Файл: Инвестиционная привлекательность предприятия (Практические аспекты оценки и расчета показателей инвестиционной привлекательности предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данной работы обусловлена тем, что на данный момент не существует объективного способа оценки инвестиционной привлекательности предприятия, способного достоверно отобразить возможные проблемы функционирования и риски вложения средств в предприятие. Существующие методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия учитывают либо недостаточное количество факторов, необходимым для оценки, либо же избыточное количество факторов, подлежащих оценке, в результате чего инвестору достаточно сложно вычленить необходимую информацию и принять верное решение.

Объектомисследованиявыступаетинвестиционнаяпривлекательность предприятия и её составляющие.

Предметом исследования является предприятие ОАО «Фармстандарт- Томскхимфарм», оценка инвестиционной привлекательности которого будет проведена.

Целью данной работы является модернизация существующих методик оценки инвестиционной привлекательности предприятия, с учетом значимых для него факторов оценки и практическая реализация выведенной методики.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • изучить теоретические основы по вопросу инвестиционной привлекательности предприятия
  • рассмотреть существующие методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия, выявить их достоинства и недостатки
  • проанализировать составляющие факторы инвестиционной привлекательности ОАО «Фармстандарт-Томскхимфарм» предложенным методом оценки для выявления его инвестиционной привлекательности.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

глава 1.Методологические основы оценки инвестиционной привлекательности предприятия

1.1.Понятие инвестиционной привлекательности предприятия

В современных условиях функционирования экономики, инвестиционная привлекательность является одним из важных факторов, обуславливающих стабильное развитие предприятия. Многие работы зарубежных и отечественных ученых посвящены изучению понятия инвестиционной привлекательности, среди них можно выделить У. Шарпа, М. Скотта, Д. Морриса, Т. Коупленда, Ю. Бригхема, Ф. Бергера, И.И. Ройзмана, Э.И. Крылова, В.А. Москвина, В.В. Бочарова, И.А. Бланка и других. Каждый из ученых интерпретирует значение понятия инвестиционная привлекательность по-разному, так как значение понятия зависит от вложенных в его основу факторов, поэтому на сегодняшний день, не выработано унифицированного подхода к толкованию данного термина.


Большинство определений понятия инвестиционной привлекательности сводятся к трактовке данного термина, как системы или сочетания различных признаков, или факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на состояние оцениваемого объекта, без дальнейшей конкретизации этих признаков. Такое общее определение связано с тем, что существует множество факторов, способных повлиять на инвестиционную привлекательность объекта. Разница не только в том, что авторы не могут сойтись во мнении, какие факторы должны считаться значимыми при оценке инвестиционной привлекательности, а какие имеют меньшее значение, но и в том, что в зависимости от самого объекта оценки, типа инвестора, цели инвестирования, данные факторы будут существенно разниться.

Целью каждого предприятия является извлечение дохода, для достижения данной цели предприятию необходимо отличатьсяконкурентоспособностью, которая в свою очередь должна быть стабильной.

Поэтому с каждым годом все большую значимость и актуальность приобретает оценка инвестиционной привлекательности фирмы [1].

В эпоху модернизации производства и внедрения инноваций, инвестиционная привлекательность, как возможность перспективы развития предприятия под влиянием инвестиционного процесса, является весьма актуальной.

Понятие инвестиционной привлекательности предприятия представляет собой общность показателей характеризующих эффективность, которые отображают рентабельность денежных вложений в развитие компании.

Инвестиционная привлекательность фирмы включает в себя совокупность финансово-экономических показателей, которые производят оценку внешней среды предприятия, уровень ее позиционирования на рынке, возможности результатов.

Как упоминалось выше, само определение понятия «инвестиционная привлекательность» в экономике отсутствует, оно содержит большую базу знаний и методологию, но является абстрактным. Ведь, например, для банка и частного капитала нужны совершенно различные показатели. В первую очередь, для банков рассматривается платежная способность и скорость возврата средств на предприятии, а для акционера же важнее окупаемость в совокупном доходе активов от активной и планомерной работы предприятия [2].

В целом, следует отметить, не смотря на то, что в научных работах отсутствует единое мнение относительно трактовки данного понятия, но, тем не менее, мнения отечественных авторов существенно дополняют друг друга. Условно можно разделить существующие подходы к определению данного термина на несколько групп [3]:


  1. Инвестиционная привлекательность, как условие развития предприятия.

К числу авторов, относящих инвестиционную привлекательность к условию дальнейшего развития предприятия, можно отнести Т.Н. Гуськову [4], которая определяет инвестиционную привлекательность предприятия, как «состояние его хозяйственного развития, при котором с высокой долей вероятности, в приемлемые для инвестора сроки, инвестиции могут дать удовлетворительный уровень прибыльности, или может быть достигнут другой положительный эффект».

Крылов Э.И. считает инвестиционную привлекательность обобщенной характеристикой с точки зрения перспективности, выгодности, эффективности и минимизации риска вложения инвестиций в развитие предприятия за счет собственных средств и средств других инвесторов.

Мнения, что инвестиционная привлекательность - это «динамическая категория, представляющая собой определенный вектор (или систему векторов) инвестиционного развития предприятия», придерживается В.А. Толмачев [5].

Путятина Л.М. и Ванчугов М.Ю. считают, что инвестиционная привлекательность предприятия, это экономическая категория, характеризующая эффективность использования имущества предприятия, его платежеспособность, финансовую устойчивость, способность к инновационному развитию на базе повышения доходности капитала, технико-экономическогоуровняпроизводства,качестваконкурентоспособности выпускаемой продукции.

Инвестиционная привлекательность, как условие инвестирования.

Сторонниками данной категории определения термина инвестиционной привлекательности являются И.И. Ройзман, В.А. Машкин, Масленникова И.Б.

По мнению И.И. Ройзмана, инвестиционная привлекательность предприятия является «совокупностью различных объективных признаков, свойств, средств, возможностей, обуславливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в основной капитал» [6].

В своей статье В.А. Машкин определяет инвестиционную привлекательность, как «наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования" [7].

Масленникова И.Б трактует данный термин, как степень вероятности достижения выдвигаемых целей инвестирования, выраженная в индивидуальных ожиданиях экономических агентов, потенциальных субъектов инвестиционного процесса.

  1. Инвестиционная привлекательность, как совокупность показателей.

Путятина Л.М. рассматривает инвестиционную привлекательность, как совокупность показателей. По её мнению, это «экономическая категория, характеризующая, эффективность использования имущества предприятия, его платежеспособность, финансовую устойчивость, способность к инновационному развитию на базе повышения доходности капитала, технико-экономического уровня производства, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции» [8].


Щиборщ К., Бирман Г. Под инвестиционной привлекательностью понимают целесообразность вложения средств в интересующее инвестора предприятие, которая зависит от ряда факторов, характеризующих деятельность хозяйствующего субъекта.

Э.И.Крылов, В.М.Власова и М.Г.Егорова в своем учебном пособии отмечают, что «инвестиционная привлекательность характеризуется не только устойчивостью финансового состояния, но и наряду с этим, инвестиционная привлекательность формируется благодаря конкурентоспособности продукции и клиентоориентированности, выражающейся в наиболее полном удовлетворении запросов потребителей» [9].

  1. Инвестиционная привлекательность, как показатель эффективности инвестиций.

И.В.Сергеев, И.И.Веретенникова и В.В.Яновский предлагают определение инвестиционной привлекательности субъектов хозяйствования проводить во взаимосвязи с оценкой эффективности инвестиций и инвестиционной деятельности «эффективность инвестиций определяет инвестиционную привлекательность, а инвестиционная привлекательность - инвестиционную деятельность. Чем выше эффективность инвестиций, тем выше уровень инвестиционной привлекательности и масштабнее инвестиционная деятельность, и наоборот» [10].

Прибытова Г. добавляет, что «Инвестиционная привлекательность - самостоятельная экономическая категория, которая характеризуется эффективностью использования имущества, способностью к саморазвитию на базе повышения доходности капитала и технико-экономического уровня производства» [11].

Никитина В.А. рассматривает инвестиционную привлекательность предприятия как соотношение доходности и риска, для нее это экономическая целесообразность инвестирования, основанная на согласовании интересов и возможностей инвестора и получателя инвестиций, которое обеспечивает достижение целей каждого из них на приемлемом уровне доходности и риска.

Совокупностью экономических и финансовых показателей предприятия, определяющих возможности получения максимальной прибыли в результате вложения капитала при минимальном риске вложения средств, считают инвестиционную привлекательность Иванов А.П., Сахарова И.В., Хрусталев Е.Ю.

Рассмотрев различные трактовки к определению понятия«инвестиционная привлекательность», можно сделать вывод о том, что несуществует единого мнения относительно данного термина. Но в основном,большинство ученых разделяют мнение о необходимости оценкиинвестиционной привлекательности предприятия, относительно надежности финансового состояния объекта.


Таким образом, изучив подходы многих авторов к пониманию данного термина, выведем наиболее полно характеризующее суть данного термина определение.

Инвестиционная привлекательность предприятия - это совокупность количественных и качественных показателей, отражающая эффективность деятельности различных аспектов предприятия, на основе которой строятся экономические отношения между субъектами хозяйствования для эффективного развития бизнеса и поддержания его конкурентоспособности.

В литературе так же рассматривают зависимость стадии развития, на которой находится предприятие и уровень его инвестиционной привлекательности.

Предприятие имеет определенную последовательность развития, которая характеризуется определенным уровнем успешности его деятельности. Условно выделяют 4 стадии развития предприятия :

  • детство - характеризуется малыми темпами роста, предприятие работает больше в минус
  • юность - получение стабильной прибыли, увеличиваются темпы роста, ускоряется денежный оборот
  • зрелость - характеризуется получением максимальной прибыли, прекращение развития, предприятие достигло своего максимального уровня
  • спад - прибыль и развитие предприятия постепенно снижаются.

Продолжительность такого жизненного цикла предприятия обычносоставляет 20-25 лет, затем, после стадии спада, предприятие либо ликвидируется, либо происходит перерождение предприятия.

Определение текущего цикла предприятия играет важную роль, для определения проблем и поисков их решения, характерных для каждого из этапов развития предприятия, а так же, позволяет определить инвестиционную привлекательность предприятия.

Наиболее инвестиционно-привлекательными предприятиями, являются фирмы, находящиеся на первых стадиях развития, детстве и юности. На стадии зрелости так же возможен ряд ситуаций, при которых предприятию необходимо инвестирование, и предприятие в состоянии его получить. К таким ситуациям относится положение при начальной стадии зрелости, или же, при поздней зрелости, приток инвестиций может обуславливаться такими факторами, как быстрая окупаемость предприятия, например инвестор, может вложить средства на небольшой период времени для переоборудования и модернизации предприятия, или приток инвестиций может быть обусловлен высокими показателями роста и маркетинговыми перспективами.

В период спада предприятие чаще всего не получает инвесторских вложений, только в том случае, если планируется смена направления деятельности предприятия или же большая диверсификация товаров.