Файл: Стиль воспитания в семье и тревожность детей в дошкольном возрасте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен).

1. Рисунок несуществующего животного:

Техника позволяет оценивать отношение ребенка к своему «Я», представление о своем положении в мире, идентификацию себя по значению с животным. Рисуемое животное — представитель самого рисующего. Способ создания образа характеризует тип воображения и взглядов. Низкий уровень — настоящее животное (до 6 лет — не отклонение от нормы). То же самое может быть показателем отклонения интеллектуального или эмоционального развития, может говорить о тревоге. Если представлено существующее однажды животное, литературное изображение или изображение фильма, то это говорит о плохом воображении или низком культурном уровне.

В исследовании следующие показатели тревожности представляли большой интерес:

- если присутствуют посторонние детали. Признаки агрессивной защиты (в форме собак, когтей, и т.д.)

Внутренний конфликт - несколько голов, которые ссорятся.

Бдительность, подозрительность - открытый рот без прорисовки губ и языка. Зачернен открытый округлый рот (у детей, подростков).

Подозрительность - щиты, барьеры, удвоенные линии.

Страхи - голова повернута налево (вероятный признак). Большие глаза с зачернением. В рассказе — длинный список страхов или страхов, нетипичных для животных.

Тревога, беспокойство - рисунок занимает весь лист. Излишек органов чувств. Люди вокруг боятся животное.

Линии с сильным нажимом сигнализируют о тревожности. В то же время важно обратить внимание, какая деталь выполнена с увеличенным нажимом, чтобы понять то, с чем связана тревога.

Существование каждого признака в рисунке оценивается в 1 балл. Во время обработки рисунков посчитана общая сумма пунктов.

В зависимости от беспокойства дети подразделяются на 3 группы: 

- высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%); 

- средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%); 

- низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%). 

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что высокий уровень тревожности у мальчиков больше чем у девочек, а значит предположение нашло свое подтверждение.

Большинство детей имеют средний уровень тревожности. Для детей живущих в городе это нормально. У высокотревожных детей наблюдается повышенная двигательная активность, беспокойство, сильное волнение.

Исходя из результатов анализа и всего вышесказанного, можно дать следующие рекомендации:

Педагогам:

- сторониться публичных порицаний и замечаний;


- избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше);

- непременно отмечать успехи индивидуально и перед группой;

- восхвалять ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения;

- как можно реже замечать ошибки, неудачи;

- бодрить во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки;

- пытаться делать как можно меньше замечаний ребенку;

- употреблять наказание лишь в крайних случаях;

- не унижать ребенка, наказывая его;

- употреблять эмоциональную поддержку (Ничего страшного… Бывает люди ошибаются, боятся... Ну ничего, в следующий раз получится…) – это уменьшает состояние страха, тревожности, напряженности;

- стимулировать помощь (У тебя получится, я знаю, я уверена, я в тебя верю…);

- персонально выделять (Только у тебя и может получиться… А мне очень нравится то, как ты это сделал, нарисовал и т. д.).

- усиливать мотивацию (Сделай это для меня, мне будет очень приятно… Нам это так нужно для…).

- давать высокую оценку детали (Вот эта часть у тебя замечательно получилась…);

- не торопить! Давать время сообразить;

- когда торопится, останавливать, успокаивать;

- если необходимо - повторить и уточнить инструкцию;

- избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость;

- чаще использовать телесный контакт;

- делать упражнения на релаксацию;

Родителям[11]1:

- избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше);

- непременно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другими членами семьи (например, во время общего ужина);

- хвалить ребенка, гордиться им;

- реже замечать ошибки, неудачи. В плохо сделанной работе можно найти что-то достойное для того, чтобы похвалить ребенка;

- приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные самостоятельные поступки;

- большое значение имеет оценка. Лучше если положительная встречается чаще;

- необходимо отказаться от таких слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак», «свинья»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты;

- не угрожать ребенку наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею!», «Уйду от тебя!», «Убью тебя!» или «Отдам тебя дядьке!»);

- ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру;

- родители должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая тревожного ребенка.


3.2 Психолого-педагогические рекомендации

Особое внимание в организации коррекционной работы должно быть обращено на консультирование родителей и педагогов. Главное объяснить особенности ребенка, сказать о его возможностях. Если в случае кроется дисгармония семейных отношений, необходимо тактично разговаривать об этом с родителями.

Рекомендации родителям тревожного ребёнка и педагогам должны включать следующее:

1. Связь с ребенком должна быть мирная и доброжелательная.

2. Уменьшать критику и отрицательные оценки поведения ребенка к минимуму. Относительно его личности такие оценки в целом недопустимы.

3. Поведением своим всяческим способом показать, что Вы верите в ребенка, чтобы вселить в него это, "заразить" его уверенностью.

4. Поднять самооценку ребенка, похвалить даже за маленькие успехи.

5. Увеличить проявление эмоциональной отзывчивости относительно ребенка. Обучаться методам, чтобы выразить "чувства", задачи и события.

В непосредственной работе с детьми педагог может применить следующие приемы и пути:

а) обучать методам расслабления;

б) проигрывать проблемные обстановки, являющиеся травмирующими для тревожного ребёнка;

в) подвижные игры для развития коммуникативных навыков;

г) ставить спектакли;

д) рисовать для выявления страхов;

е) применять элементы сюжетно-ролевой игры, художественных произведений с очевидным разрешением задач.

Применять в работе с тревожными детьми проективные методики, которые включают беседы по рисункам. Также можно применять сюжетно-ролевые игры.

Работать педагогам и давать психологическую и педагогическую помощь родителям[12]1:

1. Входить в контакт с родителями.

2. В ходе отдельных консультаций необходимо объяснить родителям особенности их ребенка, помочь принять его таким, какой он есть.

3. Развивать подход к воспитанию ребенка.

Важно рассмотреть уровень культуры родителей. Можно применять в работе с родителями виды занятий такие как:

а) индивидуальные консультации;

б) групповые консультации: общегрупповые собрания, давать информацию в «уголках родителей».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тревожность - тенденция человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги.

Тревога возникает в самом раннем возрасте, почти начиная с детства. В семь-восемь лет это эмоциональное состояние превращается в черту личности. Высокий уровень тревожности создает угрозу психическому здоровью личности, способствует развитию предневротических состояний.


Дети с увеличенным состоянием тревожности - дети со слабой нервной системой. Они вялы, замедлены в действиях, они медленно включаются в работу, переключаются долго и восстанавливаются. Работают медленно, но очень быстро отвлекаются. Скорость и интенсивность действий – низкие. Такие дети в большей степени нуждаются в поддержке, внимании со стороны взрослых. Чаще всего возникающее беспокойство связывается с неправильным воспитанием, сильными волнениями и страхами перед матерью. Тревожность приводит к отсутствию в человеке уверенности в возможностях в общении, связана с отрицательным социальным положением, формулирует конфликтные отношения. Проводимое исследование показало, что среди мальчиков 5-6 лет 50% имеют высокий уровень тревожности.

Одним фактором, который влияет на проявление тревожности в детях, является отсутствие эмоциональных потребностей со стороны родителей. Участвовали в исследовании дети старшего дошкольного возраста из полных семей и их родители.

Среди причин, вызывающих детское беспокойство на первом месте - отсутствие эмоциональных потребностей близких взрослых и условность родительской любви. Все это приносит эмоциональный дискомфорт переживающих детей, который связан с ожиданием проблемы и предчувствием нависшей опасности.

Нарушения в ходе формирования привязанности могут также привести к появлению тревожности.

Детское беспокойство может быть также последствием чрезмерной опеки ребенка, его защиты от всех, большей частью воображаемых опасностей, что вызвано доступностью тревожащих предчувствий, проблем и страхов в самих родителях.

Также тревожность может возникнуть, когда воспитание основано на завышенных требованиях с которыми ребенок не в силах справиться или справляется едва.

Таким образом, изученный материал позволил нам определиться в действительности понятия тревожности и её влияния на личное развитие ребенка. Фактором, влияющим на его рост, являются особенности родительского отношения к ребенку: строгое, безжалостное отношение, стили воспитания, позиция родителей по отношению к ребёнку, отсутствие эмоционального контакта с ребенком, ограничение в общении с ним, незнание возрастных и определенных особенностей ребенка.

Анализ литературы и проводимое психологическое исследование определили, что отношение родителя к ребенку проявляет значительное воздействие на формирование из личности ребенка. У любого человека есть уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Чтобы оценить человеком свое состояние – это для него значительный компонент самопроверки самоконтроля и самовоспитания.


Однако, повышенный уровень тревожности - субъективное проявление неблагополучия личности. Тревожность - показатель неблагополучия личностного развития и, в свою очередь, оказывает негативное воздействие на него.

Результаты, которые мы получили, позволяют утверждать, что при построении взаимодействия с детьми, родители часто игнорируют эмоциональное состояние ребенка под влиянием убежденности существования своей воспитательной функции, которая выполняется в ущерб важной родительской функции - создания условий безопасности, эмоционального принятия и поддержки детей.

Семья может быть как сильным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы и связанного разнообразного личного расстройства: неврозы, психоз, психосоматические болезни, сексуальные извращения и отклонения в поведении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алешина Ю. Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. М., 2014. – 458 с.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности под ред. Д.И. Фельдштейна. -М., 2005.

3. Волков Б.С., Волкова Н. В. Детская психология в вопросах и ответах. – М.: Сфера, 2011. – 255 с.

4. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально – нравственного развития. – СПб., 2012. 19-28 с.

5. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2014, - 320 с.

6. Козлова Е. В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации // Теоретические и прикладные проблемы психологиии. Сборник статей. – Ставрополь, 2005 – 16-20 с.

7. Постоева Л. Поможем детям справиться с тревожностью // Дошкольное воспитание, 2006 г., № 6 С. 59-64.

8. Практическая психология: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Кондратьевой – Мн.: Адукацыя, выхаванне, 2011, 187 с.

9. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: МПСИ; Воронеж: Из-во НПО «МОДЭК», 2000. – 35 с.

10. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.-М.,2000.

11. Степанов С.С. Нормальные проблемы нормального ребенка. – М.: Генезис, 2002. – 144 с.

Приложение 1

Уровень тревожности каждого ребенка, участвующего в исследовании.

И.Ф.ребенка

Низкий ИТ

Средний ИТ

Высокий ИТ

Диана К.

50%

Юля В.

36%

Геля Г.

50%

Вика А.

57%

Диана Б.

50%

Соня К.

43%

Илья Б.

50%

Егор К.

57%

Сережа Х.

64%

Илья Д.

36%

Юра П.

57%

Андрей В.

43%