Файл: Особенности создания картелей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 424

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исходя из вышесказанного, можно говорить о том, что картели существуют долгое время и крепко засели в рыночных отношениях многих стран. Где то они могут быть разрешены, но в большинстве стран запрещены. Картели делятся на виды в зависимости от своих целей, их организационная структура очень тонка. В последнее время создание картелей уже не преследует цель захватить тотальный контроль над рынком, а всего лишь завоевание одной отрасли.

Особенность картелей состоит в том, что они имеют своей целью преодоление кризисных ситуаций в экономике, восстановление баланса предложения и спроса. Тем не менее, положительный эффект от таких соглашений может быть только под четким и жестким контролем со стороны государственных органов.

2. Образование и функционирование картелей

2.1. Особенности создания картелей

Созданию картелей благоволит слабая экономическая ситуация в стране, где предприниматели не могут в силу неразвитости либо перенасыщенности рынка выбиться в активные продажи. Чтобы получить и максимизировать свою прибыль некоторые предприниматели и фирмы стараются объединиться, чтобы своим большинством установить выгодные для себя условия торговли. Эти условия могут касаться многих сфер, но направлены они исключительно на снижение конкурентоспособности остальных фирм.

Именно для тог, чтобы полностью или частично уничтожить конкуренцию и монополизировать прибыль создаются тайные сговоры, которые в большинстве случаев не поощряются государственными органами.[[34]]

Рассмотрим порядок действий, которые должны быть осуществлены для создания картеля.

Прежде всего, участники должны быть уверены, что реально существует барьер для входа на рынок или определенную его отрасль. Это делается для предотвращения возможности реализации продукции другими фирмами-конкурентами после того, как картель установить свои цены. В том случае, если бы существовал свободный вход в отрасль, то увеличение цены стало бы привлекать больше новых производителей. Следовательно, пределы предложения выросли бы, а цена упала бы ниже монопольного уровня, который выгодно поддерживать картелю.[[35]]


Картель не может быть образован без первой встречи, на которой достигается договоренность касательно дальнейших действий. На встрече оговариваются перспективы сотрудничества, устанавливается общий ориентир по уровню выпуска продукции. На встречах участники картеля оценивают рыночный спрос, предполагают, какое предложение могут организовать и высчитывают предельно допустимую прибыль для всех уровней выпуска. [[36]]

Третьим шагом является разграничение объемов, то есть распределение квот на выпуск товаров для каждого член картеля. Например, можно установить для каждой фирмы норму на каждый месяц. В том случае, если у производителей были бы одинаковые издержки, то это было бы эквивалентно уравновешиванию производства до тех пор, пока бы предельные издержки каждого участника не сравнялись бы с рыночным предельным доходом. Монопольную цену можно поддерживать только пока сумма месячных выпусков всех продавцов не превышает установленных размеров и не допускается переполнение рынка. [[37]]

Помимо этого необходимо установление процедуры проведения утвержденных квот. Этот шаг особо важен для того, чтобы созданный картель начал свою работу. Сложность заключается в том, что каждая фирма ставит перед собой внутреннюю цель расширить производство при картельной цене, так как если все участники картеля начнут увеличивать выпуск, то картель будет неработоспособным. Все это произойдет, потому что цена вернется к своему первоначальному конкурентному уровню. Важность установления квоты очень легко объяснить на словах. [[38]]

К примеру, когда фирма существовала самостоятельно, выпуск ее продукции был эластичным, а продажи полностью зависели от потребности покупателей. Производитель опасается поднимать стоимость своего товара на рынке, так как это повлечь отпугивание покупателей в сторону конкурентов. И все фирмы ведут себя примерно одинаково, чтобы поддерживать шаткое равновесие. Однако в условиях картелях устанавливаются определенные пределы производства для каждой фирмы в зависимости от производственной мощности. Выпуск всегда равняется предельным издержкам для каждой конкретной фирмы. [[39]]

Основной целью создания картеля выступает желание участников вытеснить конкурентов и получить максимальную прибыль путем объединения несколькими участниками.

Немаловажно для начала работы картеля установить штрафные санкции, для того, чтобы участвующие фирмы не нарушали условия договоренности. Главная проблема заключается в том, что как только картель договаривается о цене продукции, отдельные фирмы начинают обманными путями максимизировать свою прибыль. Если обманывают все, то картельное соглашение считается неэффективным и картель распадается, а экономические прибыль опускаются до нуля. [[40]]


Подобная ситуация сложилась в Организации экспортеров нефти (ОПЕК) - крупнейшем картеле международного характера. На его долю приходилось более чем 40% мирового экспорта нефти. В 1997 году цены на нефть стран-участников упали с 23 до 17 долларов за баррель. Причиной падения цены стало нарушение некоторыми странами картельного соглашения, в частности Венесуэлой и Нигерией, на долю которых приходилось, соответственно, 40% и 20% избытка нефти. [[41]]

К примеру, Венесуэла делала это не в первый раз, так как считала, что система квот и распределения уже себя изжила и превратилась в механизм добровольной сдачи позиций ОПЕК на рынке в пользу нефтедобывающих стран, которые не являлись ее членами. Естественно, распад организации стран экспортеров нефти не грозит, однако их прибыль значительно сократилась. Этот пример является подтверждением того, что очень сложно в практике картеля установить правильную картельную цену и следовать условиям и правилам договоренности. [[42]]

Когда в экономике замешаны интересы предпринимателей сложно поддерживать баланс, так как каждый участник в первую очередь заинтересован в превышении своей прибыли и всячески пытается обойти запреты. Этот вопрос особо актуален, если производители не могут договориться об оценке и эластичности рыночного спроса, к тому же если у них разные уровни издержек производства. Это говорит о том, что производители с более высокими средними издержками добиваются более высоких цен в картельном соглашении.

Таким образом, для создания картеля участники должны убедиться в существовании барьера для входа в отрасль для усложнения появления новых конкурентов, организовать встречу всех потенциальных участников картеля, чтобы установить совместный ориентир дальнейшего сотрудничества, определить и зафиксировать квоты для каждого участника и установить процедуру проведения квот.

Помимо этого в процессе образования картеля необходимо справить с двумя основными проблемами -это согласование противоречивых интересов между участниками внутри картеля, то есть достигнуть договоренности, и снизить конкурентоспособность фирм-производителей, которые не являются участниками картеля.

Исходя из вышесказанного, можно судить о том, что не так сложно создать картель и установить правила, как выполнить все соглашения, так как каждый участник после образования картеля заинтересован в скрытом нарушении условий и достижения максимальной индивидуальной прибыли. Если же установленные правила будут нарушаться всеми участниками картеля - это приведет к его распаду. Следовательно, успех картеля полностью зависит от пресечения и выявления обманных действий, поэтому любое картельное соглашение имеет механизм принуждения к выполнению установленных правил и карательные меры в случае обмана участниками.


2.2. Практика функционирования картелей

Рассмотрев основы образования картелей, необходимо изучить систему их функционирования. Чтобы создание картеля привело к положительному результату нужно четко планировать его деятельность.

Работа картеля зависит от таких показателей как наличие двух и более договаривающихся производителей, наличие однородной продукции наряду с одинаковыми издержками и постоянный рыночный спрос на их товары.

Чтобы оценить эффективность функционирования картеля нужно рассмотреть ряд фактов, среди которых выделяют наличие эффективного антимонопольного законодательства в стране, где создан картель, количество производителей и продавцов на рынке, стабильность спроса на товары, однородность продукции, сопоставимость издержек, склонность участников картеля нарушать условия соглашения. [[43]]

Рассмотрим на примере процесс функционирования квотного картеля. Предположим, что в каком-либо регионе несколько производителей хотят создать картель. Допустим, что здесь же функционирует ряд поставщиков необходимого сырья для производства. Фирмы -потенциальные создатель картеля договариваются и фиксируют цену равную средним издержкам. Каждый производитель опасается сильно завышать цену по причине того, что остальные не последуют его примеру и вследствие этого прибыль уменьшится. Поэтому производители стараются не нарушать условий картеля касательно выбранной цены для того, чтобы каждый участник получил положительную прибыль. [[44]]

Помимо этого, заказывая сырье и производя товар, каждый участник обязан не превышать предельно допустимую квоту, то есть пределы производства. Это делается, чтобы не произошло превышение производственной мощности и не допустить избыток товара на рынке. При выбросе на рынок огромного количества невостребованного товара кто-либо из конкурентов либо участников картеля будет вынужден снизить цену для привлечения спроса. А это уже противоречит первоначальным условиям картеля. Если условия картеля были нарушены договаривающейся стороной, то на нее будут наложены штрафные санкции. Поэтому, чтобы поддержать картельную цену, каждый участник не должен производить больше, чем величина квоты. [[45]]

Если рассматривать практику функционирования картелей, то наиболее наглядно это будет осуществить на конкретном примере, который имел место быть в реальной жизни.


К примеру, сделаем это на основе созданного в XX веке «Золотого картеля». В 1971 году отменили золотой стандарт, но особо грамотные эксперты в этой области заметили, что даже если золото на мировом рынке не дешевеет, то цены на него все равно очень сильно отстают по темпам роста ль динамики цен на остальные товары мирового рынка. В то время происходило странное явление -золото дешевело даже на фоне индексов фондового рынка и цен на недвижимость. [[46]]

Заниженные цены на золото неблагоприятно отражались на прибыли компаний, которые работают в золотодобывающей промышленности. Несколько компаний объединились, чтобы исправить ситуацию и помочь вывести наиболее оптимальную стоимость золота. Эта организация стала существовать под названием ГАТА (GATA-Gold Anti–Trust Action). Представители этой организации были уверены, что на мировом рынке функционирует группа злоумышленников, которые намерено, занижают либо манипулируют стоимостью золота на мирровом рынке и эта группа образует в тайном сговоре картель. Со временем было проведено расследование и выявлено, что тайный сговор реально существует, и его создали 12 организаций различных стран, а именно Казначейство Соединенных Штатов Америки, Федеральный резервный банк Нью-Йорка, Банк Англии и несколько наиболее крупных инвестиционных и коммерческих банков США и Западной Европы. [[47]]

Сговор был создан для того, чтобы скрыть реальную валютную ситуацию, складывающуюся в Америке. Картель вмешался в процесс реализации золота на рынке, чтобы сохранить стабильность и стойкость доллара как мировой валюты. Правительство США в одно время выпустило очень большой объем валюты (долларов) не обеспечивая его золотым запасом. Если бы цены на золото росли по факту его ликвидности и адекватной оценки стоимости, то необеспеченная валюта США обесценилась и потеряла бы свой вес на мировой арене, тем самым США потеряло бы свой статус и имидж мирового лидера [[48]]

Данные организации долгое время успешно справлялись с основными функциями картеля. Банки четко регулировали цены в отрасли и старались удерживать их на выгодном для себя уровне, в это же время поддерживали низкие издержки своей организации и хорошие дипломатические связи между отраслевыми лидерами.

В мировой экономике есть одно правило -чем ниже цена на золото, чем крепче доллар. Поэтому первоочередной целью картеля было укрепить доллар, а именно снизить на мировом рынке стоимость золота, которое выступало ему в противовес. Тем не менее, чтобы снизить цену «золотого металла» необходимо обеспечить повышенное предложение этого металла на мировом рынке. Именно поэтому американские банки обратили свои взоры на его гигантские запасы, которые сосредоточены в подвалах центральных банков и казначейств. Чтобы провернуть такую махинацию картель скрыл официальные запасы золота и все операции, связанные с ним. Полностью изолировал участие представителей государственных органов и финансово контроля, чтобы лишние участники не совали свой нос в запретные дела. Поэтому ситуация сводится к серьезному повышению независимого статуса всех центральных банков. При этом можно отметить, что таким образом подчеркивается принцип картеля -полная негласность деятельности. [[49]]