Файл: Основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях. Международные стандарты бухгалтерского учета (Проблемы перехода на международные стандарты учета и отчетности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Утвержденные стандарты бухгалтерского учета являются документами, обязательными к применению и устанавливающими минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета:

  1. определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;
  2. допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
  3. порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;
  4. требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;
  5. план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения;
  6. состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности [2].

На современном этапе развития системы регулирования бухгалтерского учета федеральные стандарты заменяются Приказом № 157, который, по сути, включает в себя весь перечень необходимых положений по ведению учета, за исключением информации о составе и порядке составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. [15,c.31]

Следующим уровнем нормативного регулирования бухгалтерского учета учреждений сектора государственного управления являются отраслевые стандарты, которые должны устанавливать особенности применения федеральных стандартов.

В целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета на добровольной основе могут применяться соответствующие рекомендации. [23.c. 210]

Данные рекомендации направлены на информирование по формам документов, организационным формам ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля за их деятельностью и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов.


Для учреждений государственного сектора к таким документам относятся:

  • приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» [7];
  • приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» [6];
  • приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» [8];
  • приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» [9];
  • приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» [4];
  • приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» [5].

Последним уровнем нормативного регулирования государственных (муниципальных) учреждений являются их внутренние стандарты, которые предназначены для упорядочения организации и ведения бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно.

Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от места их нахождения [2].

К данному уровню относится учетная политика учреждения. Под учетной политикой понимается совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.

Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:


  1. при изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  2. при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  3. при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта [2].

Выводы:

Полагаем, что уточненная нами система нормативного правового регулирования бухгалтерского учета и изложенные взаимосвязь и соподчиненность нормативных правовых актов направлены на совершенствование правоприменительной практики экономических субъектов и, соответственно, снижение рисков возникновения хозяйственных споров между субъектами экономической деятельности, а также с контролирующими органами.

Нормативная база бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений в последнее время пополняется новыми документами, которые соответствуют современным требованиям. Несмотря на это, остаются непроработанными различные области учета. Это отсутствие можно восполнить разработкой соответствующих федеральных и отраслевых стандартов, проектировка которых находится в компетенции федеральных министерств и ведомств, а также стандартов экономического субъекта, в виде качественной и объективной учетной политики.

Глава 2. Проблемы перехода на международные стандарты учета и отчетности

2.1. Понятие принципы международных стандартов бухгалтерского учета

Принципы и стандарты учета обязательно присутствуют в любой бухгалтерской системе - невозможно грамотно и стандартизированно вести систематический учет при отсутствии базовых понятий и правил. Как известно, в российской системе принципы учета в настоящее время изложены в Федеральном законе "О бухгалтерском учете", а стандарты учета описаны в положениях по бухгалтерскому учету (ПБУ). В западных учетных системах все выглядит несколько иначе. Поэтому необходимо начать со сравнения принципов и стандартов в международной и российской системах. [9, c. 35]


Начало процессу формирования международных учетных стандартов было положено в США в 60-е гг. прошлого века, когда стали вводиться в практику обоснованные и отражающие практические задачи общие принципы бухгалтерского учета (Generally Accepted Accounting Principles - сокращенно GAAP), что на русский язык можно перевести как "Общепринятые принципы бухгалтерского учета". Такой подход к формированию законодательной базы бухгалтерского учета значительно облегчил работу всех финансовых органов этой большой страны.

Одиннадцать основных принципов (концепций) бухгалтерского учета легли в основу системы GAAP. В настоящее время их более пятидесяти. На этих принципах основан не только американский бухгалтерский учет, но и большая часть западных систем бухгалтерского учета. [9, c. 36]

Впоследствии возникла необходимость в разработке и внедрении международных стандартов, которые были бы приняты всеми странами для полного взаимопонимания в сфере экономики. Этого требовал и значительный рост экономических связей в современном мире. [9, c. 39]

С 1973-го по 2001 г. такие международные стандарты разрабатывал Комитет по Международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Committee) (IASC) и выпускал их под названием International Accounting Standards (IAS). В 2000 г. комитет был реформирован, и в его составе был создан Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (IASB), к которому перешли функции по разработке стандартов. Новые стандарты стали выходить под названием IFRS (International Financial Reporting Standards), т.е. Международные стандарты финансовой отчетности, и заменять устаревающие стандарты. Таким образом, в целях стандартизации подхода в настоящее время в международной практике оба вида этих стандартов называют Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Говоря о структуре международных стандартов, в их составе можно выделить:

раздел "Прозрачность финансовой отчетности", в котором характеризуется понятие "прозрачность" как создание среды, в которой информация о существующих условиях, принимаемых решениях и действиях делается доступной, видимой и понятной для всех участников рынка. В этом же разделе сформулированы определенные ограничения на прозрачность, связанные с понятием коммерческой тайны; [11, c. 12]

"Принципы подготовки и раскрытия финансовой отчетности";

непосредственно Международные стандарты финансовой отчетности (IAS и IFRS);

интерпретации (разъяснения) отдельных положений МСФО, которые выпускает Постоянный комитет по интерпретациям (SIK/ПКИ).


"Принципы подготовки и раскрытия финансовой отчетности" определяют основы и цели составления финансовой отчетности, состав пользователей этой отчетности, а также качественные характеристики финансовой отчетности и основные допущения при ее составлении. [9,c. 37]

Для того чтобы информация могла использоваться на международном уровне, она должна отвечать следующим качественным характеристикам:

  • понятность (understandability) информации означает, что она доступна для понимания пользователями, обладающими достаточными знаниями в области бухгалтерского учета. Следует отметить, что информация о сложных вопросах, требующая раскрытия в финансовой отчетности, не должна исключаться только из-за того, что она может не отвечать требованию понятности для некоторых пользователей; [12, c. 51]
  • уместность или значимость (relevance) информации предполагает, что она будет влиять на экономические решения пользователей. Уместность информации определяется ее характером и существенностью. В одних случаях характера информации достаточно для ее раскрытия независимо от существенности. В других случаях большое значение имеет существенность, когда пропуск или искажение информации может повлиять на экономические решения пользователей отчетности; [12, c . 52]
  • надежность или достоверность (reliability) информации имеет место в том случае, если она не содержит существенных ошибок и искажений и является беспристрастной. Достоверная информация должна удовлетворять следующим требованиям:
  • правдивое представление (faithful representation) - информация должна правдиво раскрывать хозяйственные операции в финансовой отчетности; [9, c. 44]
  • приоритет содержания над формой (substance over form) - информация должна принимать во внимание, прежде всего, экономическую сущность фактов хозяйственных операций, а не юридическую форму;
  • нейтральность (neutrality), т.е. ненацеленность информации на интересы определенных групп пользователей; [12, c. 81]
  • осмотрительность (prudence) - это очень важное требование, которое заключается в консервативной оценке активов и пассивов. Активы и доходы не должны быть переоценены, а обязательства и пассивы - недооценены, т.е. активы отражаются по наименьшей из возможных оценок, а обязательства - по наибольшей. Иными словами, учитываются потенциальные убытки, а не потенциальные прибыли; [11, c. 45]
  • полнота (completeness) - в отчетности должны получить отражение все существенные с точки зрения пользователей отчетности факты хозяйственной деятельности за отчетный период;
  • сопоставимость или сравнимость (comparability) информации должна обеспечивать сопоставимость данных финансовой отчетности как с предшествующими периодами, так и по отношению к другим компаниям. Это означает, что необходимо раскрывать все изменения в учетной политике таким образом, чтобы данное требование выполнялось. [12,c . 45]