Файл: Основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях. Международные стандарты бухгалтерского учета (Проблемы перехода на международные стандарты учета и отчетности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

До недавнего времени считалось, что перечисление бонуса на расчетный счет покупателя, например, за достигнутый объем продаж не влияет на налоговую базу по НДС ни покупателя, ни продавца - это внереализационный доход у одного и внереализационный расход у другого, который учитывается при расчете налога на прибыль организации на основании п.3 и п. 7 ст.272 НК РФ. [2]

Однако в последнее время данная система выплаты премий (бонусов) претерпела существенные изменения. Это связано с вступлением в силу Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», существенно ограничившего крупные торговые сети в получении разнообразных премий (бонусов). Немаловажную роль в решении этого вопроса сыграло Постановление Президиума ВАС РФ от 22.12.2009 N 11175/09. Основной вывод, который сделал Президиум ВАС, заключается в следующем: «независимо от того, как стороны дистрибьюторского соглашения определили систему поощрения: путем предоставления скидки, определяющей размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре, либо предоставления бонуса - дополнительного вознаграждения, премии, предоставляемой продавцом покупателю за выполнение условий сделки, а также независимо от порядка предоставления скидок и бонусов (перечисления на расчетный счет, зачета в качестве аванса или уменьшения задолженности при определении налогооблагаемой базы) - сумма выручки подлежит определению с учетом скидок, а в случае необходимости - корректировке за тот налоговый период, в котором отражена реализация товаров (работ, услуг)». Отсюда следует, что скидки, предоставленные организацией, были неразрывно связаны с реализацией товара, и она правомерно уменьшала цену реализации товара, корректируя соответствующую налогооблагаемую базу при исчислении НДС. [14, c. 60]

При решении данного вопроса Президиум ВАС руководствовался «Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу», одобренной приказом министра финансов Российской Федерации от 1 июля 2004 г. N 180, в которой декларировано, что в качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности были приняты МСФО.

В вопросах предоставления таких премий (бонусов), как за «вход» поставщика в новую сеть, за размещение товаров в местах, привлекающих повышенное внимание со стороны покупателей и пр., позиции российского учета аналогичны позициям специалистов из Комитета по интерпретациям МСФО (International Financial Reporting Interpretations Committee, далее - IFRIC) и заключаются в том, что данный вид бонуса рассматривается как оплата услуг (маркетинговых, рекламных и др.), оказанных торговой сетью поставщику, поэтому суммы подлежат налогообложению НДС по ставке, применимой к услугам. [15, c. 41]


Нередко бонусные программы или программы лояльности клиентов рассчитаны на долгосрочное сотрудничество и предполагают накопительный механизм суммы бонуса и некий механизм определения его эквивалента в натуральном выражении. Такие программы уже давно вошли в обычай делового оборота и широко используются организациями, которые работают напрямую с клиентами. Это касается туристических фирм, ресторанов, а также организаций, предоставляющих услуги сотовой связи, и многих других. Такой подход позволяет клиенту обратиться в данную организацию повторно и дает ему право обменять полученные бонусы на предоставляемые услуги либо по дисконтированной стоимости, либо бесплатно. Мы полагаем, что бонусные баллы, предоставленные клиенту, следует рассматривать как вознаграждение (премию), не изменяющее цену проданных товаров.

Рассмотрение подобных операций приводит к необходимости решения ряда вопросов. Например, когда и в какой части следует признавать выручку за проданные товары (работы, услуги)? По какой стоимости учитывать бонусные баллы, предоставленные клиенту, и как они влияют на определение размера дохода?

Комитет по интерпретациям МСФО (IFRIC) дает однозначный ответ на эти вопросы, поясняя, что предприятие должно применять п.13 МСФО/IAS 18 «Выручка» и учитывать призовые баллы как отдельно идентифицируемый элемент коммерческой операции, при которой они предоставляются (первоначальная продажа) с учетом их справедливой стоимости (суммы, за которую они могут быть отдельно проданы). Выручка по таким операциям признается после обмена призовых баллов и выполнения своих обязательств, а сумма выручки основывается на количестве призовых баллов. [11 , c.31]

Что же касается российской практики, то в российском учете до сих пор нет однозначной трактовки учета предоставленных клиентам бонусов. Некоторые российские специалисты считают, что бонусные суммы нужно отражать в учете как полученный аванс в сумме фактических затрат. Мы не можем согласиться с подобным утверждением, так как бонусные баллы не всегда приводят к возникновению выручки - они могут попросту «сгореть», если срок их предоставления ограничен, а с сумм полученных авансов предприятие обязано начислить и уплатить НДС на основании пп. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ. [3]

Существуют и иные мнения по данному вопросу. Ряд специалистов придерживается мнения, что поскольку накопленные бонусные суммы выступают весьма условным расчетным средством, то пока они не предъявлены клиентом к получению, у организации не происходит хозяйственных операций, нет движения активов и обязательств и, соответственно, не возникает необходимости бухгалтерского отражения и начисления какие-либо налогов.


По нашему мнению, такой подход ведет к искажению финансовых результатов, поэтому экономически обоснованным является обособленное отражение предоставленных клиенту сумм в виде бонусов. Это позволит полностью отразить затраты организации по предоставлению бонусных сумм и не приведет к возникновению сложностей с определением финансовых результатов. При этом у налоговых органов не возникнет вопросов, связанных с формированием налоговой базы как по НДС, так и по налогу на прибыль.

Выводы:

Резюмируя вышеизложенное следует отметить, что, несмотря на декларируемый процесс приведения российских ПБУ в соответствие с международными стандартами, данное соответствие в настоящее время весьма условно. Жесткие ограничения, которые накладывают российские правила на учет, не расширяют сферу применения профессиональных суждений, а интересы контролирующих органов по-прежнему превалируют над интересами собственника.

Заключение

Статус нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета, различен. Некоторые из них носят обязательный характер, как, например, Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), а другие — лишь рекомендательный, такие как методические указания.

В общем виде система правового регулирования бухгалтерского учета выглядит следующим образом.

К первому уровню регулирования относится Конституция РФ, которая в ст. 71 устанавливает, что «...официальный бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации».

В то же время не стоит забывать о том, что ч. 1 ст. 15 Конституции РФ определяет, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. А ч. 2 этой же статьи гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Так, к числу международных документов следует отнести Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), появление которых в Российской Федерации в первую очередь связано с развитием в России рыночных отношений, установлением долгосрочных торговых связей и созданием организаций с участием иностранного капитала, периодом, когда российские ценные бумаги стали выходить на международную арену. Именно на этом этапе так необходима информация, которая содержится в бухгалтерском учете, поскольку именно благодаря ей становится возможным принятие правильных управленческих решений. Информация же, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, становится средством связи между экономическими субъектами на национальном и международном уровнях.


До перехода на рыночную экономику использовалась система бухгалтерского учета, которая отвечала требованиям плановой экономики, а основным пользователем бухгалтерской информации являлось государство. В настоящее время изменение системы общественных отношений, гражданско-правовой среды, потребителей информациии усовершенствование отечественной системы бухгалтерского учета обусловили необходимость трансформации этой системы и приведения ее в соответствие с МСФО.

Реформирование бухгалтерского учета в Российской Федерации осуществляется на базе Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283 (СЗ РФ. 1998. № 11. ст. 1290). Основной целью реформирования согласно указанной Программе стало приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с МСФО и требованиями рыночной экономики.

Базовыми задачами для достижения этой цели являются:

- формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;

- обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

- оказание методической помощи организациям в пониманиии внедрении управленческого учета.

Основные направления реформирования бухгалтерского учета определены также Программой реформирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г. Данная Концепция ориентирована на рыночную экономику и использование опыта других стран, международных принципов и отчетности, последние достижения науки и техники. Она была призвана:

• обеспечивать заинтересованных специалистов информацией об общих подходах к организации и ведению бухгалтерского учета;

• быть основой поэтапной разработки новых и пересмотра действующих нормативных документов по бухгалтерскому учету;

• являться основой принятия решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными документами;

• помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности.

Однако Концепция ни в коей мере не подменяет собой нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету.


Ориентация отечественной учетной практики на международные стандарты позволит сделать отечественную отчетность более прозрачной для зарубежных инвесторов и упрочит уверенность в том, что вложения иностранных капиталов в российские организации, которые ведут учет в соответствии с международными правилами, застрахованы от рисков. Сближение российской и международной системы ведения бухгалтерского учета окажет содействие построению доверительных отношений между Россией и международным сообществом в целом.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 07.02.2017)
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017)
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016)
  5. Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О консолидированной финансовой отчетности"
  6. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О бухгалтерском учете"
  7. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "Об аудиторской деятельности"
  8. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (в редакции от 29.07.2011) / СПС «КонсультантПлюс», 2011.
  9. Астахов В. П. Теория бухгалтерского учета: учеб. пособие. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2016. 576 с.
  10. Ашмарина Е.М. Правовые основы системы правового регулирования бухгалтерского учета и аудита в Российской Федерации: учеб. пособие / Е. М. Ашмарина, А. Б. Быля, Е. В. Терехова; под ред. Е. М. Ашмариной. М.: КНОРУС, 2016. 232 с.
  11. Бабаев Ю. А. Бухгалтерский учет: учебник / Ю. А. Бабаев, А. М. Петров, Л. А. Мельникова; под ред. Ю. А. Бабаева. М.: Проспект, 2011. 432 с.
  12. Бабаев Ю.А., Петров А.М. Теория бухгалтерс¬кого учета: учебник / под ред. Ю. А. Бабаева. 5-е изд.. перераб. и доп. М.: Проспект, 2012. 240 с.
  13. Барихин А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М.: Книжный мир, 2016. 792 с.
  14. Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2010. 478 с.
  15. Кизилов А.Н. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в Российской Феде-рации // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 47 (197). С. 47-54.
  16. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учеб. пособие. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011. 832 с.
  17. Поленова С.Н. Нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности в России [Электронный ресурс] // Бухгалтер и закон. 2008. № 5. С. 12-20. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=9952469.
  18. Полякова С. И. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / С. И. Полякова, Е. В. Старовойтова. М.: Эксмо, 2010. 416 с.
  19. Правовая бухгалтерия: учебник / ответственный редактор С. Г. Чаадаев. М.: Всерос. гос. нал. Академия, 2016. 469 с.
  20. Правовые основы бухгалтерского учета / Е.И. Арефкина, Л.Л. Арзуманова, О.В. Болтинова [и др.]; отв. ред. Е.Ю. Грачева, Е.И. Арефкина. М.: Проспект, 2013. 312 с.
  21. Правовые основы бухгалтерского учета: учебник / Е. И. Арефкина, Л. Л. Арзуманова. О. В. Болтинова. М.: Проспект, 2011. 312 с.
  22. Пятов М.Л. Правовые основы бухгалтерс¬кого учета: практич. руководство. М.: Эксмо, 2016. 224 с.
  23. СеидовМ.Ш. Подзаконные нормативные акты в системе источников права и правового регулирования [Электронный ресурс] // Вестник Владимирского юридического института. 2017. № 3. С. 204-210
  24. Сырых В.М. Теория государства и права: учебник. М.: Юстицинформ, 2012. 704 с.
  25. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юриди¬ческая энциклопедия / под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: 2007. 975 с.
  26. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник / под ред. В.Г. Стрекозова. М.: Интерстиль; Омега-Л, 2008. 384 с.