Файл: Стиль воспитания в семье и тревожность детей в дошкольном возрасте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Детей с увеличенным беспокойством отличает чрезмерная нервозность, и иногда они боятся не события, но его предчувствия. Часто они ждут худшего. Дети ощущают себя беззащитными, боятся играть в новые игры, начать новые видам деятельности. У них есть высокие требования себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки является низким, такие дети действительно думают, что они хуже, чем другие во всем, что они самые глупые, неуклюжие. Они ищут поддержку, одобрения взрослых во всех делах.

К психологическим особенностям развития личности тревожного ребенка дошкольного возраста можно отнести:

- преимущество позиции «малоценности», ущербности;

- непосредственно-чувственное отношение к себе;

- приписывание себе негативных эмоций, таких, как горе, ужас, гнев и чувство вины;

- неуверенность в себе, зависимость от чужого мнения;

- в ребенке формируется отрицательное представление о собственной личности;

- отмечается неустойчивая оценка болезни, нарастание пессимизма и депрессивности;

- изменяется иерархия мотивов, снижается их побудительная сила[7]1.

Характерны для тревожащих детей неосуществимость принять решение, колебания, сомнения, трудности в начале работы, бояться сделать 1-й шаг, выраженная фаза ориентировки в каждом задании. Они склонны разделить все действия на отдельные операции и тщательно проанализировать все.

В исследованиях Молчанова Г. В. показано, что, есть связь между уровнем операционального развития и индивидуальными особенностями в мыслительной деятельности детей. Выраженные определенные особенности по типу тревожность замедляют операциональное развитие детей.

Ещё в XIX веке русские писатели и педагоги подмечали, что все воспитание в семье держится на любви к детям. А любовь родителей обеспечивает полновесное развитие и счастье детей.

Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По словам психологов, исследующих проблемы семейного воспитания, контроль необходим для ребенка, так как вне контроля со стороны взрослых не может быть целеустремленного воспитания Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. В то же время контроль вступает в противоречие с надобностью ребенка быть независимым. Необходимо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ограничили его независимость, в то же время способствуя развитию самоконтроля.

Большое влияние на эмоциональное развитие ребенка оказано стилем родительского образования.


Стиль родительского воспитания считают как специфические особенности личности, “базирующиеся на комбинации индивидуальных переменных (личностные свойства, ожидания и представления, методы воздействия) и проявляющиеся в определенной форме взаимодействия с детьми”.

Придерживаясь классической терминологии, мы используем обычную классификацию стилей отношений: попустительский, авторитарный и демократический, но иногда, мы называем стиль попустительский индифферентным, авторитарный – агрессивным, демократический - гуманистическим. В практике семейного воспитания встречаются смешанные стили отношений между родителями и детьми.

Авторитарный стиль (в терминологии других авторов - «автократический», «диктат», «доминирование») - все решения приняты родителями, считающими, что ребенок должен подчиниться их желанию, власти.

Родители ограничивают независимость ребенка, не считают так или иначе обосновывать свои требования, сопровождая их твердым контролем, серьезными запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает раздоры и враждебность. Особенно энергичные, сильные дети выступают и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и покидают родительский дом, как только они могут себе это позволить.

Трус, не уверенный в себе ребенок, приучен повиноваться во всем родителям, не делая попыток решить что-то самостоятельно.

В случае такого воспитания в детях формируется только механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или ужасе перед наказанием, и как только опасность наказания исчезает, поведение подростка может стать антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, и между ними и родителями редко есть чувство привязанности, которое приводит к подозрительности, бдительности и даже враждебности к окружающим людям.

Демократический стиль (в терминологии других авторов - «авторитетный», «сотрудничество») - родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, слушают и обсуждают мнение и рекомендации родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и пытаются помочь им, чутко рассматривая их запросы. Одновременно родители показывают твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что создает правильное, ответственное поведение.


Попустительский стиль (в терминологии других авторов - «свободный», «снисходительный», «гипоопека») - ребенок должным образом фактически не знает запретов и ограничений от родителей или не выполняет указаний родителей, для которых свойственно неумение, неспособность или нежелание управлять детьми.

Становясь более взрослыми, такие дети сталкиваются с теми, кто не потакает им, не способны учесть интересы других людей, установить прочные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недочет начальства со стороны родителей как проявление безразличия и эмоционального отклонения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи управлять поведением детей может привести к вовлечению его в асоциальные группы, от того что психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, в нем, не произошли.

Позже были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) является отсутствием составного подхода к воспитанию, когда нет никаких четко выраженных, определенных требований к ребенку или возражениям, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

При таком стиле воспитания главная потребность личности - надобность в устойчивости и упорядоченности окружающего мира, наличии отчетливых целей в поведении и оценках.

Непредвиденность родительских реакций лишает ребенка чувства стабильности и вызывает повышенное беспокойство, нерешительность, импульсивность, и в трудных ситуациях даже агрессию и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость мнений, заниженная самооценка.

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) - - тяготение постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители наблюдают поведение ребенка, ограничивают его поведение, беспокоятся, что с ним может что-то случиться.

Невзирая на внешнюю опеку, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к преувеличению собственной важности у ребенка, с иной - к образованию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости[8]1.

Из литературы знаем, что особенно широко действует распространенный механизм формирования характерологических черт ребенка, ответственный за самопроверку и социальную компетентность, выступает интериоризация средств и навыки контроля, используемого родителями.


Одновременно надлежащий контроль принимает комбинацию эмоционального принятия к большому количеству требований, их ясности, непротиворечивости и последовательности в предъявлении ребенку.

Дети с адекватной практикой родительского отношения характеризуются хорошей адаптированностью к среде и общению со сверстниками, энергичны, независимы, инициативны, доброжелательны.

Демократический стиль воспитания считают особенно благоприятным для формирования личности ребенка. В случае этого метода руководства детьми родители на фоне эмоционального принятия полагаются на диалог и взаимное доверие, благополучно объединяют контроль и поддержку, стимулируют развитие инициативы и самостоятельности у ребенка.

По словам большинства авторов (Адлер А., Гарбузов В.И., Бондаренко Е.А., Бомринд Д.Ю, Крайг Г. И др.) авторитарный, попустительский и индифферентный стили родительского воспитания оказывают негативное влияние на процесс формирования личночти ребенка, содействуют как ранней невротизации, так и формированию стойких аномалий характера.

Стили ошибочного воспитания:

Эмоциональное неприятие ребенка.

При неприятии все в ребенке вызывает у взрослого досаду: и ест не так, и плачет слишком много, и т.д. Неприятие приводит к формированию у ребенка неуверенности в себе: если ребенка не любят родители, у него не может быть уверенности в собственных силах. В конце концов, у ребенка появляется ответное неприятие родителей, которое может быть перенесено на других взрослых. В характере ребенка формируются черты неустойчивости, негативизма, демонстративности. При слабом характере формируется полная зависимость от других людей.

Гиперсоциальное воспитание.

При этом стиле осознанного неприятия нет, но и учета особенностей ребенка тоже нет. Он должен следовать в своем развитии грубой родительской программе в соответствии с “идеальными” в настоящее время предписаниями ученых либо модой. В итоге у ребенка может произойти комплекс неполноценности, постоянного несоответствия родительским ожиданиям, что приводит к образованию тревожно-мнительного характера.

Тревожно-мнительное воспитание.

Ребенка любят, и такая любовь превращается в ужас потерять его. Зачастую данный тип воспитания отслеживается в семьях с единственным ребенком, ослабленным либо поздно появившимся. Ребенка не отпускают гулять, не разрешают играть со сверстниками, в итоге все этапы социализации он проходит со существенным отставанием и испытывает выраженные трудности адаптации к новым обстановкам, в частности к детскому саду.


Эгоцентрическое воспитание.

При данном типе воспитания ребенок растет при полном отсутствии хоть какой-то дисциплины. Все его мечты удовлетворяются немедленно. Он кумир всей семьи, и ему все дозволено. В итоге ребенок не приучен принимать и понимать интересы других людей, произвольный контроль у него резко снижен. Он не может ждать своей очереди, малейшие преграды воспринимает агрессивно. В коллективе уживается с трудом. Могут появиться демонстративные реакции по мере роста неуверенности в себе[9]1.

При том, что в отечественной литературе довольно глубоко и детально изучено влияние стилей семейного воспитания на формирование личности ребенка, слабо изученным остается вопрос об определенных проявлениях влияния воспитательных принципов на разные структурные элементы личности, в том числе на тревожность.

3 Особенности проявления тревожности в старшем дошкольном  возрасте

3.1. Организация, характеристика выборки, методики диагностики исследования

У мальчиков высокий уровень тревожности встречается чаще, чем у девочек. Именно поэтому целью исследования является выявление уровня тревожности у дошкольников.

Исследование проводилось с детьми 5-6 лет 23 и 30 марта 2016 года в МБДОУ Детский сад № 16 г. Мценска. В исследовании принимали участие двенадцать детей старшей группы. Из них шесть мальчиков и шесть девочек.

После обработки и интерпретации полученных с помощью этой методики данных определился уровень тревожности каждого ребенка, участвующего в исследовании. (Приложение 1).

Ни один из детей не имеет низкого индекса тревожности. Дети (67%) имеют средний уровень тревожности, из них 5 девочек и 3 мальчика. И около 33% имеют высокий индекс тревожности, при этом из них 3 мальчика и 1 девочка. Во время тестирования 4 ребенка проявляли беспокойство, нервозность, волнение. У некоторых детей наблюдалась повышенная двигательная активность: они грызли ногти, качали ногой, наматывали волосы на палец, покусывали нижнюю губу. У отдельных детей можно было заметить физиологические признаки повышенной тревожности, к примеру у них учащалось дыхание, потели ладони. В ходе диагностики высокотревожные дети нередко выбирали рисунок, на котором было изображено грустное лицо. Отвечая на вопрос «Почему?», они чаще всего говорили: «Потому что его ругают», «Потому что ее наказали», «Потому что на него не обращают внимания», «Не хотят с ней играть»[10]1.