Файл: Инвестиционная привлекательность предприятия (Практические аспекты оценки и расчета показателей инвестиционной привлекательности предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из этого следует, что в зависимости от того на какой стадии развития находится предприятие зависит и постановка цели вложений в него. Поэтому, жизненный цикл организации играет немаловажную роль в определении инвестиционной привлекательности предприятия.

Одним из условий развития инвестиционной деятельности предприятия является наличие инвестиционной политики.

Инвестиционная политика предприятия - это сложная, взаимосвязанная и взаимообусловленная совокупность видов деятельности предприятия, которая направлена на свое развитие в дальнейшей перспективе, получение прибыли и иных положительных эффектов, полученных в результате инвестиционных вложений [12].

Инвестиционная политика, как и инвестиционный потенциал, неимеют под собой твердо закрепленное терминологическое определение, одниавторы склоняются к тому, что инвестиционная политика - это составнаячасть финансовой стратегии организации, другие считают, что совокупность взаимосвязанных видов деятельности предприятия более точно передает смысл данного термина.

1.2.Ключевые факторы оценки инвестиционной привлекательности предприятия

Исходя из того, что функционирование любой социально-экономической системы, к которым относятся и предприятия, происходит в условиях сложного взаимодействия комплекса внутренних и внешних факторов, то в агрегированном виде, факторы инвестиционной привлекательности предприятия можно разделить на две группы внутренние и внешние [15].

В связи с тем, что само понятие инвестиционной привлекательности не имеет единого представления среди ученых, уделяющих ему особое внимание, то и единая группировка факторов, оказывающих влияние на инвестиционную привлекательность предприятия, остается предметом дискуссий до настоящего момента. Так же следует отметить, что факторы, влияющие на уровень инвестиционной привлекательности предприятия, варьируются в зависимости от потенциального объекта и цели вложения инвестиций.

Как упоминалось выше, факторы оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность предприятия, условно делятся на внутренние и внешние факторы.

Внешними факторами являются факторы, оказывающие косвенное воздействие на инвестиционную привлекательность предприятия. Это те факторы, на которое само предприятие не способно оказывать прямого воздействия, но от этих факторов зависит функционирование, развитие и привлекательность предприятия для инвесторов. К таким факторам относятся инвестиционная привлекательность страны, региона и отрасли. Оценку инвестиционной привлекательности обычно проводят большие рейтинговые агентства, такие как Эксперт РА, Standard&Poors, Moody’s.


К внешним факторам, характеризующим инвестиционную

привлекательность страны, в общем виде, можно отнести социально-

26политическую стабильность, экономическую стабильность, развитость кредитно-финансовой системы и фондового рынка, уровень коррупции, наличие и степень совершенства нормативных актов в области инвестиционной деятельности, налоговую политику, уровень научно­технического прогресса, уровень риска и т. д.

Отношение к факторам, влияющим на инвестиционную привлекательность региона, в экономической литературе имеет различные подходы их группировки.

К.В. Балдин придерживается мнения, что на инвестиционный климат региона влияют группы благоприятных и неблагоприятных факторов [16].

Н.И. Пасяда и А.Н. Асаул предлагают классифицировать факторы, оказывающие воздействие на инвестиционную привлекательность региона, по направлению их влияния (факторы потенциала, риска и инвестиционной активности), и по длительности их воздействия (неизменные, медленно изменяемые и быстро изменяемые факторы) [17]. В свою очередь, В.М. Аскинадзи и В.Ф. Максимова считают, что данные факторы следует классифицировать по признаку объективности и субъективности [18].

Лидирующую позицию по оценке инвестиционной привлекательности российских регионов занимает международное рейтинговое агентство «Эксперт».

Методика оценки инвестиционной привлекательности регионов данного агентства включает в себя следующие блоки инвестиционный потенциал и инвестиционный риск региона, каждый из которых, в свою очередь, включает в себя определенный набор потенциалов и рисков.

Инвестиционный потенциал включает в себя 8 основных потенциалов, каждый из которых состоит из определенного количества факторов, влияющих на общее значение потенциала региона. К ним относятся

  1. производственный потенциал - данный потенциал представляетсобой совокупность производственных ресурсов, имеющихся враспоряжении региона для созидательной деятельности, расширенноговоспроизводства системы жизнеобеспечения населения и получения максимально возможного производственного результата, который может быть получен при наиболее эффективном использовании производственных ресурсов, при имеющемся уровне техники и технологий, передовых формах организации производства [19];
  2. трудовой потенциал - трудовой потенциал раскрывает имеющиеся в настоящее время или прогнозируемые в будущем объемы трудоспособного населения, образовательный уровень и другие качественные характеристики трудовых возможностей региона;
  3. потребительский потенциал - характеризует покупательную способность населения в данном регионе. Оценка данного потенциала очень актуальна для инвесторов, собирающихся вложить средства в производство и продажу продукции в конкретном регионе, так как данный потенциал помогает оценить потребительские расходы на душу населения и выгодность вложения
  4. инфраструктурный потенциал подразумевает региональную оснащенность производственного процесса для взаимодействия с другими регионами. К региональной инфраструктуре относят системы дорог, торговые сети, очистные сооружения, водо-, газо- и электроснабжение и другие [20];
  5. финансовый потенциал представляет собой денежные средства, образованные при распределении и перераспределении совокупного регионального общественного продукта и дохода, которыми располагает регион [21];
  6. инновационный потенциал - данный потенциал характеризует уровень инновационного развития региона, его способность формирования и использования инновационных ресурсов, необходимых для инновационного развития
  7. природно-ресурсный потенциал характеризуется наличием на территории региона природных ресурсов, способных участвовать в хозяйственной деятельности с учетом экономической целесообразности ;
  8. институциональный потенциал - данный потенциал помогает оценить уровень развитости рыночных институтов региона, которые способствуют функционированию механизмов инвестиционного рынка
  9. туристический потенциал характеризует наличие мест «притяжения» в регионе (в т.ч. особое культурное и природное наследие), развитость туристской инфраструктуры (в частности мест размещения) и туристический поток.

Инвестиционный риск, складывается из шести видов риска, каждый из которых так же включает в себя определенный набор факторов, которые, в конечном счете, влияют на значение, как самого риска, так и инвестиционной привлекательности региона в целом:

  1. социальный риск - данный вид риска отражает социальную напряженность в регионе, связанную с ростом недовольства населения при снижении уровня жизни, ухудшении демографической ситуации, недоверием к властям
  2. экономический риск характеризуется изменчивыми тенденциями развития экономики региона
  3. финансовый риск отражает уровень сбалансированности финансов предприятий и регионального бюджета
  4. экологический риск - данный вид риска отображает степень загрязненности окружающей среды региона
  5. криминальный риск - с помощью данного вида риска оценивается региональный уровень преступности и степень тяжести совершаемых преступлений, а так же уровень экономических преступлений
  6. управленческий риск помогает определить степени развитости социальной и управленческих систем, качество бюджетного управления,

наличие программно-целевых документов.

Третьей из групп внешних факторов, влияющих на инвестиционную привлекательностьпредприятия,являетсяинвестиционнаяпривлекательность отрасли. В общем виде инвестиционная привлекательность отрасли оценивается по следующим факторам

  • уровень конкуренции в заданной отрасли ;
  • емкость рынка;
  • барьеры вхождения;
  • текущее развитие;
  • эластичность цен;
  • доступность ресурсов;
  • динамика и структура инвестиционных вложений ;
  • стадия развития;
  • технологии.

Однако не все авторы придерживаются мнения, что внешние факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность предприятия, складываются из факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность страны, региона и отрасли. Так, например, В.Москвин выделяет следующие внешние факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность предприятия [22]:

  • принадлежность предприятия к отрасли;
  • местоположение предприятия;
  • отношение владельцев с властью;
  • характер владения.

В свою очередь, Д.А. Ендовицкий, относит к внешним факторам экономические особенности отрасли, потенциал региона, в котором функционирует предприятие, законодательство в области инвестиций и другие [23].

Внутренними факторами являются те факторы, которые оказывают прямое воздействие на инвестиционную привлекательность предприятия и могут контролироваться предприятием.


К основной группе внутренних факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность предприятия можно отнести

  • финансовое положение предприятия;
  • производственные факторы;
  • качество менеджмента;
  • инвестиционную деятельность;
  • инновационную деятельность;
  • рыночную устойчивость;
  • юридические факторы.

Каждая группа внутренних факторов подразделяется на совокупность показателей, которые в целом дают объективную оценку данному фактору. Показатели по каждому из внутренних факторов приведены ниже.

  1. Финансовое положение.

Финансовое положение предприятия является экономической категорией, которая отражает положение капитала предприятия в процессе его кругооборота, а так же способность предприятия к саморазвитию на фиксированный момент времени. Данная категория внутренних факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность предприятия, характеризуется составом и размещением средств, структурой их источников, способностью предприятия погашать свои обязательства, скоростью оборота капитала и другими факторами.

Показатели, включающиеся в оценку финансового положения предприятия

  • ликвидность - данный термин включает в себя группу показателей, которые оценивают возможность предприятия обращать свои активы в деньги;
  • платежеспособность - отражает способность предприятия своевременно отвечать по своим денежным обязательствам, обусловленным договором или законом, за счет имеющихся в его распоряжении денежных ресурсов;
  • рентабельность - является относительным показателем экономической эффективности предприятия. Комплексно отражает степень эффективности использования трудовых, материальных и денежных ресурсов предприятия;
  • оборачиваемость - включает в себя совокупность коэффициентов, отражающих эффективность управления активами предприятия и характеризующих активность и интенсивность их использования;
  • финансовая устойчивость - характеризует состояние счетов предприятия, гарантирующее постоянство его платежеспособности;
  • качество собственного капитала - совокупность свойств собственного капитала, которые выражаются в определенных показателях и факторах, в зависимости от состояния капитала;
  • структура капитала - помогает определить, насколько возможна реализация долгосрочной стратегии развития предприятия, за счет соотношения заемного и собственного капитала организации;
  • денежные потоки - анализ данного показателя помогает оценить, насколько эффективно предприятие распоряжается своими денежными средствами, что в свою очередь, дает представление о его конкурентоспособности и дальнейшем развитии.

  1. Производственные факторы.

Производственные факторы представляют собой совокупность показателей, характеризующих эффективность производственной деятельности предприятия. Данные показатели помогают оценить производственные возможности предприятия, определить возможные пути развития производства, или сокращения издержек

  • Средства труда - данный фактор помогает определить наличие необходимых для производства средств. Средствами труда является комплекс вещей, которые располагаются между человеком и предметом труда. Средствами труда выступает все, чем человек воздействует на предмет труда при создании готового продукта. К средствам труда можно отнести здания, сооружения, оборудование, хозяйственный инвентарь, транспорт и другие;
  • предметы труда - так же помогают оценить наличие необходимых для производства компонентов, в данном случае, предметов труда. Предметами труда выступают непосредственно, материалы;
  • трудовые ресурсы - оценка трудовых ресурсов помогает оценить трудовую составляющую предприятия. Насколько квалифицированы работники, занимающие определенные должности, имеют ли они необходимые знания для выполнения предназначенных им заданий, насколько эффективно предприятие использует свои трудовые ресурсы;
  • производственные мощности - оценка производственных мощностей предприятия помогает сделать вывод об эффективности использования оборудования при выпуске продукции;
  • технический уровень производства - помогает оценить степень развитости техники, технологии и организации производства.
  1. Качество менеджмента.

Качество менеджмента отражает способность субъекта управления соответствовать потребностям управляемой системы для достижения ею наилучших результатов в основной деятельности. В отличие от предыдущих факторов, данный фактор не является количественным, он ориентирован на анализ эффективности внутренней политики управления предприятием, где большую значимость получает человеческий ресурс, грамотное и эффективное управление им и предприятием в целом

  • уровень и перспективность развития менеджмента - помогают оценить, насколько эффективны используемые стандарты управления на предприятии, и имеют ли они возможность улучшить качество работы за счет внедрения более прогрессивных методов управления;
  • стратегия - само наличие стратегии на предприятии подразумевает постановку и выполнение конкретных задач для достижения конечной цели. Анализ стратегии предприятия помогает определить, насколько реалистичные цели ставит перед собой предприятие, и насколько оно эффективно в их осуществлении. Наличие и реализация программы развития предприятия дает возможность инвестору дать оценку динамике развития предприятия;
  • клиентоориентированность - помогает определить, насколько компания восприимчива к потребностям потребителей;
  • восприимчивость к переменам - данный фактор характеризует способность предприятия подстраиваться под изменяющиеся потребности рынка (изменения в законодательстве, изменение предпочтений потребителей и т. д.);
  • конкурентоспособность продукции - помогает оценить, насколько продукция предприятия отвечает запросам заинтересованных лиц, в сравнение с другими аналогичными субъектами рынка.