или распоряжением руководителя, при этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета учетная политика предприятия трактуется как выбранная им совокупность отдельных способов ведения бухгалтерского учета, исходя из вариантности методик формирования бухгалтерских данных, уровня автоматизации и прочих особенностей. [12,c.76]

Приведенная классификация законодательных и подзаконных нормативных актов условна и основана на их юридической силе. У различных авторов можно встретить подразделение нормативных актов на четыре-пять уровней. Как представляется, приведенная классификация является наиболее полной.[17]

2.2. Особенности нормативного регулирования учета в бюджетных организациях

Основным законодательным актом (первого уровня), регламентирующим бухгалтерский учет учреждений государственного сектора, является Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» .

В статье 21 Закона № 402-ФЗ приводится состав документов из области регулирования бухгалтерского учета. К ним относятся:

  1. федеральные стандарты;
  2. отраслевые стандарты;
  3. рекомендации в области бухгалтерского учета;
  4. стандарты экономического субъекта [2]. Некоторые специалисты данной сферы ошибочно предполагают, что таким образом прописаны уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета, хотя в данном случае приводится лишь структура документов, выстроенная в иерархической последовательности.

Следует отметить, что в соответствии с Законом № 402-ФЗ [6] при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает:

  • формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах и формирование бухгалтерской отчетности, необходимой внутренним пользователям (руководителям, наблюдательным советам автономных учреждений, органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя, собственникам имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса, осуществляющим в соответствии с бюджетным законодательствам соответствующие полномочия), а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности (приобретателям (получателям) услуг (работ), социальных пособий, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности); [14,c.54]
  • предоставление информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении субъектом учета хозяйственных операций и их целесообразностью. наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами [2].

Объекты бухгалтерского учета в соответствии с Законом № 402-ФЗ теперь имеют расширенный перечень, в который включаются:

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы;
  • обязательства;

—источники финансирования его деятельности;

  • доходы;
  • расходы;
  • а также иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Как видно, состав объектов бухгалтерского учета приближен к Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). [17]

Подобная информация содержится и в приказе Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Приказ № 157н). В Приказе № 157н для организаций государственного сектора выделяются следующие объекты:

  • финансовые и нефинансовые активы и обязательства;
  • операции, изменяющие указанные активы и обязательства;
  • полученные по указанным операциям финансовые результаты [3].

Сравнивая положения Закона № 402-ФЗ с Приказом № 157н (который является нормативным документом более низкого уровня), можно обнаружить существенные расхождения по объектам учета. которые определяются не только дополнительными объектами, предусмотренными законодательством, но и источниками финансирования деятельности субъекта, а также формами трактовки существующих объектов учета.

Новый Закон № 402-ФЗ включает в себя информацию о регулировании бухгалтерского учета:

  • принципы;
  • документы;
  • субъекты регулирования бухгалтерского учета.

Можно предположить, что в соответствии с положениями Закона № 402-ФЗ регулирование бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений должно осуществляться по следующим общим принципам:

  1. соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
  2. единства системы требований к бухгалтерскому учету;
  3. применения МСФО как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;
  4. обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов; [17]
  5. недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета [2].

В принципах регулирования бухгалтерского учета впервые отражается информация о применении МСФО как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов.

В настоящее время проводятся различные мероприятия по гармонизации отечественного учета с МСФО для коммерческих организаций, хотя применительно к государственным (муниципальным) учреждениям учет должен быть адаптирован в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности для общественного сектора (МСФООС). [15,c.87]

Именно МСФООС и федеральные стандарты по бухгалтерскому учету учреждений государственного сектора должны наполнять вторую ступень нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Утвержденные федеральные стандарты для учреждений сектора государственного управления в настоящее время отсутствуют, а существующие Положения по бухгалтерскому учету для коммерческих структур не распространяются на их учетную деятельность. [10,c.40]

Начиная с 01.01.2013 законодательно предусматривается публичная процедура разработки национальных стандартов для организаций государственного сектора, которая осуществляется уполномоченным федеральным органом.

В настоящее время в стадии публичного обсуждения находятся следующие проекты национальных стандартов, размещенные на официальном сайте Минфина России:

  • «Концептуальная основа разработки и утверждения национальных стандартов»;
  • «Концептуальная основа бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе»; [11,c.65]
  • «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»;
  • «Основные средства»;
  • «Аренда»;
  • «Обесценение активов». [20,c.51]

Из приведенного перечня видно, что многие объекты бухгалтерского учета (например материальные запасы, доходы и расходы и т. д.) до сих пор не включены в официальную проектную часть федеральных положений.

Все проекты в электронном виде доступны на сайте Минфина России для ознакомления без взимания платы. В случае, если будет затребована копия на бумажном носителе, то плата, взимаемая разработчиком, не может превышать затраты на ее изготовление и пересылку. Данное требование не распространяется на органы государственного регулирования бухгалтерского учета и субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

Срок публичного обсуждения рассматриваемых проектов уже превышает 6 мес., что соответствует требованиям законодательства. За это время были получены многочисленные замечания в письменной форме от заинтересованных лиц, составлен перечень полученных замечаний, проводится их обсуждение. Дорабатываются проекты федеральных стандартов с учетом полученных в письменной форме замечаний. [13,c.87]